В социальных сетях довольно часто звучат призывы наказать пенсионеров Донбасса, которые якобы повально просили Россию ввести войска, чтобы защитить их от «фашистов и бандеровцев». Нечего, мол, теперь этим старикам жаловаться на невыплату пенсий, дороговизну лекарств и продуктов — сами беду накликали…
Возможно, это политический заказ, продолжение пропагандистской кампании по дроблению нашей страны: дескать, давайте отгородимся высоким забором от тех, кто «не хочет жить в Украине». Хотя на самом деле никто честных исследований по этому поводу не проводил и мнение людей, проживающих в охваченных войной районах, не изучал. Подобной статистики просто нет.
Чаще всего авторы таких резких призывов обосновывают свое мнение на видео российских телеканалов, которые, разумеется, показывают только идеологически выверенных персонажей. Зачастую героев этих сюжетов специально привозят из соседнего государства, чтобы они перед объективами телекамер изображали из себя местных жителей. «Артисты» жалуются, что якобы испытывают притеснения от людей из других областей Украины — «нациков», которые уничтожали их дедов еще в Великую Отечественную войну, а теперь готовятся разрушить сегодняшнюю мирную жизнь.
Украинские журналисты вычисляют таких «народных артистов» быстро. И по не характерному для жителей Донбасса произношению названий населенных пунктов, и по тому, как они слабо ориентируются в местных реалиях.
Часть населения Донецкой и Луганской областей действительно оболванена агрессивной российской пропагандой. Однако среди пожилых жителей оккупированных прифронтовых городов немало и настоящих патриотов, которые, прячась в подвалах от обстрелов, хотят жить в единой Украине.
— И по ночам стреляют, и днем стреляют, — жалуется Юлия Петровна из села Лебединское Донецкой области, которая до выхода на пенсию работала врачом. — В страхе мы живем, и побалакать не с кем — опустели целые улицы. Ходим друг к другу в гости, чтобы узнать, живы ли знакомые.
— Хочу, чтобы здесь оставалась Украина — моя мама и муж были украинцами, — добавляет ее соседка Екатерина Дмитриевна. — Не надо нам никакой Новороссии!
Женщины с благодарностью принимают гуманитарную помощь от мариупольских волонтеров.
— Ой, хорошо, что люди со всей Украины о нас заботятся, — говорит Юлия Петровна, узнав о том, что молочные продукты передали из Мариуполя, яблоки с Виннитчины, а капусту — из Каменец-Подольского. — Ведь на приусадебном участке хлеб и масло не вырастишь, а скотину кормить нечем. У кого были коровы, порезали их. Как только начались обстрелы, буренки от испуга перестали доиться. Купить продукты людям не за что. Пенсии у нас копеечные — тысяча гривен. Да и тех полгода не видели…
*Жители села Лебединское Юлия Петровна и Екатерина Дмитриевна выживают только благодаря помощи волонтеров (фото Александра Петренко)
Жители Лебединского не получают социальных выплат с августа прошлого года. Из-за боевых действий село было отключено от реестра Государственного казначейства. Оставшиеся здесь пенсионеры переоформили соответствующие документы в ближайшем городе — Мариуполе. Но банк, в котором им велели завести карточки для перечисления денег, тут же… лопнул.
— Нужно снова ехать в город, получать карточку в другом банке, а на какие деньги? — сокрушаются пенсионерки. — Таксисты просят 200 гривен в один конец, потому что дорога простреливается. Ехать — жизнью рисковать.
Лебединское всего в семи километрах от Мариуполя, однако из-за того, что эта территория оказалась на линии огня, жизнь в нем замерла. Кто мог уехать, давно это сделали, оставшиеся выживают лишь благодаря помощи волонтеров и наших солдат.
— Военные нам одеяла дали, чтобы мы не замерзли насмерть в подвалах, когда от обстрелов прятались, — говорит Юлия Петровна. — Как начинается бомбежка, так у меня сердце колет от страха. Спасибо, волонтеры хоть какие-то лекарства привозят. У нас уже месяц в селе нет света — разрушена линия электропередачи. Два раза в неделю на пару часов открывается единственный ларек, в который доставляют хлеб и немного продуктов первой необходимости. Всем сердцем ждем мира. Нам бежать отсюда некуда.
— Куда тикать? Денег нету! — перемежая русские слова с украинскими, говорит местная жительница, представившаяся бабой Раей. — Мои невестка с сыном тоже не нашли куда уехать, перебрались с детками ко мне. Внуку четыре годика, внученьке — полтора. Их дом повредил снаряд, так что вместе теперь живем. Без света детки страдают: внучок Сашенька мультики посмотреть хочет, книжку с картинками перед сном полистать. Книжки берем в библиотеке.
*Четырехлетний Сашенька хочет посмотреть мультики, но в селе месяц нет электричества
В это трудно поверить, но в опустевшем селе, на территорию которого нередко падают снаряды, работает библиотека!
— Люди стали чаще, чем в мирное время, приходить за книгами, — подтверждает библиотекарь Елена Хаилова. — Вот подготовили экспозицию ко дню рождения Тараса Шевченко. У нас всегда охотно читали украинские книги, ведь в селе немало людей, для которых украинский — родной язык.
— Местные жители оказались в блокаде, на грани голодной смерти, — считает боец батальона «Днепр-1» с позывным «Замполит». — Сейчас не важно, ходили эти старики на «референдум» в мае прошлого года, поддавшись на уловки российских пропагандистов, или не ходили. Нам нужно их спасать!
— Я уже обращалась к Путину через телевидение, но он меня, наверное, не услышал, — сокрушается Вера Кушнарева (на фото в заголовке), жительница прифронтового села Гнутово, расположенного в 25 километрах от Мариуполя. — Сказала ему, что я чисто русская, мой отец погиб в бою с фашистами за Мариуполь в 1943-м. А вы, Владимир Владимирович, кажется, говорили, что вы помогаете русской нации? Но нам такая «помощь» не нужна. Вы нас фактически добиваете! Зачем вы расположили здесь свои войска? Теперь идут бои, снаряды летят в село, мы страдаем. Вы понимаете, что такое увидеть, как у шестимесячного ребенка руки-ноги отрывает взрывом? Неужели нельзя найти мирный способ договориться? Неужели нужно поубивать половину людей на Донбассе?!
Обращение Веры Ерофеевны к Путину записали журналисты украинского «5-го канала». О большой политике женщина рассуждает по-житейски: трактует военную агрессию Кремля в Крыму и на Донбассе как… обиду Путина на утрату своих позиций в Украине.
— Украина пошла в ЕС, а не бросилась в объятия России, депутатов пророссийских из Верховной Рады тоже выгнали, — говорит политически подкованная собеседница. — Это Путина заело. Вот он и надумал русских поссорить с украинцами, чтобы пол-Украины забрать. Нельзя так. Надо, чтобы люди жили в родной стране в мире и согласии. Да просто жили…