История современности

Колядующих считали вестниками добра и счастья, поэтому старались щедро одарить

8:30 — 6 января 2015 eye 6503

С праздника Рождества и до Крещения в Украине люди приветствовали друг друга словами: «Христос народився!» или «З святим Різдвом, будьте здорові!»

Сегодня, 6 января, у православных и греко-католиков Сочельник, или Святой вечер. Согласно старинной традиции, в канун Рождества вся семья собирается за столом, на который хозяйка ставит 12 постных блюд. Как только на небе появится первая звезда, домочадцы молятся о том, чтобы в следующем году Бог послал им здоровье и благополучие. После этого можно приступать к торжественной трапезе.

В ночь перед Рождеством ждали в гости колядующих и выясняли по погоде, будет ли летом хороший урожай. А на следующий день отправлялись к кумовьям на жареного гуся или фаршированного поросенка, несли подарки и веселились от души.

Сочельник — праздник домашний. В Святой вечер за столом собиралась вся семья. Причем отец и мать строго предупреждали молодежь, чтобы никто не опаздывал к ужину: «Бо будете весь рiк блукати!» Готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и дети. Не зря в народе говорили: «Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в мирi та злагодi». Кстати, накануне праздника нужно было не только убрать и наготовить побольше вкусных блюд, но и вынести из дома все, что напоминало о будничной работе.

Когда все углы уже были выметены, а иконы украшены новыми руш­никами, хозяйка наклеивала на окна праздничные витинанки в виде солнца, звезды и креста, выстилала сеном полы, раскладывала сухую траву вокруг образов и на обеденном столе (в память о том, что Сын Божий родился в хлеву и его первой колыбелью стали ясли). А еще, чтобы порадовать малышей, в сено на пол бросали орешки. Пока мама накрывала на стол, ребятишки искали в траве гостинцы и при этом громко мычали и кудахтали, чтобы скотина и птица в хозяйстве были плодовиты.

Перед ужином глава семейства приглашал старшего сына на особую церемонию: нужно было «внести» в хату Святки. Мальчик вдвоем с отцом, взявшись за руки, шли на гумно, где хранился дидух — сноп последней собранной в этом году пшеницы, а также других злаков. Хозяин дома нес при этом освященную воду, а сын — букетик из трех колосков. Войдя в помещение, оба снимали шапки и торжественно кланялись дидуху. Затем отец брал у сына колоски и, обмакивая их в воду, окроплял дидух. После чего оба молились и «приглашали» Святки. Вернувшись с дидухом домой, отец обращался ко всем домочадцам:

— Дай, Боже, здоров’я!

— Помагай, Боже! — отвечала хозяйка. — А що несеш?

— Несу злато, щоб увесь рiк жили багато! Вiтаю зi Святим вечором, щоб ви у щастi й здоров'ї цi свята провели та других дочекалися!

Дидух ставили под образами и перевязывали металлической цепью, он считался оберегом от злых сил. Кроме того, в качестве оберегов под вышитую скатерть на стол клали чеснок — щоб вiдлякувати нечисть, зерно — щоб був добрий врожай, а также монеты — щоб добробут в хатi тримався i позичати нiчого не доводилося.

За стол можно было садиться только с появлением на небе первой звездочки — в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа. А до этого момента люди строго постились: ничего не ели и не пили.

Что же было на столе в Святой вечер? Традиционно готовились 12 постных блюд (в честь 12 апостолов), главные из которых — узвар и пшеничная кутья. К кутье было особое отношение, ведь считалось, что зерно символизирует воскресение из небытия, вечную жизнь, мак — достаток, а орехи с изюмом — долголетие и процветание. Поэтому кутья занимала на столе почетное место на протяжении всех праздников до самого Крещения (19 января). Узвар как главный освежающий напиток подавали на стол в расписном глиняном кувшине.

Кутья

Для приготовления потребуется: 2 стакана пшеницы, 1 стакан мака, 1 стакан сахара, 2 ст. ложки меда, грецкие орехи, изюм, вишневое варенье — по вкусу.

