Антикризисный план, разработанный правительством России, предполагает сокращение практически всех государственных расходов, включая траты на медицину, образование, культуру и социальную сферу. Неприкосновенным остается только военный бюджет
Российская экономика постепенно погружается в кризис. Еще в прошлом году, когда США и ЕС вводили санкции против агрессора, специалисты говорили о том, что они не дадут мгновенного эффекта, поскольку экономика имеет определенную инерционность. И действительно, в прошлом году проблемы России ограничились в основном значительной девальвацией рубля и исчезновением с прилавков многих импортных продуктов.
А уже с этого года ожидается появление действительно серьезных сложностей, поскольку планы руководства страны резко расходятся с реальной ситуацией. Не обращая внимания на жизненные реалии, российское правительство составило бюджет страны на 2015 год исходя из курса доллара 37,7 рубля и стоимости нефти 96 долларов за баррель.
Тем временем российская валюта уже сейчас почти вдвое дешевле, чем предусмотрено бюджетом, и продолжает снижаться. Напомним, что в декабре в результате паники на рынке курс доллара в Москве подскочил до 80 рублей, а евро в какой-то момент стоил даже дороже 100 рублей. Правда, Центробанк и правительство очень быстро вмешались. И в следующие дни ценой огромных интервенций и административных мер им удалось к Новому году сбить курс доллара до 52—53 рублей.
Однако после праздников падение курса рубля возобновилось. Причем на этот раз оно происходит не скачками, а практически непрерывно. В результате за январь доллар в России подорожал на 15 рублей: в начале месяца он стоил около 55 рублей, а вчера на московской бирже курс уже перевалил за 70 рублей. Евро за это же время вырос с 70 до 79,4 рубля.
Ясно, что резкое снижение стоимости нефти привело к столь же резкому сокращению доходов российской казны. И уже в течение января стало ясно, что оптимистичный бюджет, принятый Госдумой, выполнен не будет. В этой ситуации правительство страны повело себя привычно: официально отрицая наличие кризиса, оно все же разработало антикризисный план. Этот план учитывает стоимость нефти 50 долларов за баррель и предусматривает негативный сценарий на нынешний год: падение инвестиций на 13 процентов, инфляцию 12 процентов, снижение производства на 1,6 процента и отток из страны 115 миллиардов долларов капитала.
Бороться с трудностями предлагается путем сокращения практически всех государственных расходов, включая траты на медицину, образование, культуру, социальную сферу. Неприкосновенным остался только военный бюджет. Также позаботилось правительство о благосостоянии близких к президенту России чиновников и предпринимателей. Например, компания «Роснефть», возглавляемая давним другом Путина Игорем Сечиным, получила льготные кредиты на сумму 1,25 триллиона рублей (18,2 миллиарда долларов) от государственного Внешторгбанка. А Аркадий Ротенберг, которого считают «кошельком» главы РФ, без конкурса получил подряд на строительство моста через Керченский пролив. Стоимость — 228 миллиардов рублей (3,3 миллиарда долларов).
Тем временем россияне в начале года ощутили резкое повышение цен на продукты. До этого власти уверяли их в том, что санкции приведут лишь к исчезновению дорогих импортных кушаний типа устриц и элитных сыров. Однако действительность оказалась более суровой. Дело в том, что Россия не обеспечивает себя не только устрицами, но и самыми обычными продуктами: крупами, овощами, молоком. Запрет их импорта привел к тому, что на внутреннем рынке начался дефицит. В результате цены на основные продукты питания в последнее время выросли на 20—40 процентов.
Власти отреагировали на это так же, как реагирует любая диктатура, — обвинили в росте цен спекулянтов и решили их наказать.
— Мы должны найти звено (нам его указывают часто как розничную торговлю, но это не совсем так, в этом участвует в том числе и оптовое звено), спекулятивно взвинчивающее цены, — заявил на днях первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
В результате прокуратура совместно с местными властями устраивает рейды по магазинам для проверки обоснованности повышений. Пользы, правда, от этих рейдов немного — цены на продукты продолжают расти. Зато по результатам проверок представители власти делают интересные выводы. Например, депутат законодательного собрания Свердловской области Илья Гаффнер после инспекции цен в супермаркете отметил:
— Вывод такой: в среднем цены увеличились процентов на 25. Я считаю, что это не так страшно. Грубо говоря, если не хватает денежных средств, то нужно вспомнить, что все мы, русские люди, прошли голод и холод… Нужно задуматься о собственном здоровье и поменьше питаться, например".