Происшествия

«государственное финансирование должно быть честно распределено между всеми четырьмя украинскими городами, где пройдут матчи европейского чемпионата по футболу»

0:00 — 16 июня 2009 eye 409

По словам экспертов, перекосы в выделении средств в пользу одних городов за счет других могут раз и навсегда отвадить от таких проектов как уже работающих, так и потенциальных частных инвесторов

В гонке за право провести матчи Евро-2012, увы, уже участвуют только четыре украинских города. Днепропетровск и Одесса, согласно вердикту УЕФА, озвученному президентом этой ассоциации, как это ни прискорбно для местных болельщиков, навсегда «сошли с дистанции». Однако пока частные инвесторы с утроенным рвением принялись «подгонять» свои объекты под требования УЕФА, в ряде регионов предвкушают грядущие транши из государственной казны. Об этом, по словам экспертов многих организаций, свидетельствует множество факторов и, в первую очередь, та странная шумиха, которая ныне искусственно раздувается вокруг вопроса распределения бюджетных средств между городами-претендентами.

«В реальности за пять месяцев на подготовку большинства регионов к Евро-2012 денег так и не поступило»

Решение УЕФА, которое было озвучено 13 мая в Бухаресте, говорят эксперты, стало неожиданным для многих. В Польше, как и предполагалось, утвердили четыре города, которые примут Евро-2012. В Украине, отмечают специалисты, однозначно положительный ответ получил только Киев.

- Да и то столице готовы отдать только матчи не выше полуфинальной стадии, — рассказывает Сергей Нагорный, руководитель аналитического отдела объединения предпринимателей — участников подготовки к европейскому футбольному чемпионату «ЧЕ-2012».  — Причина — неудовлетворительные темпы подготовки. Еще трем городам (речь идет о Донецке, Львове и Харькове) был дан шанс исправить ситуацию до 30 ноября, когда УЕФА примет окончательное решение в отношении Украины. Столько же времени есть и у Киева, чтобы доказать свое право на проведение матчей более высокого уровня, например, финальных, как и планировалось в самом начале.

Решение УЕФА, считают эксперты, означает, что Украина за полгода должна сделать все то, чего не сделала за два года, прошедшие с момента победы Украины и Польши в конкурсе на проведение Евро-2012. Поэтому сегодня вопрос финансирования дальнейшей подготовки к этому эпохальному событию стал ребром. С частными инвестициями пока нет проблем — инвесторы в разных регионах планомерно готовят к чемпионату Европы те объекты, за которые взяли на себя ответственность (прежде всего, подразумевается Ринат Ахметов в Донецке и Александр Ярославский в Харькове). А вот с государственными инвестициями, считают специалисты, ситуация близка к критической.

- Государственная целевая программа подготовки к Евро-2012, утвержденная правительством в феврале прошлого года, — говорит Сергей Нагорный, — подразумевает финансирование подготовки в объеме 160,6 миллиарда гривен. Причем только в текущем году на эти цели должно быть направлено более 7 миллиардов гривен из государственной казны и более 6 миллиардов гривен из местных бюджетов. Но это на бумаге. В реальности за пять месяцев на подготовку большинства регионов к Евро-2012 денег так и не поступило, если не считать единичных траншей, сумма которых не превышала нескольких миллионов гривен. Исключение — ситуация в Киеве и Львове, где финансирование еврообъектов из бюджета велось более активно.

По мнению аналитиков, причина недостаточного финансирования очевидна — это сложная экономическая ситуация в стране, приведшая к серьезным проблемам с наполнением бюджетов всех уровней. Правда, по словам экспертов, есть основания полагать, что дело, возможно, не только в этом. По их мнению, не исключено, что чиновники притормаживали финансирование подготовки к Евро-2012 в ожидании вердикта УЕФА.

