В государствах Евросоюза намерены ужесточить условия трудоустройства иммигрантов, а в США планируют узаконить проживание пяти миллионов нелегалов
По данным Всемирного банка, в 2013 году иностранцы, работающие в экономически благополучных государствах, только официально, через банки и платежные системы, перечислили своим семьям в развивающиеся страны 413 миллиардов долларов. Аналогичных данных по прошедшему году еще нет, но эксперты прогнозируют, что сумма поступлений будет на пять процентов выше, чем в 2013-м. Кстати, украинские заробитчане официально отправили на родину девять миллиардов долларов. Что касается всех остальных путей переправки денег, заработанных нашими соотечественниками, то подсчитать общую сумму не представляется возможным. Впрочем, как и количество украинцев, живущих и работающих за границей нелегально.
Жительница Львовской области Ульяна отправилась в Испанию вслед за супругом, который выехал туда по туристической визе и… устроился на работу. Нелегально.
— Я полтора года пыталась открыть визу, но увы… — вспоминает Ульяна. — Так что из Украины выбиралась окольными путями. Через леса и горы (улыбается). Было очень тяжело, но я не жалею. Муж за эти полтора года успел более-менее адаптироваться, нашел постоянную работу. Лет двенадцать назад, когда мы обосновались в Испании, большинство украинцев трудились там без документов. А ведь для государства такое положение дел невыгодно: налоги не платятся, деньги из страны выводятся. Наверное, поэтому испанские власти решили объявить амнистию нелегалам.
Первый закон о легализации был принят в 2000 году, но супруг под его действие не подпадал, поскольку приехал позже оговоренной в документе даты. Кстати, наши соотечественники, которые нашли работу в Испании раньше, тогда тоже не сумели оформить документы, поскольку информации об этом законе было мало. А уже в 2005 году, когда началась вторая волна легализации, супругу удалось получить официальное разрешение на работу.
— Что для этого требовалось?
— Для начала — зарегистрироваться. Многие украинцы, также работавшие в Испании незаконно, обращались в Красный Крест и оформляли медицинскую страховку или же регистрировали счет в банке. Таким образом они получали документальное подтверждение, что находятся в стране с определенного времени и подпадают под действие закона. Но основным документом, дающим право на легализацию, был и остается контракт с работодателем. Кроме того, требовалась справка об отсутствии судимости в Украине и о прописке в Испании. Здесь мэрия прописывает тех, кто арендует квартиры.
Примерно через шесть месяцев после подачи документов супруг получил годовое разрешение на работу. В течение этого времени человек имеет право трудиться в одной компании или же может поменять работодателя, но с условием, чтобы из 12 отработанных месяцев налоги были уплачены как минимум за восемь. А через год нужно вновь собирать пакет документов, за исключением справки о несудимости в Украине. И если ты не нарушал правила пребывания в стране, то вид на жительство оформляют уже на два года. По истечении этого срока еще раз на два года, а потом уже до пяти лет.
— А как удалось легализироваться вам?
— Было два пути: или подавать заявку на воссоединение с семьей, или искать работодателя, который согласился бы принять меня на работу. Для первого способа требовалось наличие у супруга определенного уровня зарплаты и жилья. Но… мне пришлось бы вместе с новорожденным сыном уехать в Украину и там ждать решения вопроса. На то время я уже три года находилась в Испании, и мы решили попробовать второй вариант…
— Кстати, как в Испании относятся к детям, родившимся в семье нелегальных мигрантов?
— Если хотя бы один из родителей работает в стране на законных основаниях, разрешение на пребывание ребенку оформляют автоматически. Правда, срок его действия такой же, как и у родителя. Если по каким-либо причинам аннулируют документ родителя, так же поступают и с ребенком. Заявку на получение гражданства можно подавать, когда малышу исполняется годик, при условии, что один из родителей продолжает работать в стране законно. Это очень длительный и хлопотный процесс. Гражданство для старшего сына мы ждали три с половиной года.
Да, легализироваться с первой попытки мне не удалось. Возможно, властям не понравился работодатель, или же у него были проблемы с налоговыми службами. Здесь такое случается. Так что пришлось подавать документы на воссоединение семьи. Правда, из Испании я не выезжала, но вид на жительство мне предоставили только через год после подачи заявления.
— Как к вам, нелегалке, ожидающей ребенка, отнеслись в местной больнице?
— Здесь любой, нуждающийся в медицинской помощи, может получать ее, обратившись в Красный Крест. И, конечно же, беременным женщинам и детям, даже нелегалам, в медуслугах не откажут.
Я встала на учет… Кстати, бесплатно. Приехала в больницу с полным набором необходимого: тапочки, халат, памперсы, одежда для ребенка… Так, как принято у нас. Но была поражена, что все вещи для мамы и малыша здесь выдают бесплатно. И отношение ко мне было очень хорошее. Роды проходили достаточно сложно, сынок шел попкой вперед. Врачи предложили делать кесарево, но я не согласилась. Тогда они сказали: «Если это не навредит вашей жизни и жизни ребенка, то можете рожать».
В Испании медики очень ответственно относятся к своей работе. И никто никому не приносит ни конфет, ни конвертов, ни цветов. Помню, медсестрички, видевшие, что я одна, родителей рядом нет, а навещает только муж, как могли, поддерживали меня. Пытались разговаривать, какие-то советы давали. Поскольку языка я тогда еще не знала, общались мы в основном на пальцах (смеется). Но никогда никакой дискриминации по отношению к себе я не чувствовала.
