Столичные власти решили не бороться со стихийной торговлей в городе, а создать для нее цивилизованные условия в тех местах, где позволяет территория и где такие базары наиболее популярны среди покупателей. Идея правильная и… не очень новая. Подобное в городе уже намеревалась сделать команда мэра Черновецкого.
Планируется, что на территории города благоустроят 70 мест для стихийной торговли, которые будут называться «ярмарками». Список площадок намерены утвердить до конца февраля. Подготовкой к преобразованиям сейчас занимается департамент промышленности и предпринимательства Киевской горгосадминистрации.
«ФАКТАМ» рассказали, что, выбирая места, подлежащие упорядочению, руководствовались такими критериями: чтобы пешеходы свободно могли двигаться между базарными рядами (проходы не менее двух метров в ширину), чтобы можно было разместить палатки небольших габаритов единого образца. Кроме того, нужно, чтобы на каждой торговой площадке были рукомойник и биотуалет, контейнеры для мусора, огнетушитель, аптечка, книга жалоб, стенд с разрешительными документами и контактными телефонами служб по защите прав потребителей.
К «ярмаркам» для контроля будут направлять ветеринарных врачей и сотрудников санэпидслужбы. Занять место в рядах мэрия позволит торговцам, которые смогут платить от 50 до 200 гривен в месяц — в зависимости от предлагаемой покупателям продукции. Торговать на таких ярмарках готовятся многие фермеры и обещают «держать» разумные цены для своих товаров.
Для перекупщиков намерены установить ценовой потолок — товар должен стоить не дороже, чем в магазине, в противном случае откажут в предоставлении места на «ярмарке». Для старушек, периодически предлагающих киевлянам выращенную своими руками зелень, ягоды, фрукты, плату за место установят в размере, кратном одному торговому дню (в зависимости от цены товара). Вопросы уборки территории таких базарчиков сейчас еще решаются.
Кроме того, профильная комиссия Киевсовета до конца недели рассмотрит и вынесет на сессию проект решения о запрете торговли «с колес». Из центра города уберут автокофейни и упорядочат сезонную и передвижную торговлю. Концепцию размещения киосков разрабатывали несколько лет в департаменте архитектуры и градостроительства горгосадминистрации. Согласно ее положениям, Киев поделят на четыре зоны.
В историческом центре — возле Киево-Печерской лавры, на Европейской площади и майдане Незалежности, возле Софии Киевской и Михайловской площади, на улице Крещатик — торговых палаток, киосков (кроме прессы) и автокофеен вообще не будет. На других улицах центра предлагают разместить ларьки площадью не более двух квадратных метров и единого образца для каждой отдельной группы товаров (для овощей, мороженого, прохладительных напитков).
По мере удаления от центра в местах, специально отведенных и указанных на городской схеме размещения киосков, установят павильоны (от четырех до 15 квадратных метров), также унифицированные для каждого вида товаров и бытовых услуг.
Киоски «Киевхлеба» (а их по всему городу намерены поставить 200 штук), где станут продавать хлеб и хлебо-булочные изделия самых популярных сортов по зафиксированным в сентябре 2014 года ценам, сделают по единому образцу, и покупатели легко их узнают (вне зависимости от схемы расположения остальных МАФов).
В конце февраля в городе презентуют справочник для частных предпринимателей, архитекторов и дизайнеров. В этом документе расписаны нормы и критерии для вывесок, рекламных щитов, баннеров, фасадной рекламы на всех улицах Киева. В справочнике указано, какие штрафы и наказания предусмотрены для нарушителей правил городского благоустройства и дизайна.
Подобный документ существует во Львове, где городские власти сумели навести порядок: убрали «рекламный шум» с улиц и сделали город чистым и красивым.
Открыв справочник, каждый бизнесмен и его дизайнер узнают, какие вывески можно разместить на фасаде офиса и на улице, а какие — нет. Категорически запрещено будет закрывать архитектурные детали зданий и фасады исторических зданий рекламными вывесками, баннерами, билбордами.
По словам главы департамента градостроительства и архитектуры Киевской горгосадминистрации Сергея Целовальника, в справочнике город поделен на зоны.
В нулевой — возле историко-архитектурного заповедника «София Киевская» и Киево-Печерской лавры рекламных билбордов не будет вообще, а вывески заведений должны быть минимизированы.
Отдельные параметры — для Европейской площади, майдана Незалежности, Крещатика, Бессарабской площади. Здесь начнет действовать запрет на баннеры на фасадах, на билборды, а для вывесок магазинов приняты определенные размеры и унифицирована цветовая гамма.
В первую зону, свободную от рекламы и билбордов, попадает вся территория в пределах Михайловской площади, улиц Владимирской, Институтской, Грушевского, Владимирского спуска, а также Набережного шоссе, улиц центра Подола и площади Славы. Здесь могут быть билборды, площадь которых не превышает 10 квадратных метров.
По мере удаления от центра — во второй, третьей зонах и на выездах из Киева — площадь билбордов и количество рекламы будут больше.
Запретят размещать рекламу на мостах, подъездах к эстакадам, транспортным развязкам и на самих сооружениях.
В начале марта за справочник по обустройству Киева и правила, прописанные в нем, должен будет проголосовать Киевсовет.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»