- Оценивать такую тактику поведения с позиции морали и справедливости достаточно сложно, — говорит Сергей Нагорный, — но ведь именно она в какой-то степени и привела к «вылету» Одессы и Днепропетровска. Хотя с точки зрения прагматичного подхода, такое решение было вполне разумным, тем более — в условиях финансового кризиса. Если денег мало, то логичнее отдать их четырем победителям для капитальной подготовки, нежели пытаться на ту же сумму «навести марафет» во всех шести претендентах.

К слову, предположение о том, что чиновники не спешат распылять бюджетное финансирование на всех претендентов, считает эксперт, косвенно подтверждают и слова вице-премьер-министра Украины Ивана Васюника, который сразу же после вынесения вердикта УЕФА стал говорить о корректировке государственной целевой программы подготовки к Евро-2012. Как заявил тогда вице-премьер, окончательный вариант этого документа правительство должно было получить на утверждение до конца прошлого месяца.

«Чиновники уже не раз демонстрировали неоднозначное отношение к регионам, претендующим на Евро-2012»

- Позицию чиновников можно было бы назвать целиком логичной и последовательной, — говорит Сергей Нагорный, — если бы не недавние заявления некоторых представителей власти о необходимости в рамках финансирования подготовки к Евро-2012 обязательно выделить средства не только основным претендентам, но и выбывшим Одессе и Днепропетровску для завершения начатых проектов.

Аргументация чиновников, полагает эксперт, вероятно, такова: мол, что города, так и не получившие Евро, будут делать с долгостроями? И как отвадить детей «от улицы», если в городах нет спортивных объектов? Хотя не понятно, чем долгострои в сотнях других населенных пунктах Украины хуже незавершенных объектов в двух упомянутых выше городах.

- Смущает сам факт, — говорит Сергей Нагорный, — что государство практически не выделяло Днепропетровску и Одессе денег в течение двух лет, пока те были в числе претендентов, но внезапно решило их «озолотить», как только те выбыли из гонки за Евро-2012. Уж не в том ли дело, что статус претендентов означал контроль УЕФА над реализацией проектов и освоением денежных траншей, а без внимательного взора европейцев возможности для коррупции значительно возрастают?

Безусловно, по мнению специалистов, государство найдет средства для финансирования подготовки четырех претендентов к Евро-2012. Ведь соответствующие гарантии Мишелю Платини, президенту УЕФА, предоставили первые лица страны накануне заседания в Бухаресте (к слову, на эти цели может быть направлена часть средств от второго транша кредита, предоставленного Украине Международным валютным фондом, о чем говорили в правительстве). Причем весьма желательно, считают эксперты, чтобы эти средства были выделены как можно быстрее. Так, Сергей Нагорный полагает, что потеря даже не недель, а дней в этом вопросе может стать фатальной.

- Должен начаться процесс фактического выделения бюджетных средств принимающим городам, — считает эксперт, — чтобы они ускорили подготовку ключевых объектов и начали работы по подготовке инфраструктурных объектов.

Однако, как отмечают аналитики, вопрос финансирования всегда связан с вопросом распределения средств.

- Каким образом бюджетные деньги будут распределены между Киевом, Донецком, Львовом и Харьковом? — говорит Сергей Нагорный.  — Здесь скрыто громадное поле возможностей для «коррупционных маневров». Тем более что чиновники уже не раз демонстрировали неоднозначное отношение к регионам, претендующим на Евро-2012. Киев, Львов, Донецк и Харьков можно разделить на две условные группы. Донецк и Харьков, в которых работают деньги стратегических инвесторов, крупных бизнесменов — Рината Ахметова и Александра Ярославского. И Киев со Львовом, где процесс подготовки к чемпионату идет в основном за счет бюджетного финансирования.

«Развитие инфраструктуры Донецка и Харькова могут полностью переложить на плечи частных инвесторов»

По словам экспертов, в Харькове стратегический инвестор взял ответственность практически за все основные объекты — аэропорт, стадион, тренировочную базу, фан-зону и так далее. От государства требуется лишь профинансировать реконструкцию взлетно-посадочной полосы, от местных властей — подготовку инфраструктуры города. Схожая ситуация в Донецке, где инвестор строит стадион, а бюджетное финансирование необходимо только для работ в аэропорту. Тем временем основные объекты Киева и Львова, говорит Сергей Нагорный, сооружаются пока на средства налогоплательщиков.

