Едва услышав оправдательный приговор, подсудимый, в свое время умудрявшийся обкладывать данью весь нелегальный бизнес на столичном вокзале, отправился на свое «рабочее место», чтобы возобновить поборы с предпринимателей
Наша газета уже сообщала о том, что Соломенский районный суд Киева вынес оправдательный приговор известному в уголовном мире авторитету по кличке Бабай, сумевшему обложить поборами предпринимателей на киевском вокзале. В следственном изоляторе злоумышленник, арестованный в мае 2013 года, пробыл чуть более полутора лет.
Напомним, Бабай, выходец из Азербайджана, на протяжении последних полутора десятков лет считается неофициальным «королем» главного железнодорожного вокзала столицы. Поговаривают, что ему подчинялись даже сотрудники милиции, которым он благосклонно разрешал брать дань с карманных воришек или «кидал». Только за то, чтобы войти в здание вокзала, жулики «отстегивали» стражам порядка по 150 гривен.
Бабаю платили все и за все: торговцы на перроне, таксисты, водители маршруток, перекупщики билетов, карманники. Для каждого существовала своя такса. Тех, кто отказывался отдавать долю, жестоко избивали. Поговаривают, что средний доход «смотрящего вокзала» составлял до 380 тысяч долларов в месяц.
Бабая освободили прямо в зале суда, несмотря на заявление государственного обвинителя о том, что на оправдательный приговор будет подана апелляция. Едва оказавшись на свободе, он сразу же отправился на свое «постоянное рабочее место» — железнодорожный вокзал. Поборы возобновились буквально в тот же день.
Справка «ФАКТОВ»:
Будущий криминальный авторитет приехал с матерью из Азербайджана в Киев еще в 1973 году, когда ему было всего 16 лет. Окончив вечернюю школу с хорошими оценками, ушел служить в армию. Вернувшись в Киев, устроился водителем директора одного из научно-исследовательских институтов, где работал вплоть до развала СССР в 1991 году.
Уволившись с работы, он познакомился с неким «авторитетом» по кличке Бакинец. Говорят, именно этот земляк и замолвил в свое время словечко за подопечного перед международным «авторитетом» Севой Могилевичем, который раньше «крышевал» киевский железнодорожный вокзал. Так молодой человек стал Бабаем. Сначала он занимался «лохотроном», возглавлял бригаду «наперсточников», потом начал устраивать так называемые лотереи. Суть их в том, что прохожему предлагалось купить лотерейный билет, который случайно оказывался выигрышным. Вроде бы все хорошо — забирай приз и иди. Но тут, как назло, объявлялся еще один человек с выигрышным билетом. И тогда, чтобы получить «джекпот», оба игрока начинали повышать ставки: кто больше заплатит, тот и заберет все деньги. Хитрость состояла в том, что второй «счастливчик» был подставным и деньги у него никогда не заканчивались. По сведениям милиции, Бабаю принадлежали точки с «лохотроном» не только на вокзале, но и в районе станций метро «Театральная» и «Республиканский стадион».
Потом Бабай возглавил преступную группировку, которая контролировала скупщиков железнодорожных билетов. С тех пор каждый, кто этим занимался, обязан был регулярно платить определенный процент Бабаю и его подельникам.
А в 1996 году он уже полностью контролировал весь бизнес вокруг столичного железнодорожного вокзала. На тот момент действующий «хозяин вокзала» Сева Могилевич отошел от дел, и встал вопрос, кем его заменить. По слухам, слово перед Могилевичем за Бабая замолвил другой криминальный авторитет — Авдышев.
— В шесть утра Бабай, как штык, был уже на железнодорожном вокзале, — рассказывает оперативный работник главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины Борис (он попросил не называть его фамилии). — Приехал на своем черном джипе, обошел владения, устроил развод «личного состава». Он немного утратил позиции на вокзале и сейчас пытается все наверстать. Хотя, по сути, окончательно еще не оправдан.
