Такова была реакция Кремля на «демарш Белоруссии», отказавшейся участвовать в московском саммите
В воскресенье в Москве состоялась встреча министров иностранных дел стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Саммит завершился подписанием документов о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), однако на документах не поставили свои подписи Белоруссия и Узбекистан.
Минск вообще проигнорировал встречу. В Москву не приехали ни президент Белоруссии Александр Лукашенко, ни министр иностранных дел республики Сергей Мартынов, который должен был принять полномочия председателя Совета министров иностранных дел ОДКБ у своего армянского коллеги Эдуарда Налбандяна.
Отношения между Москвой и Минском резко ухудшились после того, как неделю назад Россия ввела новый порядок поставки мясомолочной продукции из Белоруссии. В результате был запрещен ввоз около тысячи наименований белорусских продовольственных товаров. Многие наблюдатели уверены, что эти меры были приняты Кремлем в ответ на резкие заявления президента Лукашенко в адрес министра финансов России Алексея Кудрина, который позволил себе высказать публичные сомнения в платежеспособности Белоруссии и целесообразности выделения ей крупного кредита. В итоге Минск не получил от Москвы 500 миллионов долларов.
Белорусский МИД передал в ОДКБ ноту, в которой подчеркивается, что неучастие республики в московском заседании «означает отсутствие согласия страны», а значит, считают в Минске, подписанные документы не имеют силы. Кроме того, Лукашенко распорядился восстановить таможенный и пограничный контроль на границе с Россией.
Все это Кремлю не понравилось. Выступая перед журналистами, президент России Дмитрий Медведев заявил: «Решение Белоруссии не участвовать в саммите ОДКБ мне понятно не до конца Ведь преимущества здесь, и для самой республики, совершенно очевидные. Надо прекратить эту мясомолочную истерику, которая, в конечном счете, не испортит работы по КСОР Все проблемы должны решаться в ходе консультаций, в том числе и по молочной теме. В такой ситуации обычно принято поступать по-партнерски Неплохо бы трубку телефонную снять и позвонить. Так ведь не было это сделано!»
В воскресенье президент Медведев позволил себе еще одно резкое заявление в адрес бывшей советской республики, на этот раз Грузии. В интервью китайским журналистам он снова подчеркнул, что «действующий политический режим в Грузии совершил преступление (августовские события в Южной Осетии. — Ред. )». А потому Москва будет готова вернуться к диалогу с Тбилиси только после смены власти в этой стране.