«На новом месте нам помогли с одеждой, снабдили домашней утварью и продуктами. Найти бы работу — с удовольствием снова буду учить детей», — говорит пенсионерка Алла Бережная
Дважды в неделю винницкие волонтеры приходят в Центр помощи бойцам АТО и вынужденным переселенцам на уроки… английского. Их проводит Алла Федоровна Бережная, учительница-пенсионерка с многолетним опытом преподавания английского языка в одной из общеобразовательных школ на Луганщине. Женщина признательна винничанам, которые поддерживали и ее, и других беженцев. Пытаясь хоть как-то отблагодарить волонтеров, пообещала помочь им овладеть английским языком.
— Когда в апреле прошлого года сторонники «русского мира» стали проводить в Молодогвардейске митинги, их поддержала значительная часть местного населения, — вспоминает учительница Алла Бережная. — Собираясь на центральной площади у памятника Ленину, толпа яростно орала: «Путин! Россия!» Однажды, проходя мимо, я попросила прекратить кричать и посоветовала ехать в соседнее государство всем, кто хочет там жить. Попыталась объяснить, что, призывая сюда россиян, люди фактически способствуют разжиганию войны! В ответ меня обругали и чуть было не избили.
А вскоре по улицам нашего городка стали разгуливать с автоматами в руках местные жулики и наркоманы. Больно было видеть своих бывших учеников в рядах ополченцев. Впрочем, в том, что они сбились с пути, не только их вина. Кого могли воспитать педагоги, в открытую выступавшие против Украины? Например, в моей школе № 21 из сорока учителей лишь трое были патриотами. В 2004 году, когда я возглавила городской избирательный штаб оппозиционного кандидата в президенты и поехала на Майдан в Киев, меня всячески унижали, пытались лишить высшей категории. Угрожали расправой и мне, и дочери, и внучке, тогда школьнице. А после победы на президентских выборах Виктора Ющенко к входной двери моей квартиры прикрепили… отрубленную голову собаки. Вся площадка была залита кровью несчастного животного. Мы с дочерью обратились в милицию. Однако правоохранители так и не нашли злоумышленников.
Честно говоря, мне всегда хотелось уехать с Донбасса. Когда же в Луганской области начали хозяйничать сепаратисты, стало смертельно опасно. Они расстреливали тех, кто говорил по-украински, а в Стаханове убили мужчину и женщину только за то, что те держали в руках украинские флажки.
Ужасы войны Молодогвардейск ощутил одним из первых на Донбассе. Наш шахтерский городок расположен неподалеку от поселка Изварино — пропускного пункта на границе с Россией, через который в Украину двигаются танки, БТРы, тяжелая техника. Обычно город обстреливали ежедневно с семи до девяти утра. А ночью 20 июля на Молодогвардейск обрушился шквал огня. По жилым домам стреляли из гранатометов, минометов, ПЗРК (переносных зенитно-ракетных комплексов. — Ред.). Наша пятиэтажка тоже тогда пострадала — пятый и шестой подъезды были разрушены, над нами просела крыша. Люди стали массово покидать город. Народ шел с сумками, чемоданами, с домашними питомцами. Мы с дочерью Дианой тоже забрали с собой кошку Соню. Эвакуироваться можно было лишь поездом из Луганска, но город все время обстреливали ополченцы, поэтому туда не ехали ни маршрутки, ни частный транспорт. В Луганск нас с дочерью отвез мой ученик. Город показался нам мертвым. Жуткое зрелище — лишь разгромленные супермаркеты и обгоревшие остовы машин вдоль дорог. Мы сели на поезд Луганск — Киев и уехали в столицу. А вскоре отправились в Винницу. Когда-то я гостила там у своей подруги, мне понравился город и его доброжелательные жители.
— Как вы устроились на новом месте?
— Винницкие чиновники быстро оформили нам справки вынужденных переселенцев. Помогли с переводом пенсии. Квартиру мы с дочерью и зятем снимаем. Люди снабдили нас домашней утварью, поделились овощами. С одеждой и обувью помогли в волонтерском центре и общественной организации «Гармония».
