Сегодня нужно помянуть умерших родственников и до захода солнца украсить дом зелеными ветками, травами и цветами
Завтра православный мир будет отмечать один из самый больших духовных праздников — Троицу, или Пятидесятницу, день, когда на апостолов сошел Святой Дух. В народе следующая за этим торжеством неделя когда-то называлась Зеленой, Клечальной, Русальной. Согласно народным поверьям, именно после Троицы начинается лето. «До Святого Духа тримайся кожуха», — говорили наши предки, не слишком доверяя переменчивому весеннему солнцу.
А сегодня (в Духову, или Родительскую субботу) нужно помянуть умерших родственников. В память об усопших на кладбище приносили сало, яйца, калачи, после панихиды угощали бедных людей. Наши предки верили, что в эту субботу — единственный раз в году — можно молиться за упокой душ самоубийц, людей, умерших некрещеными, и пропавших без вести. Кроме того, сегодня до захода солнца нужно украсить свой дом зелеными ветками и травами.
Зачем же нужно озеленять свои жилища? По церковным канонам, зелень является символом живительной силы Святого Духа. Поэтому к Троице листьями и травами украшают не только дома, но и церкви. Что касается народных верований, то с давних времен наши предки считали: травы — лучшие защитники от злых духов, которые в конце весны — начале лета пробуждаются от зимнего сна и всячески стараются навредить людям. Например, погубить цветущую рожь. Поэтому, чтобы помешать нечисти, в субботу девушки и дети шли в лес и на луг и собирали травы-обереги: чабрец, полынь, папоротник, любисток и, конечно же, аир.
Вечером, до захода солнца, вся семья украшала хату ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя. Вербу не ломали, ведь она уже заплатила дань Богу и людям в Вербное воскресенье. Не озеленить дом считалось большим грехом. В старину верили, что на Пятидесятницу души умерших родственников прилетают к живым и прячутся в ветвях и травах, защищая свою семью от злых духов.
Обязательно прикрепляли ветки на двери, ставни, заборы и загоны для скота, перед входом в дом и под окнами хозяин вбивал осиновые колья, которые не пропустят нечисть. Полы в хате и амбаре покрывали аиром, на стекла приклеивали кресты из листьев клена, папоротника или липы. В хате особенно нарядно старались украсить святой угол: полки под иконами выстилали васильками и мятой, образа обрамляли новыми рушниками и зажигали перед ними лампадку.
А еще на зелени гадали, каким для семьи будет следующий год. С этой целью в субботу во дворе возле ворот ставили троицкое дерево — принесенную из леса маленькую березу или осину. На ночь деревце вносили в дом, а утром проверяли его листья. Если они остались зелеными (пусть даже привядшими), то до следующей Троицы все в семье будут живыми и здоровыми. Почерневшая листва предвещала болезни и даже смерть кого-то из домочадцев. Как бы там ни было, но это деревце сохраняли всю следующую неделю, а потом его сжигали. В западных регионах Украины хозяева при этом приговаривали: «Дякувати тобi, деревце Боже, що ти нещистi вiд мене вiдганяло i почерез мене зiв'яло. Йди в вогонь, а через вогонь — до раю, а той злий дух, що на тобi, най горить »
Не выбрасывали и зелень, которой украшали дом и подворье. Травы сушили и использовали для мытья волос, заваривания чая, отваров, в которых парили ноги, а еще клали под голову покойнику — «щоб йому на тiм свiтi пахло». Сухие ветки раскладывали в амбарах, где сберегалось зерно (чтобы отогнать мышей) и помещали в гнезда к наседкам (чтобы цыплята выводились здоровыми).
С Троицы начинали заготавливать лекарственные травы. Считалось, что на Зеленой неделе в силу входят цветы алтея и арники, барбариса и ромашки, бузины, медуницы и тысячелистника.
Праздновать Троицу начинали с посещения церкви. Утром нарядно одетые люди отправлялись в храм. Особенно хороши были незамужние девчата. «Дiвочий вiк короткий», так что неизвестно, будет ли еще возможность достать из «скринi» расшитую бисером вышиванку, коралловые бусы, а на голову надеть не женский «очiпок», а богатый венок из цветов и ароматных трав! На праздник девушка должна была принести в церковь букетик из полыни, барвинка, любистка и мяты — в честь Святого Духа, давшего жизнь всему, сотворенному Богом. В середину букета ставили тройную свечу. Огарок ее после службы не выбрасывали, а вместе с травами хранили как оберег.
А еще на Пятидесятницу полагалось «охрестити малят», которые умерли, не приняв это таинство. Согласно старинной легенде, души таких младенцев уносят злые духи и превращают их в нявок (от слова нявь — мертвец). Только на Троицу лиходеи отпускают малышей на волю. Их души поднимаются в воздух и просят о крещении. Если кто-то из христиан услышит детский голос, он должен сказать: «Iван та Марiя! Хрещу вас в iм`я Отця i Сина i Святого Духа. Амiнь». Тогда ангелы подхватят спасенные души и отнесут их на Небеса.
