Культура и искусство

Цирковой артист Виктор Яров: "Спустя десятилетия мы восстановили уникальный номер моего тестя"

9:30 — 31 января 2015 eye 2027

В Национальном цирке Украины состоялась премьера новой программы — «Цирк нашего детства»

Как уже сообщали «ФАКТЫ», в Национальном цирке Украины стартовало новое шоу, задуманное в стиле ретро. За несколько часов до начала премьерного представления мы побеседовали с Виктором Яровым, руководителем уникального номера «Летающие перши».

— Перши — это длинные шесты, которые использовали с давних времен не только артисты, но и солдаты, — говорит Виктор Яров. — Шест, например, изображен на одной из фресок старинного храма София Киевская: воин держит перш, второй воин вскарабкался наверх шеста, чтобы хорошенько осмотреть все вокруг.

Очень сложный и зрелищный номер, с которым мы выступаем, тридцать лет назад поставил мой тесть — заслуженный артист Украины Анатолий Стеценко (сейчас заместитель генерального директора Государственной цирковой компании Украины. — Авт.). После того как Анатолий Григорьевич прекратил выходить на манеж, его реквизит лет двадцать пылился в гараже. Тесть настойчиво внушал мне мысль восстановить его номер, но я десять лет никак не решался. Стеценко в этом активно поддерживал генеральный директор Национального цирка Украины всемирно известный дрессировщик львов и тигров народный артист Украины и СССР Владимир Шевченко (к сожалению, уже покойный). В конце концов я согласился.

— Вы до этого работали с першами?

— Да, но у нас с женой Юлией был куда более простой номер. Мы с ней из цирковых семей. Мои родители (к сожалению, их уже нет в живых) выступали в жанре илюзии. Отец был не только артистом, но и инженером-изобретателем, придумывал, изготовлял хитроумное оборудование для фокусов. В наш семейный номер родители еще ввели кошек. Я помогал и реквизит делать, и кошек дрессировать. На очередных гастролях познакомился со своей будущей женой Юлией, которая тогда выступала в номере своего отца. Мы полюбили друг друга, вскоре я сделал ей предложение.

Тут нужно сказать о весьма важной особенности цирковых артистов — мы постоянно в разъездах. Ведь это же ненормально, когда муж с женой то и дело надолго разлучаются. Поэтому нам с Юлией нужно было создать общий номер. Тесть сказал мне: «Выучу тебя работать с першами». Наставник он отличный, я старался изо всех сил, так что с поставленной задачей успешно справился. Нас с женой постоянно приглашали на гастроли. Казалось бы, чего еще желать, но идея восстановить легендарный номер тестя постоянно обсуждалась в семье. И вот я созрел, чтобы наконец ее воплотить. Для этого нужно было набрать пять молодых одаренных ребят. Искали их по всей Украине — по цирковым студиям и среди спортсменов. Юлю в новый коллектив не включили — девушка, которая работает в «Летающих першах», должна быть даже еще более легкой, чем моя жена. Супруга начала выступать со своим номером как воздушная гимнастка на кольце. При этом мы стараемся, как и прежде, работать в одних и тех же программах, чтобы быть вместе. Кстати, наша 13-летняя дочка ездит с нами на все гастроли, и ей каждый раз приходится идти в новую школу.

Так вот, когда приступили к постановке «Летающих першей», решили не заказывать новый реквизит — тот, что 20 лет пролежал в гараже, оказался еще пригоден. Обычно артисты работают с шестами статично: один держит его внизу, другой забирается наверх и исполняет каскад трюков. Перед моим коллективом стояла куда более сложная задача — двигаться с першами. Мне самому пришлось очень многому учиться. Над некоторыми трюками мы бились чуть ли не по два месяца. В таких случаях особо ценной становилась помощь тестя. Бывало так: у нас что-то долго не выходит, но появляется Анатолий Григорьевич, понаблюдает за репетицией — и сразу дает толковые советы, как справиться с проблемой.


*Для очень сложного номера «Летающие перши» молодых артистов искали по всей Украине

— Удается избежать травм?

— Серьезных травм, слава Богу, не было — только мелкие. Скажем, во время репетиции я шел на ходулях и случайно зацепился за край ковра, неудачно упал, повредил колено. Лечение помогло, последствий травмы практически не осталось. У моих ребят периодически бывают растяжения связок, мышц. В нашем деле никто от этого не застрахован.

Чуть меньше года назад завершили постановку номера, с которым уже выступаем перед публикой. Однако продолжаем его совершенствовать, оттачивать различные элементы.

— У вас есть приметы?

— В цирке существуют неписанные правила, которые выполняют все артисты. Например, если коллега идет на манеж выступать, ты не должен переходить ему дорогу — это дурная примета. Запрещено также переступать через реквизит, который уже собрались выносить на арену. Нельзя сидеть спиной к манежу, щелкать семечки в помещении цирка.

Я как руководитель слежу за психологическим состоянием своих ребят, ведь если кто-либо нервничает, перевозбужден, это может обернуться серьезной ошибкой, даже травмой. Не перестаю напоминать: «Вы все отлично отрепетировали, команда у нас слаженная. Главное — собранность, уверенность в себе, тогда выступим на отлично».


*Супруги Виктор Яров и Юлия Стеценко продолжают семейную традицию, выбрав своей профессией цирковое искусство

— Приходится придерживаться диеты, следить за весом?

— Не набрать лишних килограммов важно в первую очередь артистке, которая работает наверху. Для остальных это не очень актуально. К диетам прибегать не приходится, поскольку никто из нас не полнеет — при наших физических нагрузках это просто невозможно.

— Как часто репетируете?

— Обычно у нас понедельник и вторник — выходные. В остальные пять дней недели репетируем и участвуем в представлениях. Нельзя допускать длительные перерывы в занятиях, ведь даже если не порепетируешь две недели, значительно теряется форма.

Фоторепортаж смотрите здесь

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»