Пшеницу промыть несколько раз, залить кипятком, чтобы вода полностью закрыла зерна, накрыть и варить на небольшом огне несколько часов до готовности (если вода выкипит, долить кипятка). Мак промыть, залить кипятком и оставить на два часа под крышкой для набухания. После этого воду слить, а мак растереть без сахара (можно несколько раз пропустить через мясорубку). В перетертый мак положить пшеницу, очищенные, поджаренные и измельченные орехи, промытый изюм. Добавить кипяченой воды или узвара, положить мед, сахар и вишневое варенье. Все перемешать. Готовую кутью лучше подавать в керамической миске с деревянной ложкой.

Кроме кутьи и узвара, к ужину готовили еще десять постных блюд. Пекли символизировавшие богатство и достаток пирожки — с капустой, грибами, горохом, фасолью, маком. Также лепили вареники с вишнями, яблоками, сливами и грушами. Готовили рыбные блюда: заливное, юшку, жаркое. Делали салаты из свеклы, редьки, капусты и грибов. Кстати, хлеб при подсчете учитывался как отдельное блюдо.

Перед ужином полагалось зажечь свечи возле икон и на столе, окурить комнаты ладаном и прочитать молитвы. Затем глава семьи набирал в миску понемногу каждого блюда и нес в хлев — пригощати худібку. После этого можно было приступать к трапезе. Начинали с кутьи. Отец набирал первую ложку и говорил: «Ми від щирого серця i з Божої волi кличемо Божi й грiшнi душi на нашу вечерю!» Хозяйка откладывала в отдельную тарелку немного кутьи и ставила ее на подоконник — для душ умерших родственников.

Во время ужина старались общаться спокойно, негромко и острых тем не касаться, чтобы не поссориться, бо буде у родинi колотнеча цiлий рiк. Люди верили: все, что сказано со злостью, может сбыться, потому что в эту ночь ведьмы и другие недобрые силы блукають під вікнами і все чують. Поэтому в праздничный вечер вспоминали предков, весь род, беседовали о хозяйстве… Вставать из-за стола до окончания святой вечери не полагалось (это могла делать только хозяйка).

Дети после ужина несли кутью дедушкам и бабушкам, которые жили отдельно, и крестным родителям. Со Святого вечера приступали к колядованию. Сначала пели колядки у себя дома, а потом отправлялись к кумовьям и родичам.

А по погоде в праздничный вечер судили о том, какой будет весна и удастся ли собрать хороший урожай. «Зелене Рiздво — бiлий Великдень. На Рiздво снiг — на врожайний рiк», — говорили люди.

На Рождество (7 января) вся семья утром шла в церковь на литургию. С начала Святок и до Крещения (19 января) в Украине люди приветствовали друг друга словами: «З святим Різдвом, будьте здорові!», а также: «Христос народився!» На что принято было отвечать: «Славiмо його!» Поздравив с Рождеством священников, знакомых прихожан и раздав милостыню, люди торопились домой на праздничный обед. И теперь уже стол ломился от разнообразных мясных блюд. Были там и домашняя колбаса, и холодец, и сальтисон, и жаркое, и гусь или утка с яблоками… Готовили также хотя бы одно молочное блюдо, например творожные галушки со сметаной.

Курица «под снегом» по-украински

Для приготовления потребуется: на 500 г курицы — 2 соленых огурца, 2 ст. ложки измельченной зелени, 4 яйца, 1 ст. ложка уксуса, ½ ч. ложки сахара, 6—7 картофелин, ½ стакана сметаны, 1 ч. ложка горчицы, по 2 ст. ложки сметаны и жира, соль, перец — по вкусу.

Курицу порезать на куски, посолить, поперчить и поджарить на сковороде. В форму для запекания, смазанную жиром, положить нарезанные кубиками вареный картофель и огурцы, сверху выложить кусочки курицы, залить сметаной, накрыть фольгой и тушить в духовке 30 минут. Желтки сваренных вкрутую двух яиц растереть с сахаром, горчицей, сметной, уксусом, залить сверху курицу с гарниром и запекать, не накрывая, еще минут 15. Белки двух яиц взбить в пену, покрыть сверху курицу и поставить в духовку на 5 минут.

