Украина

"После объявления дефолта ни государству, ни госкомпаниям никто больше кредитов не даст"

0:30 — 4 февраля 2015 eye 27588

По мнению специалистов, если процесс реформ будет запущен и мир увидит, что Украина движется в правильном направлении, стране пойдут навстречу и предоставят долгосрочное финансирование

Сегодня многие политики говорят о том, что Украине угрожает дефолт. Их оценки очень разнятся. Российские эксперты утверждают, что дефолт неминуем и он, к великой радости соседей, окончательно добьет Украину. Наши же по большей части придерживаются позиции, что сокращение государственных расходов, реформа экономики и иностранная помощь помогут избежать этой печальной участи.

«Возможность расчетов с внешним миром значительно сократится, что приведет к резкой девальвации национальной валюты»

О том, что такое дефолт и насколько он опасен сегодня для Украины, «ФАКТАМ» рассказал экономический эксперт Борис Кушнирук:

— Различают понятия дефолта и технического дефолта. Дефолт — это когда некий субъект, получивший ранее кредит, объявляет себя полностью неспособным выполнить по нему обязательства.

Существует также технический дефолт. В этом случае от выполнения обязательств не отказываются полностью, но обращаются к кредиторам с просьбой изменить условия займа. То есть, например, если должник хотя бы на неделю задержал выплату по долгу или договорился с кредиторами об изменении графика погашения — это технический дефолт.

В случае дефолта предприятие становится банкротом и прекращает свое существование. Страна, объявившая дефолт, конечно, не перестает существовать, но у нее возникают проблемы.

— Какие?

— Кредиторы имеют право требовать ареста всех иностранных активов такого государства, кроме тех, которые имеют дипломатический иммунитет. Могут быть также арестованы зарубежные счета государственных банков и компаний.

После дефолта ни государству, ни государственным компаниям никто больше не дает кредитов, поскольку на любые предоставленные ссуды тоже будет наложен арест. Такой порядок сохраняется до тех пор, пока правительство страны не договорится с кредиторами.

В этом случае возможность расчетов государства с внешним миром значительно сокращается. Это, в свою очередь, приводит к резкой девальвации национальной валюты. То есть если сегодня доллар в Украине стоит реально 20—22 гривни, то в случае объявления дефолта курс может подскочить до 50—80 гривен за доллар.

Дальше в экономике развивается цепная реакция. Все, кто брали валютные кредиты, при таком курсе мгновенно становятся банкротами. Это, в свою очередь, бьет по банковской системе. Банки, которые и без того сейчас ослаблены, будут закрываться. Соответственно, пострадают их клиенты — не только вкладчики, но и предприятия. Потеряв деньги, многие фирмы и компании прекратят существование.

Такого развития событий, конечно, всегда стараются избежать. Поэтому, как правило, объявляя дефолт, страна пытается договориться с кредиторами о списании части задолженности и реструктуризации остальной суммы.

Однако трудно прийти к соглашению со всеми одновременно. Например, Аргентина объявила дефолт в 2001 году. При этом ей удалось договориться с большинством кредиторов о реструктуризации задолженности. Но часть из них, владеющая примерно 10 процентами долга, не согласилась с условиями договора и подала в суд. Процесс продолжался дольше десяти лет и закончился тем, что было принято решение наложить арест на заграничные активы Аргентины. Поэтому сегодня страна может объявить новый дефолт.

— С другой стороны, говорят о том, что дефолт имеет и свои преимущества, так как позволяет стране избавиться от бремени долгов.

— Эти преимущества достаточно условны, поскольку обычно полностью избавиться от долгов не удается. А вот ущерб оказывается огромным. Экономика государства отбрасывается назад на долгие годы.

Кроме того, есть еще и другой аспект. Если страна берет кредиты, имея в виду, что в крайнем случае можно объявить дефолт и деньги не возвращать, это приводит к тому, что у такого государства возникает чувство безответственности. А безответственное государство никогда не может быть эффективным ни по отношению к кредиторам, ни по отношению к собственному народу. Только полное осознание того, что по долгам надо платить, заставляет государство проводить необходимые реформы и вести свои дела так, чтобы иметь возможность выполнять все обязательства.

Прямо скажем, нет примеров того, чтобы страна после дефолта начала жить лучше. Аргентина многие годы пребывает в состоянии экономической стагнации. Стала ли Россия более эффективным государством после дефолта? Не стала.

