История современности

«Армянских мужчин призвали в армию и... расстреляли в один день»

8:30 — 24 апреля 2015 eye 7475

24 апреля во всем мире отмечается День памяти жертв геноцида армян

Ровно сто лет назад в столице Османской империи Стамбуле прошли первые аресты представителей армянской интеллигенции, с которых и началось массовое уничтожение нации. Историки утверждают, что со вступлением Османской империи в Первую мировую войну в стране все громче стали звучать лозунги о необходимости единения нации для противостояния «неверным», то есть представителям иных религий. Одним из противников Стамбула в этой войне была Россия, на территории которой проживало очень много армян. А их турецкие власти рассматривали как потенциальных противников.

Одним из элементов плана по устранению мифической опасности устоям империи со стороны армян стала их массовая депортация. Все началось с того, что 24 апреля 1915 года в Стамбуле были арестованы около 800 представителей армянской интеллигенции, которые впоследствии в течение нескольких дней были убиты. До сих пор окончательно не установлено общее число жертв, но историки говорят о том, что с 1915 по 1918 год могли погибнуть от миллиона до полутора миллионов армян.

*Эвакуация армянских детей из Хныса, 1916 год

Естественно, по прошествии века свидетелей тех трагических событий уже нет. Но в живых остались дети и внуки людей, которым удалось спастись. Их рассказы собраны на сайте armeniangenocide100.org, созданном официальным Ереваном накануне траурной даты.

Амаспюр Хачатрян: «Новости о массовых убийствах доходили до деревни, где жила моя бабушка. Ей было тогда 14 лет. Люди уже готовились покинуть свои дома, но внезапно все началось… Однажды ночью все турецкие пастухи и работники дома бабушки куда-то пропали. Маму бабушки, которую все называли „Ханум“, охватил ужас. Когда раздался стук в дверь, они услышали голос своего турецкого слуги: „Ханум, не бойтесь, идите со мной, я вас спрячу“. Они пошли с турком и спрятались на кладбище. Я не буду писать о трудностях пути миграции, о том, как бабушка вздрагивала каждый раз, вспоминая те дни. Лишь немногим удалось выжить…»

Рассказы о событиях столетней давности от отца к сыну передавались и в семье председателя общественной организации «Киевская армянская община», почетного консула Армении в Украине Норика Геворкяна.

— Слово «геноцид» я знал, наверное, с тех пор, как только начал себя осознавать. Думаю, что у всех армян это на генетическом уровне, — рассказал «ФАКТАМ» Норик Тигранович (на фото). — Во время существования Советского Союза тема массовой гибели соотечественников находилась под запретом. Мои предки — выходцы из Западной Армении, входившей в то время в Османскую империю. Мне рассказывали, как турецкие власти изолировали около 300 тысяч мужчин-армян, чтобы те не смогли защитить свои семьи. Поскольку османы тогда воевали, армянских мужчин как граждан империи призвали в армию и… расстреляли в один день. Это было сделано для того, чтобы на корню подавить возможное сопротивление и оставить женщин, стариков и детей без защиты. Но мы сопротивлялись. Мой прадедушка воевал под знаменами полководца Андраника Озаняна — нашего национального героя, боровшегося против Османской империи и освобождавшего Болгарию. После того как часть Армении оказалась под турецким протекторатом, а другая — на территории Российской империи, он ушел воевать в Болгарию. Кстати, там он тоже считается национальным героем.

У нас Озанян ассоциируется с борьбой за Армению. Турки называли его «гяуром», то есть неверным, и боялись как огня. О нем слагали легенды… Говорили, что полководец одним взмахом меча мог положить целый полк противника! Андраник создал, как бы сказали сейчас, очень мобильную армию, состоявшую из конницы и пехоты. Прадедушка мне рассказывал, что там, где слышали имя Андраника, противник бросал оружие и спасался бегством.

Прадед прожил больше ста лет, а последние годы его жизни пришлись на постсоветский период. Тогда наша семья жила в Грузии. После распада СССР прадед повесил в доме большую фотографию Андраника Озаняна, а во время каждого застолья поднимал первый тост в его честь. Прадедушка к тому времени уже в основном лежал в постели, но рюмочку «за Андраника» всегда выпивал стоя и со слезами на глазах.

Мариам Шагинян: «Отец моего деда — Мушег Шагинян — рассказывал, что в детстве носил еду своему брату Ованесу, который работал в поле. Однажды стал свидетелем того, как в драке с турками его брат погиб. Через несколько лет после этого случая Мушег присоединился к войску Андраника и прославился своим мужеством и отвагой. Поскольку он был из деревни Арах в Муш, его прозвали Арха Мушег. В 1915 году Мушег отправился в родную деревню навестить сестру и предупредить об опасности, но та отказалась покидать деревню. Спустя некоторое время Мушег вновь вернулся в Арах и стал свидетелем ужасного зрелища: вся деревня сгорела, люди были перебиты. Он нашел убитых родителей в своем доме. Семью сестры также перерезали, а ее бросили в тандыр (печь) и сожгли».