Молодежь еще с ночи начинала колядовать. Парубки и девчата облачались в костюмы (наиболее популярные персонажи: Ангел, Волхвы, Пастухи, Смерть, Казак), ходили по дворам и устраивали рождественские представления. В компании всегда были Береза (предводитель ватаги), Звiздар (он нес восьмиконечную звезду со свечой и колокольчиком), Виборець, или Скарбник (у него находились общественные деньги), и Мiхоноша (носил мешок со снедью и подарками). Подойдя к дому, Береза стучал в окно и просил разрешения поколядовать:

— Пане господарю, благословiть Христа славити!

— Просимо! — отвечали хозяева.

После этого молодежь хором пела колядки. Поскольку колядующих считали вісниками добра і щастя, люди относились к ним с верой, надеждой и уважением и старались щедро одарить. В благодарность за поздравления и спектакли добрые люди бросали в мешки пироги, пампушки, бублики, орехи, яблоки, конфеты, пряники, колбасы и деньги. Кстати, колядовала молодежь несколько ночей, пока не обойдет все подворья.

На следующий день после Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В этот праздник веселились от души замужние женщины. Разодетые в лучшие вышиванки, они собирались в доме у одной из подруг. Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: «Господи, благослови нам цей гребiнь окрасити! Дай, Боже, щоб радiсно прялося i щоб веселилося!» С такими пожеланиями женщины украшали гребень, как девушку: калиной, лентами и сухими васильками. Потом выпивали и закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали гребень хозяину, а сами шли колядовать и собирать снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: «Ходiм викупим, треба ж на чимсь прясти». В корчме покупали еще горилки и возвращались домой. Иногда праздник затягивался на всю ночь.

Так же весело наши предки отмечали и Новый год (14 января по новому стилю), или день святого Василия Великого. Накануне вечером в доме зажигали свечи, над входной дверью вешали фонарь: «щоб нiчия зiрка не впала цiєї ночi», и ждали гостей, которые споют щедрiвки и пожелают счастья и добра на весь год. Перед праздничным обедом отец подавал сыну пирожок и говорил: «Їж, сину, та пам’ятай: якщо тобi трапиться взимку збитися з дороги, то згадай, з чим ти їв на Новий рiк пирiг — і одразу вiдшукаєш дорогу».

Парубки и девчата в этот вечер «водили Маланку». На роль Маланки выбирали самого остроумного парня. Маланка с Козой, Дедом, Цыганкой, Чертом и другими персонажами с веселыми песнями ходили по дворам, пели щедрiвки и разыгрывали забавные спектакли.

Пожилые люди в этот вечер обращали внимание на погоду, ведь если новогодняя ночь тихая и ясная, значит, год будет счастливым.

Ну, а на рассвете в доме обязательно должны были побывать посiвальники. Первый, кто придет, назывался полазником, приносящим счастье. Мальчики набирали в рукавичку разного зерна и разбрасывали его сначала в своем доме, а потом и у соседей. При этом желали хозяевам:

«У полі ядро, а в домі — добро!

У полі — колосок, а в домі — пиріжок.

Сію, сію, посіваю.

З Новим роком поздоровляю!

На щастя, на здоров’я, на Новий рік,

Щоби вродило краще, ніж торік!

Дай, Боже!"

Девчата в новогоднюю ночь гадали. Например, умывшись перед сном, лицо не вытирали, а полотенце клали под голову. Считалось, что парубок, который придет во сне и подаст полотенце, и есть жених.

Заканчивались рождественские гулянья праздником Богоявления, известным в народе как Крещение. В крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, соблюдали строгий пост, снова готовили кутью. Она называлась «голодна кутя». Ходили в церковь на вечернюю службу, после которой освящали воду. Эту воду, ее называли иорданской, несли домой в глиняном кувшине, окропляли ею все углы в доме, хлев и колодец.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»