Ворвавшись в один из столичных банков, спецназовцы похитили из депозитария, кроме прочего, личные сбережения евреев — беженцев из Донбасса
В октябре прошлого года, когда в Донецке уже рвались снаряды и дом на улице Панфилова, расположенный рядом с тем, в котором с больной 79-летней матерью жила Стелла Тарнопольская, разворотило, женщина решила уехать из города. Как и многие ее знакомые — в Израиль.
— Моя мама — онкобольная, нуждается в постоянном лечении. А в Израиле медицина сильная, вот и решились. Правда, чего нам стоила дорога сюда — словами не передать! У мамы это вторая в жизни эвакуация, но из-за возраста и болезни она пережила ее особенно тяжело. Сейчас скитаемся с квартиры на квартиру, да еще и врачей регулярно посещаем. Все это очень утомительно, тем более что надежды обзавестись собственным жильем у нас больше нет, — рассказала Стелла Тарнопольская. — К сожалению, законодательство Украины запрещает вывозить из страны больше 10 тысяч долларов на человека наличными, поэтому остальные наши средства, совсем небольшие, на которые рассчитывала приобрести хоть какое-то жилье, я по совету друзей отдала члену попечительского совета Еврейской общины Донбасса Сергею Яковлевичу Нузброху, которому мы все доверяем. С тем чтобы он положил их, как и деньги нескольких других вынужденных переселенцев, в свою банковскую ячейку. Но в конце декабря мне сообщили, что наших денег больше нет. Из ячейки украли и все мамины деньги, и те, что остались от моего покойного мужа.
Как оказалось, деньги Стеллы Тарнопольской и других беженцев похитили из ячейки в депозитарии одного из столичных банков… сотрудники силовой структуры. 22 декабря в помещение банка на улице Прорезной в Киеве ворвались спецназовцы в полной экипировке. Формальным основанием для налета стало разрешение Печерского суда на проведение обыска по уголовному производству, открытому против 12 банков (в том числе входящих в первую десятку) и более ста компаний. У одной из них в этом банке был открыт счет. Кстати, в постановлении суда прямо запрещалось при проведении обыска изымать что-либо, кроме документов. Даже при наличии подозрения, что деньги и ценности, хранящиеся в ячейках, получены незаконным путем.
Участники пресс-конференции (во время которой было оглашено открытое письмо Еврейской общины Донбасса к властям Украины, написанное по этому поводу) сообщили, что силовики были в масках, полной экипировке и вооружены автоматами. Применив силу, вооруженные люди уничтожили видеокамеры и счетчики доступа и ворвались в депозитарий, где начали вскрывать ячейки. Ни следователя, ни понятых, ни сотрудников банка при этом не было. Среди многих других пострадала и ячейка Сергея Нузброха, из которой исчезли крупные денежные суммы, принадлежащие евреям-беженцам.
— Когда происходил обыск, меня в Украине не было, — рассказал «ФАКТАМ» член попечительского совета Еврейской общины Донбасса Сергей Нузброх. — Но, узнав о вооруженном налете (иначе это не назовешь), я передал через товарища видеообращение к главе СБУ Валентину Наливайченко и официальный запрос главе комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрею Кожемякину. Председателю СБУ мое видеообращение передали лично в руки, и он пообещал провести расследование. Получив доступ к решению суда и документам, я обнаружил, что банк, в котором проводился так называемый обыск, не имеет никакого отношения к компаниям, по которым ведется уголовное производство, его «вина» заключается лишь в открытии счета одной из них. Кстати, по протоколу из моей ячейки якобы изъяли 12 тысяч долларов. Позже, когда началось расследование, дописали еще 100 тысяч долларов и более миллиона гривен.
— А сколько на самом деле пропало?
— Это деликатный вопрос, который касается людей, доверивших мне свои деньги. Главе СБУ я эту сумму назвал с точностью до одной гривни, но разглашать чужую тайну не могу. Хоть спецназовцы-то банковскую тайну нарушили, изъяв списки и карточки подписей клиентов. И кого ограбили?! Многие беженцы в моей ячейке хранили последние деньги, сбережения всей жизни. Ведь если, например, кому-то повезло продать дом в Донецке, то вывезти вырученные от его продажи средства по закону нельзя было. Силовики ограбили, по сути, уже и так ограбленных людей, пострадавших в этой страшной войне. По каким это законам? Божеским, человеческим, государственным?
Прошло больше месяца, военная прокуратура начала по этому факту уголовное производство. Насколько я знаю, уже допрашивали сотрудников банка. Но все идет так медленно. А ведь люди, не по своей вине вынужденные бежать из своих домов, ждать не могут. Им попросту не на что жить.
По факту этого ограбления пострадавшие написали заявление в милицию, банк подал судебный иск (увы, уже отклоненный судом первой инстанции). Девятого февраля, в понедельник, Апелляционный суд Киева рассмотрит жалобу банка на это решение.
Люди, не знакомые с некоторыми особенностями работы украинских силовиков, называют эту историю беспрецедентной, хотя журналисты «ФАКТОВ» знают, что подобные методы сотрудники СБУ применяли уже не единожды. Схема, как говорится, обкатана и отработана.
Еще в 2013 году (при «злочиннiй владi») мы писали об истории столичного адвоката, из банковской ячейки которой оперативники СБУ, не имея ни единого на то законного основания, изъяли 100 тысяч долларов. После долгих мытарств и публикации в «ФАКТАХ» («Это отработанная схема: сотрудники СБУ находят обеспеченных людей, отбирают у них деньги и годами не возвращают», 27 сентября 2013 года) деньги женщине все же вернули. Но, как выяснилось, она была не единственной жертвой «схемы», по которой как минимум еще у нескольких столичных предпринимателей из банковских ячеек экспроприировали средства, не удосужившись даже оформить это по закону. («Своих денег не ждите, — сказали мне в налоговой милиции. — Вы их не получите», «ФАКТЫ», 30 мая 2014 года). И им-то до сих пор ничего не возвратили.
Сейчас Украина просит деньги у международных финансовых организаций и правительств разных стран. Руководители нашего государства говорят, что мы начали жить по-новому. Но ведь по-новому — это прежде всего по закону, иначе зачем все жертвы?
Если дело спустят, как обычно, на тормозах, описанная нами история грозит нешуточным международным скандалом. Слыханное ли дело — грабить ограбленных, обижать обиженных!
Главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий так прокомментировал случившееся: «На мой взгляд, эта ситуация требует самого пристального внимания властей Украины.
Украина окончательно встала на европейский путь. Агрессор разрушает наши дома и убивает наших сыновей на востоке, а тем временем коррупция и беззаконие не просто подрывают основы государства, они убивают надежду на будущее.
Считаю необходимым обратить внимание на произошедшее Президента, Премьер-министра, Главы Верховной Рады, руководителей Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры. Призываю государственные органы обеспечить законность, гарантировать прозрачное расследование и справедливый судебный процесс, содействовать возврату украденных средств законным владельцам".