В последнее время наши сограждане были вынуждены погрузиться в сложный мир макроэкономики и политики. Мы следим за заседаниями Совета безопасности ООН и обсуждаем возможное усиление санкций против страны-агрессора. В офисах происходят экономические баталии. На остановках, на лавочках у подъездов, в метро и в автобусах, на рынках и в магазинах то и дело слышатся термины вроде «кредитный рейтинг», SWIFT…
Отключат ли Россию от SWIFT? Понизят ли ее рейтинг? А главное: как это скажется на нас? «ФАКТЫ» с помощью экспертов решили разобраться в этих вопросах.
К сожалению, большинство людей не только не понимают значения многих терминов, но и плохо представляют себе, как работают те или иные экономические механизмы. К примеру, в начале недели международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s снизило рейтинг России до спекулятивного уровня. То есть до отметки BB+. Свое решение агентство объяснило тем, что российская денежно-кредитная политика стала менее гибкой, ситуация в финансовом секторе ухудшается, что ограничивает возможности Центрального банка: «Мы считаем, что ЦБ вынужден принимать все более сложные решения в вопросах, касающихся денежно-кредитной политики, в то же время пытаясь поддерживать постоянный рост ВВП».
Но что такое кредитный рейтинг? И чем грозит его понижение?
— Кредитный рейтинг — это маячок для инвесторов, сообщающий о том, насколько рискованно вкладывать деньги в ценные бумаги той или иной компании или государства, — пояснил «ФАКТАМ» эксперт по макроэкономическому прогнозированию, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук. — Мировые финансовые фонды распоряжаются миллиардами, сотнями миллиардов долларов. И им нужно понимать, какой риск существует при инвестировании. В этом им помогают рейтинговые агентства, которые изучают все возможные риски вложения в ту или иную компанию и выставляют ей кредитный рейтинг.
Наиболее известные рейтинговые агентства — это Moody’s, Fitch и Standard & Poor’s.
— А что обозначают все эти буквы — ВВ, ВВ+? Как в них разобраться?
— Хотя у разных агентств обозначения рейтинга отличаются, как правило, самый высокий имеет буквенное обозначение ААА. Затем по убывающей: АА, А, ВВВ и так далее. Наиболее низкий кредитный рейтинг обычно обозначается буквой D (дефолт — неплатежеспособность).
Рейтинги, находящиеся в диапазоне от ААА до ВВВ, считаются инвестиционными, последующие — неинвестиционными, «мусорными».
Вкладывать в ценные бумаги с высоким кредитным рейтингом обычно менее выгодно (из-за низких процентов прибыли), но менее рискованно.
— Если у компании «мусорный» рейтинг, то какие последствия для нее будет иметь это решение?
— Компаниям с неинвестиционными рейтингами приходится платить по кредитам более высокие проценты. То есть брать деньги в долг под проценты (а продажа ценных бумаг — это именно получение денег в долг под проценты) для нее оказывается более накладно.
Но главная проблема в том, что для таких компаний сильно сужается количество кредиторов. Скажем, вместо 100 миллиардов долларов компании будут доступны только 10 миллионов долларов кредитов.
— Почему?
— Потому что у инвестиционных фондов, а также у пенсионных фондов, которые в целом ряде стран являются одними из основных инвесторов, есть правила, регламентирующие количество денег, которое они могут вкладывать в «мусорные» бумаги. Для многих вложение денег в такие бумаги вообще запрещено. То есть немало инвесторов не вкладывают средства в акции и облигации компаний с «мусорным» рейтингом просто из-за корпоративных правил.
— Если понизили рейтинг страны, как это скажется на ценных бумагах ее компаний?
— Все очень просто: компании не могут иметь рейтинг выше суверенного рейтинга страны. Поэтому если стране присвоили «мусорный» рейтинг, то ценные бумаги всех ее компаний тоже сразу становятся «мусорными».
— То есть следующим шагом может быть дефолт?
— Не обязательно. Агентства формируют не только нынешний рейтинг стран и корпораций, но и делают прогноз на срок от одного месяца до полугода. Позитивный подразумевает, что есть вероятность положительных изменений и рейтинг в будущем может повыситься. Стабильный — возможность отрицательных перемен мала, скорее всего, рейтинг останется неизменным. Негативный — высока вероятность отрицательных изменений, рейтинг может быть понижен.
— Но поскольку Standard & Poor’s присвоили России «мусорный» рейтинг с негативным прогнозом, то у нее дефолт возможен?
— Возможен. Впрочем, как и у нас. Фактически Украина и так находится в состоянии дефолта: с прошлого года мы получаем новые кредиты, которые покрывают наши прежние обязательства.
