С понедельника, 16 февраля, начинается Сырная неделя — семь дней перед Великим постом, когда положено радушно принимать гостей и подавать к столу блюда из молока, творога и яиц
Масленица в нынешнем году ранняя. Уже с понедельника, 16 февраля, начнется Сыропустная неделя — время, когда, согласно церковным традициям, можно есть рыбные и молочно-яичные блюда, а вот от мяса уже полагается отказаться вплоть до Пасхи. К слову, в этом году православные и грекокатолики будут отмечать Светлое Христово Воскресение 12 апреля. То есть Пасха, а с ней, мы надеемся, и весна будут ранними.
Поскольку впереди у нас семь недель сурового воздержания (Великий пост продлится с 23 февраля по 11 апреля), то сейчас просто необходимо наесться самим и щедро угостить родных и близких вкусными варениками, жирными блинами, пышными сырниками и сдобными пирогами. Кроме того, согласно старинным казацким обычаям, на Масленицу не грех немного побаловать себя горячительными напитками. Правда, в нынешнем году из-за войны на востоке Украины и годовщины расстрела Небесной сотни на Майдане церковь призывает отказаться от громких и веселых гуляний и направить свои силы на благотворительность.
Сегодня, 14 февраля, Родительская поминальная суббота. В церквах служится особая панихида, на которой люди молятся не только о душах своих родственников, но и об упокоении душ павших воинов, людей, умерших от голода, замученных в лагерях… Традиционно на панихиду приносят хлеб, растительное масло, вино, овощные и рыбные консервы, крупы и сладости. После службы продукты раздают нуждающимся.
А в воскресенье, 15 февраля, верующие прощаются с мясными блюдами. Этот день наши предки называли Нiжкове пущення, М’ясопусна недiля, Нiжковi заговини. В старину хозяйки обязательно варили холодец из свиных ножек, который до понедельника полагалось съесть. Естественно, что одним холодцом дело не ограничивалось, были на столе и другие мясные блюда, а потому воскресный ужин иногда затягивался чуть ли не до полуночи. С трудом опустошая тарелки, домочадцы приговаривали: «Хоч пузо роздайсь, а Божий дар не залишайсь».
В нынешнем году на Мясопустное воскресенье приходится большой церковный праздник — Сретение Господне. В этот день Богоматерь, принесшую в иерусалимский храм Младенца Христа, встретили на пороге с благословением старец Симеон и Анна Пророчица. Поэтому в народе праздник считали встречей Ветхого и Нового заветов. А еще наши предки говорили, что на Сретение Зима с Летом борются и спорят, кому дальше господствовать. Отсюда еще одно название праздника — Зимобор. Лето — веселая и красивая девушка, увидев на дороге Бабу Зиму в изношенной, дырявой одежде и с пустой торбой на плече, приветствует ее словами:
— Помогай Боже тобі, Зимонько!
— Дай Боже здоров’я, — нехотя отвечает Зима.
— Бач, Зимо, що я наробило і напрацювало — ти поїла і попила, — укоряет Лето.
Затем они начинают горячо спорить, кому нужно идти дальше по дороге, а кому вернуться. Если в этот день к вечеру потеплеет, значит, Лето победило, если станет холоднее — верх взяла Зима.
Вообще, по погоде на Сретение наши предки определяли, каким будет урожай. Ясный и тихий день сулил хороший урожай пшеницы и обилие меда, иней на деревьях — много картофеля и гречки. Ну, а оттепель обещала высокие травы: «Якщо на Стрiтення пiвень нап'ється води, то на Юрiя (6 мая) вiл напасеться трави».
На Сретение в храмах освящают воду и свечи. Считалось, что эта вода может исцелить от любого недуга, поднять с постели даже находящегося при смерти человека. Свечи же назывались громничними и, согласно поверью, защищали во время грозы и дом, и посевы. Когда весной небо пронизывали молнии, люди зажигали сретенскую свечу від усякого лиха.
Ну, а в понедельник всем миром встречали Масленицу. Наши предки называли ее по-разному: Масляна, Сиропусний тиждень, Пущення, Загальниця и Колодiй. Нужно отметить, что во время войн Масленицу отмечали тихо, направляя совместные усилия на помощь воинам, раненым, сиротам и вдовам…
В старину на Сырной неделе выделялись три главных дня: Зустрiчний понедiлок, Широкий четвер и Прощена недiля. Каждый имел свой смысл и свои обряды.
Так, с понедельника по четверг ходили друг к другу в гости. Пренебрегать этой традицией не полагалось, ведь, согласно поверью, хто в будинку залишиться, той поховає своє господарство. А потому в дом приглашали родню и кумовьев, а в войну — еще и тех людей, кто бедствовал или остался без крыши над головой. Гостей, особенно деток, щедро угощали варениками, молочной кашей, творожными бабками и блинчиками-оладушками.