— Борис, вы же принимали участие в аресте Бабая в мае 2013 года. Как он тогда себя вел? Не сопротивлялся?
— Воспринял арест абсолютно спокойно. Видимо, знал, что скоро окажется на свободе. Так ведь уже бывало не раз. Например, в 2009 году. Тогда Бабай тоже недолго пробыл в заключении. Более того: даже находясь в СИЗО, продолжал руководить своими людьми на железнодорожном вокзале.
Кстати, у арестованного Бабая были обнаружены фотографии, где он изображен в форме полковника милиции. Кроме того, у него изъяли аккредитационное удостоверение… журналиста газеты «ФАКТЫ», выданное пресс-службой МВД Украины.
В мае 2013 года на Бабая начало поступать все больше жалоб. На вокзале творился самый настоящий беспредел. Увеличились поборы с частных предпринимателей. С теми, кто не хотел платить, жестоко расправлялись. Количество карманных краж выросло. Прямо на перроне могли избить и до нитки ограбить какого-нибудь заробитчанина, возвращающегося домой. А сотрудники транспортной милиции в это время просто отворачивались. Мы звонили нашим коллегам на вокзал, спрашивали: «Что там у вас происходит?» А они в ответ: «У нас все под контролем. Сами справимся».
— Сотрудники транспортной милиции тоже получали мзду от Бабая?
— Получается, что так. Бабай хорошо знал, что у милиционера маленькая зарплата, этим и пользовался. Именно потому на железнодорожном вокзале была такая низкая раскрываемость преступлений. Здесь процветали «наперсточники», жулики крутили безвыигрышную лотерею. Правоохранители все это знали, но никак не реагировали.
— Бабай обложил данью таксистов, водителей маршруток, которые отправлялись в рейс с привокзальной площади. Как наказывали тех, кто отказывался платить?
— Могли битами разгромить машину или избить самого водителя. Очень распространенной практикой было прокалывание колес. Подходят четверо злоумышленников с разных сторон к микроавтобусу — и одновременно пробивают сразу четыре колеса. Иногда просто блокировали маршрутки. Поставят два автомобиля спереди и сзади микроавтобуса так, что тот не может тронуться с места, и уходят. И водителю приходилось своих пассажиров пересаживать в другую маршрутку.
— О доходах Бабая ходили легенды…
— По нашим подсчетам, «король вокзала» мог заработать в месяц до 380 тысяч долларов. Например, водители междугородных маршруток отдавали ему от 20 до 50 гривен за каждого пассажира. За день с одного маршрута получалось до трех тысяч гривен. Торговцы на перроне платили по 50 гривен в день, перекупщики железнодорожных билетов — по 20 долларов в неделю, таксисты — по 50 долларов в месяц. Власть у Бабая на железнодорожном вокзале была безграничная. Он не мог разве что поменять расписание движения поездов.
— Много людей входило в преступную группу «хозяина вокзала»?
— У Бабая не было необходимости постоянно держать какую-то группировку. Он мог в любой момент нанять нужное количество боевиков для какой-либо акции у других криминальных авторитетов. Например, для устрашения: человек двадцать должны были пробежать по территории вокзала, избивая дубинками всех подряд — от уличных торговцев до обычных пассажиров. За такую работу молодчики получали до 150 гривен каждый.
— После ареста «смотрящего» в 2013 году на вокзале стало спокойнее?
— Едва он попал в СИЗО, как свидетели начали один за другим забирать заявления. Неизвестные нападали на тех, кто мог хоть что-то рассказать о «хозяине вокзала», и избивали их. Одного парня — водителя киевской маршрутки, обнаружили аж в Виннице. Правда, нашлось несколько стойких свидетелей, которых не удалось запугать.
На одном из судебных заседаний Бабай прямо сказал, что скоро выйдет на свободу. Как нам стало известно, близкая родственница криминального авторитета начала собирать на вокзале деньги на его выкуп.
