Известный композитор отмечает 80-летний юбилей
Геннадий Гладков — автор музыки к мультфильму о бременских музыкантах, а также к картинам «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Собака на сене», «Формула любви», «Джентельмены удачи» и многим другим.
Накануне своего восьмидесятилетия известный композитор рассказал «ФАКТАМ» о чудесах в его жизни и о том, как ему живется сегодня.
— Геннадий Игоревич, с днем рождения вас! Крепкого здоровья, благополучия, вдохновения! Как собираетесь отметить юбилей?
— Спасибо за поздравление. 80 — мощная цифра, громоздкая. В прошлом году я перенес инсульт, сейчас потихоньку прихожу в себя и уже работаю. 19 февраля в Москве планируется концерт, где будет звучать моя музыка из кинофильмов. Сейчас готовлю мюзикл для взрослых по довольно известной пьесе Эмиля Золя «Наследники Рабурдена», это такая очень симпатичная комедия. А для детей — музыкальную сказку «Голубой щенок».
— Банкет устраивать собираетесь?
— Отмечать буду скромно. Теперь мне надо быть очень осторожным со своим здоровьем. Может, самых близких родственников и друзей соберу в одном уютном кафе недалеко от моего дома, где очень хорошие кухня и обслуживание.
— Какой подарок мечтаете получить?
— Для меня сейчас лучший подарок — хорошее самочувствие. Буду стараться его не испортить, а то, знаете, праздники у нас иногда боком выходят. Бывает, так празднуем, что потом начинаем лечиться. А вообще в качестве подарков люблю получать канцелярские принадлежности: ручки, блокноты, карандаши, точилки, линеечки… Одним словом, все, что нужно для работы с нотами.
— Наверное, как-то оригинально поздравит Василий Ливанов, с которым вы дружите с девяти лет.
— Вася будет вести мой концерт 19 февраля, потому что он меня знает, как никто другой. Мы с ним учились в одном классе. А однажды в свой день рождения он мне жизнь спас. Был жаркий июльский день. Захотелось искупаться, хоть плавать я толком не умел. Я зашел в водоем и… угодил в яму. Хлебнув воды, стал беспорядочно махать руками. И вот Ливанов, шикарно одетый, в наглаженной рубашке и галстуке, бросился меня спасать. А вытащив, сказал: «Я как чувствовал, что с тобой что-то случится». Он, как и я, человек мистически настроенный.
Знаете, тонул я не раз. Мама рассказывала, что в детстве я купался на даче с ребятишками и хлебанул воды. Спас меня папа. А когда мне было лет семнадцать, лодка со мной и товарищем перевернулась. Я нырнул за ним, и сам… пошел ко дну. Выбрался просто чудом. Словно какая-то сила из воды вытолкнула.
— Верите в судьбу и чудеса?
— Конечно. Со мной не раз случались необъяснимые вещи. К примеру, освящая мой загородный дом, батюшка нарисовал на стене карандашом крест, который спустя время… замироточил. И до сих пор мироточит. Разве это не чудо?
К слову, я очень люблю работать со сказками, мифами, легендами, фантастическими произведениями. Один из моих любимых писателей — Николай Васильевич Гоголь.
— Читала, что когда вы сочиняли музыку для балета «Вий», специально приезжали в Украину вдохновляться гоголевскими местами.
— Да, был в Полтаве, Васильевке, Диканьке… Там особая земля. По ней так легко ходилось, как будто по Луне, казалось, словно что-то подталкивает. Я даже нашел заброшенную церковь, о которой писал Гоголь. Увидев полуразвалившееся здание, насквозь проросшее деревьями, сразу почувствовал, что это то самое место.
И когда работал над музыкой к балету «Вий», чудесные гоголевские места стояли перед глазами.
К слову, во время работы происходило столько всего невероятного. Когда писал музыку к балету «Вий», даже ноты… летали! Я жил один в маленьком домике около оврага в Рузе под Москвой. И вот представьте: как-то сижу за роялем, на улице тихая погода, и вдруг совершенно неожиданно порыв ветра открывает форточку, и ноты начинают летать по комнате, а часть их… вылетает в форточку. Потом пришлось искать на улице. Гоголь — великий мистик.
— Вы не боялись браться за это произведение?
— Некоторые опасаются. А я страха не испытывал. Человек я верующий, каждый день читаю молитву. Не боюсь и суеверий. Можно бояться тринадцатого числа, а судьба ударит четырнадцатого, когда не ожидаешь. Знаете, у Лескова в одном произведении есть очень симпатичное веселое выражение: «Ударила молния не из тучи, а из навозной кучи».
— В Киеве вы давно были?
— Когда-то я работал на киностудии имени Довженко, писал музыку к фильмам. Но это было много лет назад. Также в Киеве я для Тарапуньки и Штепселя создавал музыку для их эстрадных концертов. Помню, когда приехал первый раз, неделю жил у Юры Тимошенко. А вечерами мы ходили к Ефиму Березину. У него был рояль, поэтому я там играл. Сочинял, а потом им показывал.
Время мы проводили очень хорошо. Юра и Фима были людьми веселыми, много шутили, рассказывали интересные истории. У Юры мы пили горилку, а у Ефима — коньячок и сухое вино.
Еще запомнилось, как однажды Тарапунька и Штепсель спасли меня. Они отправились в магазин. А я остался их ждать в машине. Была жара, и я приоткрыл окошко. Вдруг подошли цыгане, предложили погадать и выманили у меня кучу денег. Сначала попросили рубль, потом три, затем все больше и больше. Я передавал купюры в открытое окошко. Деньги у меня были — я как раз получил гонорар.
