Украина

"Дистанционное обучение — достаточно экономно: не тратишь время и деньги на проезд и аренду жилья"

7:00 — 14 марта 2015 eye 2257

В начале осени студенты эвакуированных вузов востока нашей страны оказались перед выбором: перевестись в другое учебное заведение Украины или получить знания дистанционно?

Вдали от дома, друзей и привычного образа жизни оказались многие жители Донбасса. Как пережить эти перемены, адаптироваться ко всему новому и при этом не утратить шанс получить образование? С такой проблемой столкнулись молодые беженцы с востока Украины. Вузы востока в начале осени были эвакуированы в другие регионы Украины, и сотни студентов оказались перед выбором: пойти учиться в «новороссийский» вуз, перевестись в любое другое учебное заведение Украины или же получать знания дистанционно.

Обучение «на удалении» достаточно новое для нашей страны явление, поэтому вызывает много вопросов и сомнений. Но все же немало студентов с востока Украины остановились именно на этом варианте. Причиной стала, во-первых, безысходность — ведь многие просто не смогли выехать из оккупированных городов. К тому же до декабря у обучавшихся на бюджете не было возможности перевестись в другой вуз, при этом сохранив за собой место, денег же на оплату контрактного обучения у беженцев не было. Возможность посещать пары как вольный слушатель обеспечивалась указом Кабинета министров Украины от 27 августа. В начале декабря у переселенцев появилась надежда на полноценное зачисление: Кабмин распорядился зачислять студентов Луганской и Донецкой областей в те вузы, куда они ходили на занятия как вольные слушатели. Но многие не воспользовались этим шансом и продолжили обучение дистанционно в своей альма-матер.

— Неготовность к столь радикальным изменениям в жизни открыла для меня возможность дистанционного обучения, — говорит студентка Восточно-Украинского национального университета имени Владимира Даля Ольга Кравченко. — Очень сложно в один момент бросить все и выбрать новое место учебы. К тому же с помощью дистанционного обучения можно попробовать себя в других видах деятельности, совмещать работу и учебу.

Не только беженцы вынуждены обучаться «на удалении». С февраля так делает большинство студентов украинских вузов. Эта необходимость вызвана сложной экономической ситуацией в стране.

Среди особенностей дистанционного обучения в украинских вузах — отсутствие лекционных аудиторий. Вместо преподавателя — экран компьютера. Обучаясь таким образом, студентам не приходится волноваться перед защитой реферата, пить валерьянку перед экзаменом. Часы лекций заменил электронный файл с материалом занятия, а живое общение с одногруппниками — сухая переписка в Интернете.

— Дистанционное обучение явно не рассчитано на первокурсников — вчерашних школьников, — считает преподаватель Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Сергей Пивоваров. — Но среди позитивных моментов стоит отметить то, что такой подход к обучению способствует самоорганизации студентов, которые проходят настоящую проверку на прочность и уверенность в выбранной специализации.

Кроме того, Сергей Пивоваров считает, что готовность студента к самостоятельной работе и четко разработанная система обучения, грамотное и удобное построение специализированного сайта для учета и контроля вполне могут заменить традиционные лекции и семинары, а альтернативой личного общения преподавателей со студентами могут стать онлайн-видеоконференции. Об этом свидетельствует многолетний опыт ведущих мировых университетов.

Сами же студенты дистанционного обучения рассказали о таких его преимуществах: свободное расписание, получение лекционного материала дома, что немаловажно в сложный для страны период, возможность проявить себя в других видах деятельности, приобретение опыта работы, занятия саморазвитием, а также экономия денежных средств.

— Все, что тебе необходимо, — это доступ к Интернету, — утверждает студентка Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Диана Субботина. — К тому же дистанционное обучение достаточно экономно: не тратишь деньги и время на проезд и аренду жилья. К сожалению, монитор компьютера не всегда дает ответы на возникающие в ходе обучения вопросы, и многое остается непонятным. Хотя мы и можем связаться с преподавателем по скайпу, телефону или электронной почте, но все же это не заменит объяснение материала в аудитории вуза.

Главным минусом дистанционного обучения многие считают отсутствие практических занятий, ведь овладеть некоторыми специальностями без этого просто невозможно.

Традиционная сессия — самый напряженный период обучения, во время которого студент забывает о сне, встречая рассвет в окружении конспектов и книг. А в дистанционном режиме она выглядит несколько иначе.

— Едва проснувшись, включаешь компьютер, заходишь на официальный сайт обучения — и… понеслась душа в рай, — рассказывает студентка Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Анастасия Стащук. — Загружаешь задания, выполняешь их, отправляешь. И так в течение девяти часов: голова болит, глаза красные. Усложнилось все тем, что вуз, не имея достаточного опыта в проведении дистанционного обучения, не сразу смог организовать процесс, и большинство заданий появилось за несколько дней до закрытия сессии. К счастью, со второго семестра планируется понедельное распределение нагрузки.

Сдавали студенты дистанционно и экзамен. Никто, как принято при обычном вузовском обучении, не заклинал «Шара, приди!» в ночь перед экзаменом, не тянул дрожащей рукой билет.

— Преподаватель высылал нам тест в программе My test, мы выполняли задания и отправляли ему, — делится опытом студентка Донецкого национального университета Ирина Бруслиновская. — Разумеется, время на выполнение заданий было ограничено. К тому же, если студент старательно учился в течение всего семестра — хороший балл могли поставить и на основе текущих оценок.

Сдать экзамен дистанционно можно и таким способом: студент связывается с преподавателем по скайпу и в устной форме отвечает на вопросы. Интервал между получением задания и ответом составляет в таком случае пять минут.

— Насколько эффективна такая проверка знаний, сказать сложно, — говорит преподаватель Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Виктория Свидовская. — В этом, как по мне, и заключается главный минус дистанционного обучения, ведь мы не можем гарантировать выполнения полученных заданий самими студентами. А модульная контрольная работа, к примеру, не предполагает взаимодействия со студентами в скайпе.

Приживется ли онлайн-обучение в Украине, покажет время. Пока же оно вызывает достаточно много вопросов и сомнений. Но современное постиндустриальное общество движется в сторону получения непрерывного образования, что предполагает возможность овладения сразу несколькими профессиями и постоянное развитие. Сейчас, когда в стране идет война, для студентов с востока Украины и из Крыма дистанционное обучение — практически единственная возможность получения высшего образования.