— И люди платили? Казалось бы, только избавились от вымогателя и тут же отдают свои кровные за его освобождение?
— Платили, как говорится, от греха подальше. Я сам разговаривал с некоторыми водителями маршруток. Один парень откровенно сказал: «К Бабаю мы привыкли. Знаем, сколько и за что он с нас берет. Не будет Бабая — придет другой, который увеличит поборы. Может и война между криминальными авторитетами за вокзал начаться. А хочется, чтобы все было спокойно, как раньше».
— Но ведь криминальный авторитет мог и сам заплатить выкуп. Он же не бедный человек.
— Видимо, для него было принципиально, чтобы эти деньги собрали подопечные. Нужно ведь показать свою власть над людьми. А Бабай на самом деле достаточно богатый. У него по Киеву как минимум шесть дорогих квартир. Есть и шикарный дом с мраморными полами и бассейном на Софиевской Борщаговке. Квартиры, кстати, Бабай сдает в аренду. Тоже круглая сумма выходит в месяц.
— Пока шло судебное следствие, «вокзальный король» находился в какой-то привилегированной камере?
— Нет, он содержался в СИЗО в обычной камере на троих человек. Кстати, в заключении вел себя очень скромно. Не принимал участия в каких-либо криминальных разборках. Зато всем сотрудникам Лукьяновского СИЗО и членам их семей доставал железнодорожные билеты.
— Как это? Находясь в камере?
— А что тут такого? Билеты доставляли прямо в следственный изолятор. При этом, насколько известно, не все работники СИЗО за них платили.
— Вернемся к выкупу. Большую сумму удалось собрать?
— В два приема собрали около 400 тысяч долларов. Но это — оперативная информация. Подтвердить или опровергнуть ее я не могу. Судебное заседание было открытым. Когда стало ясно, что, несмотря на усилия адвокатов Бабая, все идет к обвинительному приговору — подсудимый начал нервничать. На процессе в открытую запугивал свидетелей. Говорил, что все равно выйдет на свободу и тогда тем, кто давал против него показания, «поотрывает руки».
Однако в какой-то момент дело против Бабая начало сыпаться прямо на глазах. Подсудимый успокоился. На судебные заседания все чаще начали приходить его родственники и дружки. На днях его освободили прямо в зале суда… «в связи с отсутствием состава преступления».
— Свято место пусто не бывает. Пока Бабай находился под судебным следствием, кто-то захватил его «бизнес» на вокзале?
— Администрация столичного вокзала тогда решила покончить с преступностью. Для защиты таксистов и маршрутчиков наняли охранную фирму. Но охранники повели себя точно так же, как это делал Бабай: те же поборы и пробитые колеса. От их услуг пришлось отказаться.
Кстати, сам Бабай уверял, что после освобождения он на вокзал — ни ногой. Якобы планирует лечь в кардиологию, чтобы подлечиться после СИЗО. Но на вокзале его видят каждый день. В шесть утра он уже на месте и ставит задачи подельникам. Снова вернулись поборы, избиения. Правда, сейчас Бабаю стало труднее управлять своей империей. Междугородные маршрутки перебазировались на автостанцию, которую, по нашим сведениям, держат еще более «авторитетные» люди. На привокзальную площадь перестали пускать микроавтобусы, в салоне которых помещаются более десяти пассажиров. Но Бабай пошел на хитрость. На площадке возле «Макдональдса», там, где раньше стояли его автобусы, сейчас дежурят несколько маршрутных такси — в их салон действительно могут сесть всего пять человек. Пассажиров грузят в эти машины, потом везут в условленное место, где ждет маршрутка, водитель которой по-прежнему платит дань Бабаю.
Сейчас, с возвращением «смотрящего», вокзал потихоньку наполняется «кидалами» и карманными ворами. Снова процветает нелегальный бизнес. А мы ждем решения суда второй инстанции, который, по логике, должен вернуть Бабая в СИЗО. Хотя я не удивлюсь, если «короля вокзала» опять признают невиновным.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»