Вот если бы еще и работу найти! Моя дочь — врач-педиатр, имеет и специальность фармацевта — устроилась волонтером в одной из общественных организаций Винницы. У меня же огромный опыт преподавания английского языка в школе. С удовольствием снова взялась бы учить детей!
— Скучаете по учительскому труду?
— Очень. Именно поэтому, общаясь с винницкими волонтерами, которые так много делают для нас, беженцев, решила помочь им с изучением английского. Моими новыми учениками стали студенты, инженеры, рабочие и даже учителя. Многие жалуются, что изучали язык в школе и вузе, но говорить по-английски не могут. Я сформировала две группы: в одной те, кто обладает какими-то знаниями, в другой — те, кто начинает с нуля.
*"Достаточно 20−30 минут в день заниматься иностранным языком, и уже через три месяца вы сможете свободно говорить на нем", — внушает своим ученикам Алла Федоровна (фото автора)
Главное, чтобы человек не стеснялся общаться на иностранном языке. Лучше говорить с ошибками, чем смущенно молчать. Важно перебороть в себе страх общения. По опыту знаю: если хотя бы 20—30 минут в день заниматься иностранным языком, уже через три месяца вы сможете свободно говорить на нем. Грамматика в английском несложная, необходимо лишь запомнить основные правила. Важно развивать память, для этого стоит учить стихи наизусть. На моих уроках ученики и читают, и слушают, и пишут. В свое время многие дети побеждали на олимпиадах.
Впрочем, я работала и со взрослыми, особенно с теми, кто собирался выехать на постоянное место жительства в англоязычные страны. От одного из них недавно получила письмо, в котором он рассказал, что нашел хорошую работу в США.
Кстати, мои школьные ученики имели возможность общаться с американцами из Корпуса мира, мы вместе проводили уроки. И даже выигрывали гранты. В результате в школе появились два новых компьютера и другая оргтехника, музыкальный центр. А мне подарили американские учебники, я была просто счастлива. Жаль, что все книги остались в Молодогвардейске. Как и несколько почетных грамот, которые мне вручили в посольстве США.
— Ваши знакомые в Америке интересуются событиями на востоке нашей страны?
— Они беспокоятся, как устраиваются люди, которые вынуждены покидать свои дома. Я рассказываю, что нам помогают социальные службы, волонтерские организации, штабы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. Предложила и американцам присоединиться к оказанию помощи беженцам.
— Следите за новостями из зоны АТО?
— Не могу сдержать слез, когда в очередной раз слышу по телевизору, что на Донбассе гибнут бойцы украинской армии и мирные жители. Переживаю за тех, кто не может эвакуироваться из-за непрекращающихся обстрелов.
Чтобы хоть как-то отвлечься, хожу в театр. Труппа Винницкого театра имени Николая Садовского играет изумительно, зал всегда полон. Знаете, ведь американцы, переживавшие Великую депрессию, тоже шли в театр на мюзиклы.
А еще люблю сесть в голубой швейцарский трамвайчик, которых так много в Виннице, ехать и любоваться из окна достопримечательностями. В Молодогвардейске ведь гулять по городу в последнее время было невозможно.
Винницкие волонтеры рады, что могут учиться у Аллы Федоровны. Учительница, так много переживавшая сама, находит в себе силы, чтобы помогать другим.
— Благодаря Алле Федоровне английский стал для нас почти родным! — отметил волонтер центра студент Александр Брузда.
— Я тоже переселенка из Луганска, сейчас преподаю экономику в одном из винницких вузов, — рассказала волонтер Елена Омельченко. — Готовлюсь к экзаменам в аспирантуре, в том числе по иностранному языку. Так что уроки английского мне необходимы.
— А я сама учительница и хорошо понимаю, как интересно, ярко подает материал Алла Федоровна, — говорит Юлия Пискунова, координатор центра. — На ее уроках возникает потребность общаться по-английски…