— Норик Тигранович, что к столетию трагедии подготовила киевская община?

— «Киевская армянская община» уже два месяца проводит различные мероприятия, приуроченные к этой дате. И организовываем мы их не столько для соотечественников, сколько для украинцев. Чтобы объяснить им, что на самом деле произошло сто лет назад. Ведь проблема геноцида — не только наша национальная, но и всеобщая беда. Мы уже давно осознали и приняли ту трагедию. И выступаем не против кого-то, а за то, чтобы такого никогда больше не произошло. Если вдруг правителю какой-либо страны придут в голову мысли о подобном, он должен понимать: за это судят. Именно этот аспект у нас в приоритете.

Мероприятия будут проходить не только в эти траурные дни, но и в течение всего года — до 24 апреля 2016-го. Вчера в Киеве в Оперном театре состоялся вечер памяти, на который приглашались первые лица государства, а несколько дней назад в «Украинском доме» мы открыли документальную фотовыставку и организовали показ художественного фильма, посвященного событиям 1915 года.

Также 23 апреля в Армении были канонизированы, то есть признаны святыми мучениками, все жертвы геноцида. Они действительно приняли мученическую смерть. Мне не хотелось бы говорить о тех страшных событиях, но как еще назвать убийства беременных женщин или детей на глазах у их матерей? Сегодня в столице Украины в храме Александра Невского состоится богослужение, которое проведет глава Украинской епархии Армянской Апостольской церкви епископ Маркос (Оганесян). А вечером молодежная организация «Киевской армянской общины» устроит флеш-моб: в память о погибших в небо выпустят тысячу воздушных шаров со светящимися светодиодными лампочками. Подобные акции будут проходить по всему миру. Например, в Париже на несколько минут погаснут огни Эйфелевой башни.

Нина Аветисян: «Моя мама — Парандзем Агаджанян — родилась в 1909 году в Нухи. До 1918 года она жила со своим отцом и четырьмя братьями. На их дом напали, отец и один из братьев были убиты. Парандзем удалось спастись вместе с младшим братом, а что случилось с остальными двумя, она так никогда и не узнала. Мама всегда вспоминала одну сцену: когда они убегали, казалось, что их преследуют горящие ковры, которые ветер поднимал в воздух и уносил прочь. Сперва моя мама попыталась найти свою тетю, которая жила на другом конце города. Придя к тете, они нашли ее убитой, с новорожденным ребенком, лежащим на груди. Затем мама со своим братом направилась в Баку, где жила их родная мать. Через некоторое время после того, как они нашли мать, она погибла от взрыва керосинки, и дети вновь остались одни…»

— На прошлой неделе Европейский парламент принял резолюцию, в которой массовые убийства армян были названы геноцидом, а сегодня этот вопрос планируется к рассмотрению в Германии…

— Сейчас не столько важен вердикт, вынесенный на государственном уровне, сколько признание этого факта народом. Например, США, как государство, не признало геноцид армянского народа, но 41 штат признали его на местном законодательном уровне. Думаю, придет время, и Украина примет такое решение. Ведь мы поддерживаем европейские ценности. Кстати, один из районов Киева — Голосеевский — признал геноцид. Такие же решения были приняты и в нескольких городах Одесской области. Но хочу повторить еще раз: мы сейчас не говорим о каком-то реванше. В этом нет смысла, ведь нынешние турки ни в чем не повинны. Но признание событий столетней давности нужно. Хотя бы для того, чтобы подобное больше никогда не повторилось.

Карина Геворкян: «Мать моего деда Саркиса умерла очень рано, и они жили с отцом и мачехой. Когда началась резня, дядя Саркиса — Арутюн — приехал в деревню и помог детям спастись. Они пешком дошли до рек Тигр и Евфрат, где на мосту на них напали курды. Выжил лишь дедушка, за жизнь которого его дядя заплатил золотом. Курды забрали его к себе домой, однако хозяин дома не позволил 15-летнему пареньку сразу войти. Сказал, мол, если собака пустит его в дом, то он станет их сыном, если нет — его затравят псами. Собака, обнюхав Саркиса, не напала, и мальчика пустили в дом. Через два года он решил убежать, однако его поймали и сдали в милицию. Там один турецкий солдат выразил желание забрать его и убить. Отведя мальчика в глухое место, турок сказал Саркису, что работал пастухом в их доме. Дедушке дали кусок хлеба и нож, а затем помогли дойти до станции и сесть на поезд до Ленинакана».