Происшествия

«не бейте папу! « — кричала 10-летняя моника неизвестным, добивавшим уже лежащего александра гончарова

0:00 — 16 июня 2009 eye 366

Опасаясь за свою жизнь, жена защитника Жукова острова уехала в Чехию вместе с дочерью. Старшего сына против воли родителей два года назад социальная служба определила в детский дом

Несмотря на то что Алексей Гончаров жил в «Шанхае» — поселке, самозахватом организованном на Жуковом острове, он был одним из самых последовательных защитников этого уникального уголка киевской природы. На Жуковом еще во времена Киевской Руси князья охотились и ловили осетров. До сих пор здесь — в единственном месте на Днепре — сохранились пойменные дубравы, еще растут пережившие не одного царя и генсека вязы и грабы. На острове — не редкость краснокнижные растения и животные. Именно поэтому еще во времена президентства Леонида Кравчука остров с его лугами, озерами и лесами решено было сделать ландшафтным заповедником. Но столичные власти и бизнесмены решили побороться с природой — и в этом им пока сопутствует успех. И чтобы урвать у природы свой «кусок милости», некоторые не останавливаются даже перед убийством.

Верховный суд Украины признал незаконным «обрезание» заказника на острове

В 1999 году Киевсовет принял решение о создании заказника «Жуков остров», территория которого должна была составлять, по мнению специалистов, не менее 630 гектаров, на которых никогда не велась хозяйственная деятельность, благодаря чему сохранилась девственная природа. Статус остальной тысячи гектаров территории острова, раскинувшегося на 1630 гектаров, предстояло уточнять, поскольку еще с советских времен здесь были размещены некоторые предприятия и базы. И 22 августа 2007 года Киевсовет уточнил — «обрезал» территорию заказника до 196 гектаров, а остальное, проигнорировав природоохранное законодательство, решил пустить под застройку. Правда, под воздействием общественности столичная прокуратура обжаловала это решение. Дело рассматривали суды различных инстанций, пока наконец 19 мая Верховный суд Украины не поставил в нем точку, в результате чего такое «обрезание» заказника признано незаконным. Но острову от такого решения легче не стало: в южной его части растет коттеджный городок, и небедные владельцы захваченных территорий возвращать их не собираются. Кроме того, днепровскую природу планомерно уничтожают браконьеры и нелегальные земснаряды, круглосуточно качающие песок.

- Десять лет назад наша организация проектировала заказник на Жуковом, — рассказал «ФАКТАМ» директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко.  — Потом мы часто проводили там рейды против браконьеров. Но остров большой, а браконьеры дислоцируются в определенных точках, которые надо знать. В то время мы и познакомились с Александром Гончаровым — он помогал нам выявлять такие места, да и сам гонял браконьеров.

Гончаров был местным жителем. Еще в советские времена на узкой полоске вдоль берега в 15,21 гектара самозахватом был организован «Шанхай»: построены небольшие дачки (под жилье здесь используются и старые корабли), разбиты огородики. Сейчас там живут 50-60 семей. Но опасность для заказника представляют не они, а захватывающие остров бизнесмены. Я лично знаю о трех земснарядах, добывающих на острове песок, и еще двух, занимающихся гидронамывом под строительство в южной части. И это несмотря на то, что в заказнике нельзя проводить никакие работы и строить. Но незаконно розданные властью участки никто освобождать не спешит, как и останавливать гидронамыв. И в последнее время Гончаров пытался добиться прекращения незаконной добычи песка.

Пик противостояния защитников и губителей природы пришелся на 26 мая. Именно тогда был убит 59-летний Гончаров — настойчивый, целеустремленный, юридически грамотный и бесстрашный. Вполне материально обеспеченный, на уровне среднего класса, он мог бы жить по принципу «моя хата с краю», но не захотел.