Вертуны
Для приготовления потребуется: на 400 г муки — 300 г творога, 2 яйца, 100 г сливочного масла, 0,5 стакана сахара, 1 стакан сметаны.
В просеянную муку положить половину сметаны, треть необходимого количества сахара, один желток, треть масла, посолить и замесить некрутое тесто. Разделить его на несколько частей. Каждый кусок тонко раскатать, смазать растопленным маслом. Сложить все части одну на другую в пять-шесть слоев.
Творог пропустить через мясорубку, добавить желток, сахар и ванилин и перемешать. Творожную массу разложить равномерно на нескольких слоях теста, свернуть его рулетом и положить на смазанный жиром противень. Сверху пирог смазать яйцом и печь в духовке 40—50 минут.
Готовый рулет порезать на кусочки. Перед тем как подавать, вертуны посыпать сахарной пудрой и полить сметаной.
Масленого вторника в мирное время особенно ждала молодежь. Ведь в этот день парубки присматривали себе невест, а девчата выбирали женихов. Для этого они устраивали вечорниці.
В среду ходили в гости к родне главы семьи. В дом полагалось принести вкусные гостинцы. А в четверг отправлялись на вареники и блины к теще. Обычно зять к своей второй маме с пустыми руками не приходил. Он старался порадовать ее сладостями, новым платочком, красивой посудой или вкусной наливочкой… Ожидая зятя в гости, тесть заранее закупал продукты, которые понадобятся для приготовления вареников и блинов: муку, молоко, масло, яйца, творог… Кстати, пренебречь обычаем и не принять детей на Масленицу означало навлечь на себя осуждение всей сельской громады. Ведь это были не просто застолья, а передача опыта: батьки вчили, як жити слiд, як шанувати родину.
Блины переяславские
Для приготовления потребуется: 1л молока или кефира, 3—4 яйца, 2 ст. ложки сахара, 2 ст. ложки растительного масла, 9 ст. ложек с горкой муки, щепотка соли.
В муку влить молоко или кефир, добавить яйца, сахар, масло и тщательно размешать. Должна получиться консистенция жидковатой сметаны. Если тесто получится гуще, чем нужно, можно добавить немного воды. Жарить блины с двух сторон.
Нужно отметить, что в Украине на Сырной неделе главными на столе были не блины, а вареники и другие молочные блюда. Так, на Слобожанщине обязательно готовили кашу и оладьи, в центральной Украине — гречаники и вареники с творогом и сметаной, а на Волыни и Галичине делали еще и банош (кукурузная каша на сливках или сметане), а также галушки с брынзой и грибной юшкой.
Считается, что вареники как обрядовое блюдо дошли до нас со времен трипольской культуры. Их форма в виде молодого месяца символизирует женское начало, а начинка — беременную женщину, продолжательницу рода. В древности, увидев на небе месяц, наши предки произносили особую молитву. Ну, а чтобы в доме был достаток, хозяйки лепили вареники. Всякая начинка имела свой смысл. Так, пшенная каша в варенике символизировала богатый урожай, начинка из грибов способствовала укреплению мужской силы, а из рыбы — женской. Вареники с маком олицетворяли богатство всего мира, а с вишней вообще считались волшебными. Особое место занимали вареники с творогом, поскольку у наших предков молочные продукты являлись символом достатка. И выражение «Щоб ти жив, як вареник у сметанi!» было магическим пожеланием семье полной гармонии и благополучия. А казацкую шутку: «На Масляну й турки вареники їдять!», видимо, следует понимать так: никто себе не враг, чтобы отказаться от такого магического блюда. Одним словом, именно вареники были главным блюдом на украинском масленичном столе.
В субботу начинались проводы Масленицы. По селу в санях возили «старого дiда» — соломенное чучело, символизировавшее наступающий пост. Сани пускали с горы и следили за тем, как далеко они уедут: чем длиннее будет след от полозьев, тем лучше и выше весной поднимется лен. В конце дня чучело сжигали, приговаривая: «Масляна, Масляна, яка ти мала! Якби ж тебе сiм недiль, а посту одна». Вечером опять ходили в гости, поскольку в этот день накрывали стол для сестер мужа — зовиць.
В Прощеное воскресенье нужно было навестить родных и соседей, чтобы попросить прощения за все обиды и, если близкие враждовали, обязательно помириться. Состоятельные люди навещали бедных. У стариков, вдов и сирот просили прощения и приносили им постные продукты: крупы, сухие и соленые грибы, овощи и растительное масло. Все дела старались закончить до заката солнца, чтобы смиренно и без суеты настроиться на пост.