Украина

Независимое тестирование: 47 из 85 "проверенных" руководителей органов юстиции не соответствуют занимаемой должности

2:00 — 18 марта 2015 eye 572

В восприятии украинцев Государственная исполнительная служба по уровню недоверия находилась в одном ряду с судами и правоохранительными органами и фактически не защищала интересы граждан.

Сейчас в Министерстве юстиции Украины проводится масштабное реформирование. Решением Кабмина ликвидированы Государственная исполнительная и Государственная регистрационная службы.

Как сообщил министр юстиции Павел Петренко, в рамках поэтапной реформы системы юстиции обе службы будут подчиняться Минюсту. Кроме того, планируется создание частных исполнительных структур.

Работа сотрудников и руководителей органов юстиции будет оценена с точки зрения ее эффективности. Впервые в истории Украины провели независимое тестирование руководителей органов юстиции высшего звена. По его результатам 47 из 85 начальников не смогли доказать свой профессионализм и должны уйти с занимаемых ими постов. Минюст уже объявил открытый конкурс на занятие вакантных должностей в территориальных органах юстиции, что также проводится в независимой Украине впервые. В целом по стране количество сотрудников системы юстиции планируется сократить на 2 тысячи 500 человек, что позволит сэкономить около 60 миллионов гривен, которые пойдут на увеличение заработных плат.

По словам министра, на 20 процентов сократится центральный аппарат, на 10 процентов — аппарат территориальных органов юстиции. Ведь, как оказалось, руководителей в юридической системе страны гораздо больше, чем нужно. «На каждых девять сотрудников приходится по начальнику. В новой структуре главных управлений юстиции в областях этого не будет», — отметил Павел Петренко.

Вопросами новой кадровой политики займется комиссия, возглавляемая заместителем министра юстиции Гией Гецадзе. Кроме того, при Минюсте намерены создать Мониторинговый центр, в работе которого примут участие специалисты программы USAID и представители общественных антикоррупционных организаций. В процессе реорганизации, которая продлится около четырех-пяти месяцев, Центр оценит качество предоставления услуг органами юстиции посредством опрашивания граждан.

«Будет дана оценка всем руководителям главных управлений юстиции, их заместителям, руководителям государственных исполнительных и регистрационных служб, — сказал министр юстиции. — У всех есть возможность перейти в новую структуру, получить повышение. Но при одном условии: если они не занимались бюрократией, бытовой коррупцией и предоставляли соответствующие сервисы гражданам должным образом».

Между тем Кабмин утвердил несколько документов, касающихся работы обновленной исполнительной службы. Как сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова, определяется порядок назначения размера выплат государственным исполнителям. «Основная идея заключается в том, что мы начинаем мотивировать государственных исполнителей для того, чтобы побороть бытовую коррупцию в исполнительной службе», — отметила Наталья Севостьянова.

Еще один принятый правительством документ касается реализации нового пилотного проекта в сфере исполнения судебных решений: введение автоматического распределения дел между государственными исполнителями и внедрение системы автоматического онлайн-контроля за сроками исполнения решений.

«Раньше дела между государственными исполнителями распределялись несправедливо, — подчеркнула Наталья Севостьянова. — Кто-то получал крупные интересные дела и процент за их выполнение, а кто-то — только дела, касающиеся выплаты алиментов или восстановления на рабочем месте. Теперь это распределение станет автоматическим: исполнитель будет получать справедливую долю каждой из категорий производств. Реализация положений этого пилотного проекта позволит устранить различные коррупционные составляющие при распределении дел между исполнителями».

Отныне исполнители будут работать с планшетами с онлайн-доступом к базам данных, что позволит быстрее вносить дела в реестр. Все исполнительные действия — от открытия производства до его закрытия — должны проводиться в электронном формате. Кроме того, правительство утвердило и порядок работы Системы электронных торгов арестованным имуществом.

Как отметила первый заместитель председателя Государственной исполнительной службы Агия Ахундова, реализация пилотного проекта в сфере принудительного исполнения решений начнется с 1 мая этого года в Киеве и Сумской области. Госисполнитель будет получать вознаграждение в размере 2,5 процента от объема взыскания при удачном его завершении. Максимальная сумма, которую сможет получить исполнитель, ограничена размером 50 минимальных зарплат. По словам Агии Ахундовой, благодаря введенным изменениям удастся обеспечить соблюдение сроков исполнительных действий.

После принятия законов «О государственной исполнительной службе и частных исполнителях» и «Об исполнительном производстве» будет введена смешанная система принудительного исполнения с участием частных исполнителей. При этом взыскатель получит выбор — обращаться к государственному или частному специалисту.

Приход частных специалистов облегчит работу государственным исполнителям. Сейчас на одного сотрудника исполнительной службы приходится 1200—1500 дел в год. Физически такое количество обработать невозможно, поэтому решения выполняются только по 25—30 процентам.

«Эти два закона уже разработаны Министерством юстиции. В ближайшее время они будут внесены для обсуждения в парламент и затем приняты», — заверила Агия Ахундова.

Сообщается также о планах создания единого реестра должников с открытым доступом к его данным. Со временем планируется интегрировать систему исполнительного производства с другими реестрами и банковской системой. А электронную проверку достоверности документов будет обеспечивать наличие QR-кода.