После церковной службы обязательно носили гостинцы сиротам и вдовам. Считалось, что тот, кто на Троицу позаботится о нуждающихся, защитит своих близких от русалок и всяческих бед на воде.
На Троицу освящали колодцы, чтобы мавки не затянули в воду никого из семьи. Священник ходил по дворам и кропил колодцы святой водой. Желающие освятить еще и новую хату ставили у ворот стол с хлебом-солью. Кроме священника, люди ждали у своих домов и на ниве «тополю» или «кущ». Так называли девушку, которую к празднику украшали листьями, лентами и бусами. Ее визит должен был защитить цветущую рожь и молодые посевы от града и засухи. Девчата и парубки с песнями ходили по сельским улицам, наведывались на поля и огороды. «Тополя» кланялась людям, желала доброго здоровья и богатого урожая. В благодарность за это ее угощали сладкими коржиками или калачами, одаривали мелкими деньгами: «Тополi на стрiчки». На собранные деньги молодежь устраивала пирушку.
На Черниговщине в праздничный день на площадях устанавливали высокие столбы, украшенные ветками и листьями. На верхушке прибивали колесо от телеги и привязывали к нему ленты и сладости. Вокруг этого столба девчата и парубки плясали и веселились аж до полуночи. Главным считался танец «долi». Девушки на выданье по очереди кружились в своем первом танце — с самым завидным в селе женихом. Пропустишь этот танец — «на вiк долю втратиш».
Не грустили в праздник и женатые люди. Вернувшись из церкви, они вместе с кумовьями и родственниками усаживались обедать. За столом изрядно угощались горилкой, от пуза наедались колбасами и специальными троицкими блюдами. Так, к торжеству обязательно готовили холодец из петуха, лепили вареники, пекли пироги, коржики и калачи. Калачей делали несколько: два больших, чтобы положить на праздничный стол, и много маленьких — раздать на кладбище. Детей было принято угощать молочной кашей с медом.
Наевшись и угостившись горилкой, селяне пели фривольные «зеленi пiснi». Все логично, ведь через неделю после Троицы наступал Петров пост, во время которого верующие воздерживаются и от скоромной пищи, и от интимных отношений. В этом году Петровка будет длиться почти месяц — с 15 июня по 11 июля. Кстати, в появлении Петрова поста старинная легенда обвиняет женщин. То ли заботясь о стройности своих мужчин, то ли из-за жадности, а только хозяйки решили, что их мужья не должны каждый день есть колбасу, сметану и творог. И, посовещавшись, учредили Петровку. Правда, женщины не смогли прийти к единому мнению о ее продолжительности. Поэтому пост может длиться от одной до шести недель. Он всегда начинается через семь дней после Троицы и заканчивается 12 июля — в день памяти апостолов Петра и Павла.
Но главные обряды Зеленой недели издревле были связаны с чествованием русалок. Считалось, что в это время они выходят на берег, водят хороводы, катаются на ветвях деревьев и заманивают к себе в реки молодых парубков. Чтобы русалки не защекотали до смерти, им приносили угощения и подарки. А еще защищали себя всевозможными травяными оберегами, которые носили за пазухой.
Поскольку встреча с водяной красавицей не предвещала ничего хорошего, на Зеленой неделе не купались. Ну а если по какой-то очень серьезной причине приходилось окунуться, то сначала в воду бросали чеснок, любисток, полынь — запах этих трав отпугивал русалок. Провожали их в последний перед Петровским постом день. Вечером молодежь раскладывала костер, и девчата с парнями прыгали через огонь.
На Зеленой неделе пожилые пары, которые выдали замуж и женили всех своих детей, справляли новые свадьбы свои. Так, в понедельник или вторник после Троицы все село сходилось на подворье к «молодоженам», чтобы поздравить их с началом новой жизни. В качестве подарков с собой несли выпивку и закуску. Жениха и невесту украшали венками из жасмина (»божого деревця»), чтобы Дух Божий не покидал эту семью и давал ей здоровье, радость и долгие годы жизни.
Для приготовления понадобится: курица (домашняя) — 1 кг, лук — 50 г, морковь — 50 г, корень петрушки — 20 г, грибы — 100 г, желатин — 20 г, соль, перец, лавровый лист — по вкусу.
Курицу почистить и помыть. Разрезать на кусочки, залить холодной водой и варить 3-4 часа. За час до конца варки добавить лук, морковь, петрушку, лавровый лист, перец и соль.
Когда курица сварится, вынуть ее, отделить от костей мясо и нарезать мелкими кусочками.
Свежие грибы отварить, мелко посечь и бросить в куриный бульон.
На дно глубокого блюда выложить мясо, залить куриным бульоном с разведенным в нем желатином и поставить в холодное место для застывания.