Или возьмем Грецию. Хотя официально там дефолт не объявляли, часть долгов ей все-таки списали (а это, по сути, тоже дефолт). И сегодня греки не проявляют никакого желания сделать свою страну эффективной и жить по средствам. Они упрекают Германию в излишне жесткой политике. А немцы тем временем недоумевают: почему в успешной Германии минимальная пенсия составляет 500 евро, а в Греции, находящейся в кризисе, — более 1000 евро? По сути, на последних парламентских выборах греки проголосовали за то, чтобы долги не отдавать. На мой взгляд, это означает, что на греческой экономике, как и на аргентинской, на десятилетия можно поставить крест.

— Почему опасность дефолта нависла над Украиной?

— Вообще-то, для этого не существовало особых причин. Наш долг не был слишком уж большим. Он составлял 40—45 процентов от ВВП, что не считается критическим показателем. Однако вследствие войны ситуация сильно изменилась. Во-первых, мы потеряли значительную часть экономики, из-за чего снизился ВВП. Во-вторых, произошла резкая девальвация национальной валюты. А поскольку внешние долги Украины в основном в долларах и евро, то их стоимость в гривнях за последний год значительно выросла.

— Насколько этот долг посилен для Украины?

— Сегодня Украина самостоятельно рассчитаться не может. Поэтому нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации. Я вижу три таких пути.

Первый: МВФ и другие партнеры предоставляют Украине помощь, которая даст нам возможность обслуживать долг. Но при этом они требуют провести реформы, позволяющие создать эффективное государство, способное в дальнейшем самостоятельно рассчитываться по обязательствам.

Второй вариант — технический дефолт. Украина может обратиться к кредиторам с просьбой реструктуризовать задолженность.

И, наконец, третий способ: можно пойти путем полного дефолта, обратившись к кредиторам с просьбой списать значительную часть задолженности.

На мой взгляд, идти по второму или третьему пути нельзя, поскольку это позволит оставить все, как есть, и не проводить реформы. Такая политика только усилит проблемы в экономике. Правильный путь — это реформы, которые дадут Украине возможность стать успешным и ответственным государством.

И я уверен, что если процесс реформ будет запущен и мир увидит, что мы движемся в правильном направлении, нам пойдут навстречу и предоставят достаточно долгосрочное финансирование, которое позволит продержаться до тех пор, пока экономика нормально заработает.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что Украина однажды уже пережила дефолт:

— В 1998 году в Украине был технический дефолт. Тогда правительство свои государственные ценные бумаги, ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа), заменило на КОВГЗ (конверсионные облигации внутреннего государственного займа). КОВГЗ имели плавающую ставку и не очень высокую. Их выпустили сроком на пять лет. И потом Украина все эти КОВГЗ погасила.

— То есть и страна уже пережила дефолт?

— Да. И, как видите, никто не умер.

— Многие люди считают: если государство объявит дефолт, то можно будет не возвращать банкам кредиты. Другие боятся, что в случае дефолта банки не выплатят депозиты.

— Дефолт никак не связан с депозитами или кредитами физических лиц. Фактически дефолт может затронуть только тех людей, которые сейчас владеют ОВГЗ. Но таких в нашей стране мало…

— Возможен ли дефолт в Украине сегодня?

— Очень даже возможен. Украине нужно в 2015 году погасить внешние долги на 11 миллиардов долларов. При этом золотовалютных резервов у нас на сегодняшний день насчитывается всего 7,5 миллиарда. Но опять же, даже если дефолт и будет, он коснется только владельцев еврооблигаций Украины.

— И что делать?

— Скорее всего, придется выпустить новые еврооблигации взамен старых. Да, это потребует провести переговоры с владельцами еврооблигаций. Может быть, правительство захочет и ОВГЗ поменять на другие ценные бумаги. Вот, собственно, и весь дефолт.

— Как-то так получается, что дефолт — это обычное дело и больших рисков не несет.

— Риски, конечно, есть. Дефолт — это всегда потеря имиджа. После дефолта нерезиденты стараются в течение двух-трех лет в долг такой стране не давать. Что может привести к ситуации, когда наши банки и компании не смогут привлекать кредиты за рубежом. Тогда ряд предприятий и финучреждений будут вынуждены сократить свой бизнес, сократить персонал и обороты.

— Значит, нам может грозить безработица?