Одним из шагов в ответ на агрессию Российской Федерации на востоке Украины стало заявление министров иностранных дел стран Евросоюза о вероятном отключении России от системы всемирных межбанковских коммуникаций SWIFT. Подобные санкции применялись только один раз в отношении Ирана. В марте 2012 года Евросоюз принял закон, которым запретил платежным системам (SWIFT и подобным) осуществление финансовых услуг для иранских банков, попавших под санкции ЕС. Последствия этих действий мы можем видеть сегодня. Понятно, что Иран не прекратил своего существования. Также в стране не остановилась экономическая и финансовая деятельность. Сейчас у иранских финансистов существует масса альтернативных способов расчета с международными партнерами: как правило, платежи проходят через банки-посредники, что делает операции более дорогими и требует больше времени. Наверное, и в России произойдет нечто подобное. А значит, отключение международной системы SWIFT в любой стране становится своеобразным изгнанием хама из приличного дома.
Такая мера, безусловно, негативно повлияет на российскую экономику. Насколько серьезными будут последствия, западные, украинские и российские политики и экономисты оценивают по-разному.
Например, вице-президент Европарламента Ришард Чарнецкий назвал эти санкции «болезненными» для рубля и даже сравнил с атомной бомбой. «Есть такая пословица, — напомнил Ришард Чарнецкий. — Преимущество атомного оружия заключается не в том, что его можно применить, а в том, что им можно угрожать».
Вслед за вице-президентом Европарламента европейские экономисты утверждают, что эта мера приведет к ослаблению российского рубля, к его неконвертируемости. Английские эксперты (именно Великобритания лоббирует отключение РФ от SWIFT) подчеркивают: вследствие этих санкций валютные платежи между банками в России и за рубежом будут заморожены.
На это российские аналитики ответили, что серьезного удара по экономике страны подобные действия не нанесут, так как в РФ есть несколько альтернативных систем межбанковской коммуникации. Вместе с тем председатель Национального совета финансового рынка России Андрей Емелин говорит, что полностью заменить SWIFT какой-либо национальной платежной системой пока не представляется возможным.
А премьер-министр России Дмитрий Медведев пообещал жесткий ответ со стороны России, если Запад решит отключить российские банки от SWIFT. «В случае принятия таких решений хотел бы отметить, что наша экономическая реакция, да и вообще всякая другая, будет без ограничений», — заявил он.
Отключение от банковской сети SWIFT создаст сложности для всего финансового рынка, считают украинские аналитики.
— Система SWIFT объединяет более десяти тысяч банковских и финансовых организаций в 210 странах мира и обеспечивает передачу почти 2 миллиардов сообщений в год. В России сообщество насчитывает свыше 600 участников, включая Банк России и все крупнейшие банки, — рассказывает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Фактически это телеграф, но доступ к нему очень ограничен. Если вы, например, отправляете деньги переводом из Киева в Варшаву, то платежку отдаете в Киеве, а потом операционист вводит ваши реквизиты в систему SWIFT. Когда деньги приходят в Варшаву, операционист сразу узнает, откуда и для кого этот платеж. Если нет SWIFT, можно использовать обычное уведомление между банками о перечислении денег. Это тоже сегодня работает. Но в таком случае банк в Варшаве может затребовать подтверждающий документ, что деньги пришли именно конкретному адресату.
Таким образом, основное преимущество SWIFT в том, что она дает возможность провести операцию за один час, тогда как обычный оборот платежек может тянуться до десяти дней.
В Украине до 2005 года SWIFT пользовались нечасто. Эта система существенно упрощает работу банков, но далеко не все деньги переводят с помощью нее. SWIFT — удобный инструмент, закрытый и защищенный, все знают, что там не может быть фальшивки.
Очевидно, что отключение от SWIFT негативно повлияет на торговлю России, так как потребуется больше времени для перевода и получения денег.
— Некоторые российские политики заявляют, что страна создаст собственную систему, аналогичную SWIFT.
— Если она это сделает, то может существенно пострадать экономика ЕС. Евросоюзу в любом случае придется покупать в России газ и нефть. Значит, не исключено, что финансовые структуры ЕС окажутся зависимыми от Российской Федерации. А Россия опасный игрок.
— В том случае, если система SWIFT в России будет отключена, какие сложности могут возникнуть для украинских предприятий, например, при расчетах за газ или другие товары и услуги?
— Все платежи потребуют больше времени. Хотя SWIFT планируют отключать не по всем банкам, а только по тем, которые имеют свои отделения в Крыму. Это значит, большая часть российских финучреждений будет работать практически без проблем, — подытожил Александр Охрименко.
Отключение России от SWIFT кажется маловероятным многим украинским экспертам, ведь от этого могут серьезно пострадать и европейские банки.
— Я не уверен в том, что эти меры будут приняты, так как фактически они полностью изолируют российский финансовый сектор, — рассказал «ТСН» исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Это равносильно торговому эмбарго. То есть Россия не продает, не покупает, нет товаропотока, останавливается рынок услуг, авиаперевозок и так далее. Ведь нет возможности производить оплату. Населению это может угрожать активизацией черного рынка, который будет дорогим и криминальным.
Европа также пострадает от этих санкций. Как производить расчеты за газ, как продавать товары? Не стоит забывать, что часть европейских банков и стран является лоббистами России. Например, банковский сектор Австрии. Кроме того, можно вспомнить о результатах недавних выборов в Греции. Поэтому, на мой взгляд, Европа не пойдет на такие жертвы.