Еще в 80-х годах прошлого века Александр Гончаров развелся с женой и уехал за границу. Мотался по Восточной Европе: Польше, Австрии, Венгрии, Чехии. В Чехии он и познакомился с чешкой Моникой Матеовой, и вскоре они поженились. У них родился сын Саша, которому сейчас 11 лет, а через год — дочь Моника. Пять лет назад у Александра закончилась чешская виза, и он вернулся в Украину. Возвращаться в квартиру на Отрадном, где жила бывшая жена, не стал, а поселился на Жуковом острове — там у него была будочка, оставшаяся в наследство от родителей. Построил небольшой домик, рыбачил. На жизнь зарабатывал точильщиком ножей в «крутых» ресторанах столицы.

«Добытчики песка угрожали, что я кончу в воде, а моя жена будет отрабатывать в подвале… »

- Мы с Александром были знакомы два года, — рассказал «ФАКТАМ» журналист Алексей Кутепов.  — Как-то он обратился ко мне за помощью — его сына забрала социальная служба. Это было сделано грубо и, по мнению Александра, незаконно. Тогда суд постановил забрать его детей в детский дом, не лишая его с женой родительских прав. Сашу забрали (сейчас он живет в детском доме семейного типа в Бортничах.  — Авт. ), а дочь Монику от соцработников он прятал.

А в конце апреля нынешнего года Гончаров позвонил мне уже по другому делу. Неподалеку от его дома неизвестные начали добывать песок со дна Днепра. Он рассказывал, что владельцы земснаряда не только не имеют никаких разрешительных документов, но и наносят невосполнимый ущерб заказнику — насосом на берег выбрасывается вода с песком, образуя в реке глубокий котлован. Его крутые стены обрушиваются, в результате нарушая экосистему. Работы не прекращаются и во время нереста рыбы, мешая деликатному процессу. Александр сначала сам упрашивал работников земснаряда уйти с острова, неоднократно обращался в милицию и природоохранную прокуратуру. Результата не было.

Вернее, результат был, но совершенно не тот, на который Гончаров рассчитывал. В середине мая прямо возле места добычи песка его посадили во внедорожник «Лексус» и приказали прекратить звонки в милицию, заткнуть рот и вообще не появляться в районе работы земснарядов. Пригрозили ему расправой, пообещав не пощадить и семью. Все было нешуточно. Вскоре рабочие с земснаряда, придя к нему домой, в открытую похитили весла. Александр вызвал милицию, заявил о хищении и рассказал, что ему угрожают. Опасаясь за свою жизнь, 22 мая Гончаров подал заявление в прокуратуру Голосеевского района, в котором описал тех, кто угрожал ему смертью. А на следующий день, в субботу, в ходе журналистского расследования я отснял интервью с ним. Как оказалось — последнее. «Мне угрожал сам начальник (владелец земснаряда.  — Авт. ), — рассказал на камеру Александр.  — Говорил, мол, у него все схвачено в прокуратуре, экологии, милиции. При мне звонил какому-то подполковнику. А мне сказал, что я кончу в воде, а жена — где-то в подвале будет отрабатывать за то, что я обращался в органы по поводу незаконного промысла и уничтожения природы». (Заявление Гончарова, сообщила «ФАКТАМ» пресс-секретарь прокурора Киева Варвара Жлуктенко, из прокуратуры было передано в Голосеевское райуправление милиции.  — Авт. )

Александр показал и работу земснаряда, и гору добытого им песка: где-то сто на сто метров по площади и метров восемь в высоту. Я все это зафиксировал на видео: и как намывают, и как машины приезжают покупать песок. После чего по 102 вызвал милицию: приехавшая группа составила протокол о незаконной работе земснаряда, мы с Гончаровым подписали его как понятые. А в воскресенье Александр опять мне звонит: хоть земснаряд и не работает, но грузовики усиленно вывозят намытый песок.

