Уже полмесяца руководители двух государств, не стесняясь в выражениях, выясняют между собой отношения
Вчера возобновились поставки в Россию белорусских молочных продуктов. Москва и Минск наконец подписали все документы для того, чтобы прекратить «молочную войну». Она вспыхнула между двумя государствами, когда в начале июня Роспотребнадзор запретил импорт практически всей молочной продукции, произведенной в Белоруссии. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко сослался при этом на нарушения в документации, которая не соответствовала российскому законодательству.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал запрет политически мотивированным и не приехал в Москву на саммит стран Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Во вторник Лукашенко распорядился усилить таможенный контроль за всеми грузами, ввозимыми в Белоруссию из России. Минск назвал это решение «симметричным ответом», а президент России Дмитрий Медведев призвал «прекратить мясомолочную истерику».
Решение проблемы застопорилось еще и в связи с личными обидами. В начале июня министр финансов России Алексей Кудрин позволил себе усомниться в платежеспособности Белоруссии, что негативно повлияло на выделение кредита Минску. Президент Лукашенко так разозлился, что сравнил российского министра с белорусской оппозицией. «Он (Кудрин. — Ред. ) полностью консолидировался с отморозками, которые здесь на западные деньги вякают и нас начинают учить работать!» — заявил белорусский лидер.
Кремль попытался успокоить Лукашенко, мол, Кудрин высказал собственную точку зрения. Белорусский лидер ответил жестко: «Мне пояснили, что на Кудрина давление идет мощное, он нервничает сильно и говорит немножко не то. Тогда пусть подлечится! У него же финансы государства в руках! Завтра он и не такое сделает »
Дело с обоюдными словесными выпадами дошло до того, что премьер-министр России Владимир Путин был вынужден уделить этому вопросу время на заседании кабинета министров. Путин подчеркнул: «Белорусская сторона излишне политизирует переговоры, что осложняет решение проблемы». Но тут же добавил: «Это некорректно, нехорошо, но нельзя списывать все на кризис, стрессы, утомляемость. Нам самим нужно быть аккуратнее с высказываниями, даже если мы считаем, что правы Я воспитывался на Ленинградской улице, и у нас во дворе говорили: кто так обзывается, сам так называется!»
Однако предупреждение Путина, видимо, было услышано не всеми в правительстве. Когда переговоры между министрами сельского хозяйства России и Белоруссии по «молочной» проблеме были фактически завершены, в дело неожиданно снова вмешался господин Онищенко. Оказалось, что главному санитарному врачу России не понравилась статья, опубликованная во вторник в газете «Советская Белоруссия». Там Онищенко назвали «политическим санитаром по вызову». Главе Роспотребнадзора припомнили запреты, которые он вводил в разное время на грузинские и молдавские вина и коньяки, минеральную воду «Боржоми», латвийские шпроты и многое другое. Издание предупреждало, что «Минск — не дрессированная болонка, а межгосударственные отношения — не татами для дзюдо». Статья заканчивалась такой фразой: «Онищенко сам наверняка не прочь под копченую балтийскую рыбку пригубить под настроение рюмочку «Белого аиста».
Вмешательство главы Роспотребнадзора в переговоры едва не привело к началу новой войны — «пивной». Лукашенко доложили, что 20 процентов российского пива поставляется в Белоруссию полулегально. Президент Белоруссии отдал распоряжение немедленно усилить таможенный контроль. На границе с одной стороны выстроились фуры с белорусскими молочными продуктами, с другой — с российским пивом. Эта ситуация сохранялась несколько часов. Наконец Онищенко поставил и свою подпись под документами. Минск тут же отменил режим усиленного контроля на границе.