В то время на новорожденного ребенка полагалась небольшая одноразовая помощь — 500 евро. Правда, мне ее не дали, поскольку не было документов. Позже, когда Юра уже пошел в садик, мэрия письменно сообщила, что мы имеем право получать помощь на ребенка — примерно 100 евро в месяц. Кстати, официальных документов на тот момент у меня все еще не было. Потом разовую помощь на рождение ребенка в Испании увеличили до двух тысяч евро, но вскоре вообще отменили — в Европе грянул кризис. Так что, когда рожала дочь, то денег не получила вообще. Правда, ежемесячные выплаты пока не упразднили, но, хотя младшенькой исполнилось уже два года, этих денег мы еще не разу не получали.
— Вы так и не смогли найти работу?
— Пока что занимаюсь детьми и учусь. Хочу легализировать свой бухгалтерский диплом, а параллельно осваиваю специальность менеджера по туризму. Здесь есть бесплатное обучение в вузах и техникумах, но при зачислении обязателен вступительный взнос. А за пользование любыми учебниками нужно платить, начиная со школы и заканчивая университетом.
— Школы тоже платные?
— Есть разные общеобразовательные учебные заведения: бесплатные государственные, полуоплачиваемые (половину средств за обучение платит государство) и частные школы. Но если даже ребенок посещает государственную школу, то родители все равно должны платить за еду, форму, книжки, экскурсии…
— Для ваших детей, родившихся в Испании, все там было привычным и понятным. А как адаптировались к жизни в чужой стране вы?
— Честно говоря, привыкать к местным реалиям поначалу было тяжело. Первое время мы с мужем жили в горном селе, весь день работали, а домой приходили только поспать. Но я не жаловалась, ведь знала, на что иду, когда уезжала в Испанию. Эмоционально было тоже трудно. Ведь мы оба родом из Западной Украины, где все праздники, в том числе и христианские, празднуются в кругу большой семьи. Позже мы перебрались в Барселону, появились друзья, знакомые, и стало немного легче.
Когда только приехала, мало общалась с местными жителями, мне казалось, что я попала в… цыганскую страну (смеется). А сейчас привыкла. Вижу, что они такие же разные, как и мы, украинцы. В Испании жители каждого региона достаточно сильно отличаются по характеру, обычаям. К примеру, в Каталонии, где мы живем, люди более закрыты.
— Ульяна, а где вы поселились?
— Мы живем в одном из спальных районов Барселоны. Квартиру арендуем, поскольку мой супруг принципиально против кредитов. Цены на жилье тут очень разные и зависят от месторасположения, возраста дома и, конечно, жилой площади. Например, 40-метровую квартиру на окраине Барселоны можно снять за 350 евро. Мы платим за аренду 650—670 евро, на коммунальные услуги уходит еще 120—150 евро в зависимости от времени года. Если на улице тепло и солнечно, то включаем отопление на пару часов ближе к вечеру и выключаем на ночь. Так здесь делают большинство людей.
— Отопление работает круглый год?
— Да, его можно включать, когда это необходимо, главное — вовремя оплачивать. В Испании нет субсидий. Малообеспеченные люди предоставляют в социальную службу пакет документов, а специальная комиссия определяет, полагается им материальная помощь или нет. А так платят все и за все. При задержке с оплатой даже на неделю, могут отключить отопление или электричество. Правда, из квартиры выселяют только по решению суда. У меня есть знакомая семья из России, которая уже давно не платит аренду, но хозяин не подает на них в суд, поскольку у ребят двое маленьких детей.
Кроме того, малообеспеченной семье могут дать социальное жилье, но его очень сложно дождаться — слишком много желающих. Эти квартиры находятся в собственности частных лиц или компаний, но их аренду оплачивает государство.
В Европе, уже давно обеспокоенной большим наплывом иностранцев, все чаще говорят о необходимости изменить миграционное законодательство. Причем речь идет не только о гражданах стран, не входящих в ЕС. Недавно суд Европейского союза постановил, что государства ЕС вправе препятствовать получению пособий безработными иммигрантами. «Экономически неактивные граждане ЕС, отправляющиеся в другую страну Евросоюза исключительно с целью получения социальной помощи, могут быть исключены из некоторых социальных пособий», — цитировал решение суда «Евроньюз». О необходимости борьбы с «социальным туризмом» неоднократно говорил и нынешний премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
А вот президент США Барак Обама решил поспособствовать легализации почти шести миллионов мигрантов, проживающих на территории Америки. Согласно информации издания The New York Times, в соответствующем президентском указе речь идет о 3,3 миллиона человек, которые прожили в США нелегально более пяти лет и 2,5 миллиона мигрантов, приехавших в Америку более 10 лет назад.
В документе предлагается также узаконить пребывание в стране и тех, кто имеет детей — граждан или постоянных резидентов США. После прохождения соответствующей проверки им могут выдать разрешение на работу в течение трех лет. Те, кто успешно отработал этот срок и уплатил налоги, смогут претендовать на получение федеральных льгот и гражданства. Правда, защита от депортации не будет распространяться на сельскохозяйственных рабочих из числа мигрантов, а также родителей тех нелегалов, которые приехали в США более 10 лет назад.
Впрочем, эту инициативу Барака Обамы резко критикуют представители Республиканской партии, предлагающие предоставить тем, кто сейчас незаконно находится на территории США, особый статус, который разрешал бы постоянно жить и работать в Америке, но ни сейчас, ни когда-либо в будущем не позволил бы получить ни green card, ни гражданство.
Другие материалы спецпроекта «ФАКТОВ» «Зарубежье» читайте здесь