В понедельник, 25 мая, на острове съемочная группа зафиксировала еще одну точку незаконной добычи песка. По нашей просьбе на место приехал эксперт-эколог Владимир Борейко, который подтвердил: работы в заказнике противоречат не только водному и земельному законодательствам, но и уголовному, поскольку попадают под ряд статей Уголовного кодекса Украины. Во вторник в 12. 01 мы созвонились с Гончаровым, договорились о встрече на следующий день. Он был окрылен надеждой, что беззаконие на острове наконец-то прекратится. А в три часа дня мне позвонила Моника: «Сашу убили».

Александра Гончарова убили через несколько минут после разговора с Алексеем. На том берегу озера, возле которого стоит его домик, появились двое неизвестных мужчин с удочками. Они крикнули, чтобы Александр дал им лодку, но тот отказался, ответив, что нельзя — сейчас идет нерест. Когда неизвестные стали обходить озеро, Гончаров, вероятно, почувствовал неладное, взял в домике свой пневматический револьвер (для приобретения такого оружия в Украине специального разрешения не требуется.  — Авт. ) и, сунув его в карман, двинулся им навстречу. Но те сразу же ударом свалили его на землю и стали избивать. Один из нападавших, подбежав к видевшей все это жене Гончарова, избил ее и приказал молчать о произошедшем, пообещав убить, если не послушается.

Все происходившее видела и их дочь Моника-младшая. Она кричала убийцам: «Не бейте папу!», но те не обращали на девочку внимания. Схватив мобильный телефон, она убежала вглубь острова, где вызвала милицию. Увы, прибывшие на место правоохранители ничем помочь уже не могли — защитника Жукова острова забили до смерти. Как установили эксперты, мужчина скончался от множественных ударов тяжелыми тупыми предметами типа биты или большого охотничьего фонаря — у него была пробита голова, сломаны ребра, челюсть, тело было покрыто многочисленными гематомами. Его жена после оказания медицинской помощи и долгого допроса в милиции забрала дочь и уехала в Чехию. После произошедшего она обоснованно опасается за свою жизнь.

Удочки, с которыми пришли убийцы, были без лески и снастей

Поначалу, как уже сообщали «ФАКТЫ», правоохранители не исключали версию о мести за общественную деятельность погибшего. Но предполагали, что убийство могло быть совершено и случайными рыбаками на бытовой почве — только потому, что им не дали лодку. Однако брошенные на месте преступления удочки оказались просто удилищами без снастей — на них не было ни лески, ни крючков с грузилами и поплавками, нигде не была обнаружена и наживка, без которой ловить рыбу проблематично. Стало ясно, что удилища использовались лишь для прикрытия. А поскольку у жертв ничего не забрали — ни денег, ни имущества (в доме были переносная электростанция, телевизор, компьютер, недешевые инструменты), то основной версией стало заказное убийство.

В настоящее время по подозрению в заказе убийства Гончарова задержан один из совладельцев земснаряда, сообщил «ФАКТАМ» начальник отдела связей с общественностью столичного главка милиции Владимир Полищук. Второй совладелец — в розыске. Следствие пока не комментирует ход расследования, но через вероятных заказчиков милиция планирует выйти и на непосредственных исполнителей преступления.

Это убийство получило широкий общественный резонанс: кроме множества публикаций в СМИ, были проведены, например, пресс-конференция экологов «Кто стоит за убийством защитника Жукова острова?», а также блокирование земснаряда на острове активистами гражданской инициативы «Сохраним старый Киев». Экологи предложили назвать заказник «Жуков остров» именем Александра Гончарова. Видимо, этот резонанс и привел к тому, что руководитель столичной милиции Виталий Ярема наконец приказал проверить законность работы всех земснарядов на территории Киева. Сейчас идет проверка и, как рассказал Владимир Полищук, в административных границах Киева ни один земснаряд не работает. Кстати, в настоящее время в киевских судах находится уже два дела о незаконной добыче песка. А вот ни один незаконный землеотвод на территории заказника пока не отменен.