Штепсель и Тарапунька подоспели в момент, когда я отдавал очередную купюру. «Мы же предупреждали тебя, чтобы ты никуда не выходил, так тебя и через стекло облапошили», — сокрушались. А я тогда понял, что цыгане — магические люди и сила их велика. Представляете, автоматически вынимал из кармана деньги и отдавал им. Но, к счастью, больше со мной такого не случалось.
Киев — прекрасный город. Одно из моих любимых мест — Владимирская горка. А кухня какая! Борщ, вареники… Женщины в Украине очень ловко готовят. А какая клубника в июне замечательная!
— Геннадий Игоревич, недавно смотрела мультфильм о бременских музыкантах, где звучат песни на вашу музыку. И с удивлением узнала, что король поет вашим голосом.
— Так получилось. Сначала петь эти песни хотел Муслим Магомаев, озвучивший в мультфильме «По следам бременских музыкантов» Атаманшу и Трубача. Но у него были намечены гастроли на Кубе. И спеть попросили меня. Мол, если потом Магомаеву не понравится, он исполнит сам. Но когда Муслим вернулся и прослушал, все одобрил. Ничего менять мы не стали. Он был невероятно занятым человеком. Записи на телевидении, на радио, концерты… Его приходилось буквально разыскивать каждый раз, чтобы продолжить работу.
— А как вам работалось с Марком Захаровым в его кинофильмах «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона»?
— Интересно и мучительно. Режиссер требовал сочинять музыку к фильмам прямо при нем. А это очень сложно. Композитор ведь всегда любит работать у себя в комнате, закрыться там, чтобы его никто не видел и не слышал. А Марк Захаров хотел тут же «примерять» музыку к картине: подходит или нет.
— Скажите, ваш талант, умноженный на работоспособность, сделал вас человеком по сегодняшним меркам богатым?
— Деньги для меня не первостепенное. Главное — чтобы творчество нравилось людям. Когда я недавно оказался в больнице, много хороших слов услышал. И это было очень приятно. Самое необходимое у меня было всегда: дом, еда… Во все времена мог нормально обеспечивать семью.
— Несколько лет назад вы с супругой отметили золотую свадьбу. Как вы познакомились?
— Мы живем вместе уже 57 лет. Судьба нас свела в московском училище при консерватории. Жена по образованию дирижер-хоровик. Мы вместе выступали в училище. Я аккомпанировал, когда она дирижировала хором. Получился такой вот «служебный роман».
— В чем же секрет столь крепкого брака?
— У нас не только была влюбленность, но и дружба. Мы помогали друг другу. Когда я заканчивал консерваторию, жена, работая на разных работах, была главным финансистом в семье. А потом я, став композитором, начал приносить заработок в дом. И поэтому у нас на этот счет никогда не было никаких споров.
— Сын и внуки пошли по вашим стопам?
— Нет. Сын — компьютерный художник. А внук и внучка совсем юные. Они еще в поиске.
— Чем вы увлекаетесь кроме творчества?
— Обожаю лес, природу. Осенью люблю ходить по грибы, потом их с женой сушим, маринуем, солим. Делаем запасы на зиму, угощаем друзей.
— Стран много объездили?
— Вы знаете, вот удивительно, но я ни разу не летал на самолете! Отказывался. Всегда было предчувствие, что это не нужно делать. Когда-то меня спросили: «Боишься?» — я ответил: «Да нет, боюсь за тех, кто со мной полетит».
Лишь один раз все же решился, когда опоздал на поезд. Приехал в аэропорт Шереметьево, а самолет уже отбыл. Следующий рейс — только утром. Таким образом судьба мне сказала: «Нет. Не полетишь!»
Что же касается зарубежных поездок, очень люблю Чехию, в Праге был раз десять. Почему-то меня всегда туда тянуло. И до сих пор тянет. Очень люблю этот город! И не раз возвращался из Праги в Москву поездом через Киев, так как билетов напрямую взять не удавалось.
Со столицей Украины у меня связан еще вот какой забавный случай. Как-то я со своими друзьями-актерами возвращался из Киева в Москву. До отправления поезда оставалось еще много времени и мы зашли в вокзальный ресторан. А там объявление: «Мест нет». Было это в 1970-е годы. Я постучал в дверь. Вышел метрдотель. Я говорю: «Мы из журнала „Фитиль“. Хотим у вас покушать». А это был сатирический журнал, критики которого все боялись. Метрдотель сказал: «Пожалуйста, проходите». Нас усадили на лучшие места, шикарно обслужили. Одним словом, вечер мы провели замечательно. Слово «Фитиль» в то время было магическим.
— Как вы отметили Новый год?
— Очень скромно — у себя на даче, где уютно и хорошо, где мне замечательно работается. Когда я ее строил, не знал, что заболею и некоторое время придется передвигаться в инвалидной коляске. Но как-то интуитивно сделал все так, что здесь нет ни особых порогов, ни высоких ступеней, ни резких спусков. Коляска везде проезжала без труда. Я ведь только недавно начал ходить.
— Геннадий Игоревич, здоровья вам крепкого!
— Спасибо. Для меня сейчас это очень важно. И читателям «ФАКТОВ» дай Бог всего самого хорошего. Главное — мира! Во мне ведь тоже есть украинская кровь. Моя бабушка — из Харькова. Я молюсь за то, чтобы мир наступил как можно скорей и прошу Бога помочь в этом.
Фото в заголовке Getty Images/Fotobank