— В 1998—1999 годах именно так и было. Резко выросла безработица. Многие компании снизили заработную плату тем, кто остался. Вот этот риск реальный.

— Люди таки могут пострадать…

— Да. После дефолта в течение нескольких лет многим будет трудно найти нормальную, хорошо оплачиваемую работу. Придется экономить даже на продуктах питания, поскольку цены будут расти. Так что последствия дефолта — это девальвация и рост цен. В то же время зарплата увеличиваться не будет.

В 1998 году российскую экономику от полного краха спас рост цен на нефть

Все дефолты случились в странах, где действуют неэффективные, затратные и коррумпированные экономические системы.

Первый из них произошел в Мексике в 1994 году. Эта страна длительное время жила в условиях значительного торгового дефицита (больше товаров импортировала, чем экспортировала). В таких случаях для подавления импорта и стимулирования экспорта полагается девальвировать национальную валюту. Однако президент Салинас предпочел удерживать высокий курс песо за счет внешних заимствований. Возникла классическая пирамида, когда для осуществления выплат по старым облигациям выпускались новые. В конце концов в 1994 году после ряда громких политических убийств иностранный капитал начал уходить из страны, а инвесторы предъявили гособлигации к оплате.

В результате мексиканский песо резко девальвировал, государство оказалось не в состоянии погашать свои долги и разразился финансовый кризис. Несколько погасить его удалось через три-четыре месяца, когда, опасаясь отрицательного влияния ситуации в Мексике на соседние страны, МВФ совместно с правительствами США и Канады согласовали план предоставления Мексике займов и гарантий на 50 миллиардов долларов.

***

К концу 90-х годов стало ясно, что России так и не удалось создать сколько-нибудь эффективную экономику взамен советской. Производство практически всей продукции в стране деградировало, а основу экспорта, как и сейчас, составляли углеводороды. Такая экономика легко рушится при любых колебаниях внешней конъюнктуры. Поэтому, когда в 1997 году в Азии случился финансовый кризис и упал спрос на нефть, Россия не смогла обслуживать свои финансовые обязательства. Ситуацию не спас даже кредит МВФ на сумму 22,6 миллиарда долларов. В августе 1998 года российское правительство объявило дефолт по внутреннему долгу, номинированному в рублях, а иностранных кредиторов попросило об отсрочке платежей.

От полного краха российскую экономику спас начавшийся вскоре рост цен на нефть, что позволило ей резко повысить доходы от экспорта и укрепить свое финансовое положение, не проводя никаких реформ. Сейчас, когда нефть снова дешевеет, история повторяется.

***

Аргентина, как многие латиноамериканские страны, пребывает в состоянии почти непрекращающегося экономического кризиса. Огромный торговый и платежный дефицит привел к тому, что в начале века из страны ушли многие иностранные инвесторы. Началось падение песо. Население отреагировало на это так же, как и в любой другой стране: начало массово изымать из банков сбережения и переводить их в доллары. Правительство, в свою очередь, ограничило изъятие вкладов. Паника, понятное дело, от этого не улеглась.

В 2001 году государство объявило себя неплатежеспособным по всему объему долга. Аргентина погрузилась во тьму: иностранные инвесторы покинули страну, приток капитала практически прекратился, уровень безработицы поднялся до 25 процентов, сельское хозяйство пришло в плачевное положение, многие предприятия закрылись, появилось огромное количество людей, потерявших крышу над головой. Только к 2005 году правительство смогло достичь соглашения с кредиторами, согласно которому облигации, обесцененные в результате дефолта, заменяются другими, более долгосрочными и с гораздо более низкой номинальной стоимостью, которая составляет 25—35 процентов от первоначальной.

***

Дефолт в одной стране, как правило, негативно отражается на соседних государствах. После дефолта Аргентины возникли проблемы в двух крупнейших банках Уругвая, принадлежавших аргентинцам. Реакцией на это стал вывод вкладов из финучреждений. Летом 2002 года уругвайцы изъяли 38 процентов своих сбережений. Правительство пыталось спасти банковскую систему при иностранной поддержке. Но эти меры успеха не имели. Произошла резкая девальвация уругвайского песо, а ВВП страны упал на 20 процентов. В результате правительство отказалось платить по своим долгам и обратилось к держателям гособлигаций с просьбой отложить выплаты на пять лет. Кредиторы, находившиеся под впечатлением недавнего аргентинского дефолта, не стали сопротивляться и согласились подождать.

*Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»