- В столице вообще нет стратегического инвестора, во Львове финансирование строительства стадиона и реконструкция аэропорта пока идут исключительно за счет госфинансирования, пропускаемого через Укрэксимбанк, — утверждает эксперт.  — Власти продолжают активно поддерживать именно этих претендентов, выделяя необходимые средства на их подготовку. Причем «любви» чиновников к Киеву и Львову не мешают даже непрекращающиеся коррупционные скандалы. Во Львове ряд местных депутатов заявил о серьезном превышении стоимости проектных работ по стадиону над допустимой по законодательству. В Киеве же страсти кипят вокруг постоянно растущей стоимости реконструкции НСК «Олимпийский».

Теперь, полагают специалисты, когда в бюджете появились средства для подготовки к Евро-2012 (за счет транша МВФ, за счет «вылета» Днепропетровска и Одессы), есть большой риск продолжения практики перекосов финансировании подготовки к Евро-2012 в пользу Киева и Львова. Соответственно, возникают опасения, что развитие инфраструктуры Донецка и Харькова могут полностью переложить на плечи частных инвесторов, которые и без того уже вложили в свои регионы сотни миллионов долларов.

- Безусловно, это было бы очень несправедливо, — считает Сергей Нагорный.  — Ведь действия стратегических инвесторов — это, по сути, акт доброй воли, масштабные социальные проекты, участие в которых они определили сами.

О справедливости распределения государственного финансирования говорят и мэры городов, где будет проходить чемпионат Европы по футболу 2012 года.

- Мишель Платини написал абсолютно всем мэрам городов, которые были отобраны, о необходимости решения ряда проблем, связанных с подготовкой к Евро-2012, — рассказывает мэр Донецка Александр Лукьянченко.  — У нас, например, два основных вопроса. Один касается аэропорта, а точнее, аэровокзала. Второй — размещения гостей и участников чемпионата в комфортабельных отелях. Мы готовы гарантировать выполнение этих требований, но при условии государственной поддержки. А на сегодняшний день на подготовку к Евро-2012 мы не получили ни копейки.

По словам Александра Лукьянченко, мэры четырех городов будут «инициировать встречу всех ветвей власти — президента, премьера и спикера».

- Мы хотим, чтобы они встретились и решали главный вопрос, — говорит городской голова Донецка.  — А вопрос Евро-2012 — это не вопрос города Донецка, Киева или Харькова и Львова, это вопрос Украины, это имидж и престиж нашей страны.

По мнению представителей местных властей, со стороны государства должен быть установлен четкий паритет бюджетного финансирования подготовки к Евро-2012 четырех городов-претендентов. И здесь не должно быть никаких исключений, ведь этот процесс уже поставлен на контроль не только украинской общественности, но и потенциальных европейских инвесторов. Последние, кстати, как отмечают эксперты, внимательно следят за выполнением решения правительства о финансировании претендентов, так как от этого, по большому счету, зависит ответ на вопрос «А стоит ли вообще делать инвестиции в эту страну, где на каждый твой проект «вешают» еще с десяток общественных проектов, требующих серьезных капиталовложений?»

- Государственное финансирование, — говорит Сергей Нагорный, — должно быть честно распределено между всеми четырьмя претендентами на проведение Евро-2012. В противном случае мы можем не только потерять право на чемпионат Европы, но и навсегда отвадить и уже работающих, и потенциальных инвесторов от подобных проектов. А это означает, что Евро-2012 станет последним масштабным мероприятием континентального значения, в котором наша страна могла бы «засветиться». Больше ни одна надгосударственная организация, отвечающая за международные конкурсы, турниры, чемпионаты и другие проекты, не примет от Украины даже заявки на участие.