Украина

Павел Розенко: "Мы строим новую систему пенсионного обеспечения, при которой пенсии будут финансироваться из трех источников"

8:30 — 8 мая 2015 eye 2377

На днях правительство представило на суд общественности очередной проект пенсионной реформы. Почему очередной? Потому что попыток установить новый порядок денежного обеспечения пенсионеров за последние 15 лет было предпринято уже немало. Например, с 2000 года в Украине начали собирать сведения о том, какие пенсионные взносы платит за каждого работника его руководитель. Так произошел переход к «персонификации» участия человека в финансировании пенсионной системы, в результате чего сегодня мы имеем обширную базу данных всех уплаченных каждым из нас взносов. В 2004 году пенсионная система перешла на страховые принципы начисления пенсии: ее размер стал зависеть от того, кто и сколько взносов уплатил в Пенсионный фонд. В 2011 году начали постепенно увеличивать пенсионный возраст и ограничили размеры некоторых спецпенсий.

Однако ни один из этих шагов не привел к реальному улучшению жизни пенсионеров: каждый раз реформы портил популизм. Вместо реальных преобразований в пенсионной системе удавалось произвести только «косметические чистки». Поэтому у нас до сих пор остается неприлично большая разница между минимальным и максимальным размерами пенсии, а также между суммами спецпенсий и обычными выплатами. И самое главное — денег на пенсии в стране все равно не хватает. В настоящее время дотации Пенсионному фонду из госбюджета составляют около 80 миллиардов гривен в год.

Чтобы преодолеть огромный дефицит фонда и восстановить хотя бы видимость справедливости, власти время от времени принимали непопулярные решения вроде ограничения пенсий максимальным размером, налогообложения больших пенсий, сокращения выплат работающим пенсионерам и полной отмены выплат работающим спецпенсионерам… Но глобально решить проблемы системы так и не удалось, она до сих пор требует кардинальных изменений.

И вот, наконец, к началу мая был разработан и представлен общественности очередной проект пенсионной реформы. Он состоит из четырех законопроектов, которые были одобрены Кабинетом министров в конце апреля и уже переданы в парламент.

— Пришло время для очень важной, хотя и непопулярной, реформы, — заявил министр социальной политики Павел Розенко. — Мы строим новую систему пенсионного обеспечения, при которой выплаты будут финансироваться из трех источников: солидарного, государственного накопительного и негосударственного накопительного уровней. Кроме того, предлагается отменить спецпенсии и перевести назначение пенсионных выплат на одинаковую для всех платформу.

«ФАКТЫ» решили разобраться в планируемых преобразованиях пенсионной системы. Итак, главных изменений предлагается два: отмена спецпенсий (с 1 января 2016 года) и создание накопительной пенсионной системы (с 1 января 2017 года).

«С 1 января 2016 года пенсии госслужащим и приравненным к ним лицам — судьям, прокурорам, народным депутатам — предлагаем назначать на общих условиях»

Многие люди уверены, что система спецпенсий досталась нам в наследство от СССР. На самом деле почти все законы, дающие гражданам привилегии на заслуженном отдыхе, были приняты уже после распада Советского Союза. За 24 года независимости Украины наши законодатели смогли предоставить особые пенсии госслужащим, таможенникам, налоговикам, сотрудникам МВД, СБУ, МЧС, судебным экспертам, а также народным депутатам и их помощникам, судьям, прокурорам, работникам Нацбанка, служащим органов местного самоуправления, научным работникам, журналистам государственных СМИ, членам Кабинета министров, чернобыльцам и так далее. В целом из 13,5 миллиона пенсионеров спецпенсии у нас в стране получают около 300 тысяч человек.

В чем же особенность таких пенсий? А в том, что если для обычных пенсионеров размер выплат составляет 40—60 процентов их заработка, то для спецпенсионеров мог достигать и 90 процентов их прежней зарплаты. То есть они получали более высокие пенсии только за счет своего особого статуса, что являлось несправедливым по отношению к другим пожилым людям. Особенно с переходом к системе социального страхования. Ведь гражданам, платившим взносы в Пенсионный фонд, приходилось содержать спецпенсионеров фактически за свой счет. Со временем, правда, удалось частично переложить финансирование особых пенсий на плечи госбюджета. Но легче от этого стране не стало: необоснованно высокие пенсионные выплаты продолжили существовать. Теперь уже за счет налогов. Поэтому систему спецпенсий в ходе новой реформы решили искоренить полностью.

— Мы прекращаем практику разделения украинцев на сорта, упраздняем систему, при которой есть ВИП-пенсионеры, и предлагаем с 1 января 2016 года пенсии госслужащим и приравненным к ним лицам — судьям, прокурорам, народным депутатам — назначать на общих условиях, — заявил Павел Розенко.

Словом, правительство намерено с 2016 года перейти на единый принцип назначения пенсий всем людям. Будет действовать один пенсионный закон. А выплаты станут рассчитывать по единой формуле — в зависимости от стажа и заработка. Исключение сделают только для пенсий военнослужащих.

В то же время министр подчеркнул, что специальные пенсии, назначенные до этого времени, государство продолжит выплачивать в прежних размерах.

Но ведь спецпенсии были одной из составляющих, которые поощряли людей заниматься наукой, работать на госслужбе, в МВД, СБУ или МЧС! — скажут многие. И это правда. Людей, выполняющих опасную и трудную работу для страны, действительно нужно поддерживать. И во многих государствах мира это делают за счет дополнительных пенсий. Например, из специальных профессиональных пенсионных фондов, куда перечисляют взносы, или работодатели, желающие помочь своим сотрудникам, или государство, которое хочет поддержать служащих. В результате у них пенсия состоит из двух частей: одна назначена на общих основаниях, а вторая выплачивается из отдельного пенсионного фонда.

В ходе реформы у нас тоже предполагается создание системы профессионального пенсионного страхования, которое позволит обеспечивать для представителей некоторых профессий более высокие пенсионные выплаты. Но теперь уже без ущерба для бюджета.

Выплаты из накопительного пенсионного фонда будут осуществляться дополнительно к солидарной пенсии пожизненно или единовременно

Напомним, что внедрение накопительной системы в Украине предусматривалось еще… 11 лет назад. В частности, принятые в 2003 году законы Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении» предполагали переход именно к трехуровневой пенсионной системе.

Первый уровень — это солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. Она действует сейчас. Честно говоря, она одна у нас и работает.

Солидарная система предполагает, что все деньги, которые перечисляют предприятия и работники в Пенсионный фонд, сразу же выплачиваются нынешним пенсионерам. Таким образом, работающее поколение финансирует неработающее. При этом взносы в Пенсионный фонд нигде не накапливаются, не аккумулируются, а немедленно расходуются на выплату пенсий.

Второй и третий уровни — это государственная и негосударственная накопительные системы. В настоящее время они не работают. Что касается государственной накопительной системы, то изначально планировалось ввести ее после того, как Пенсионный фонд станет бездефицитным и на протяжении двух лет ВВП страны будет расти не менее чем на 2 процента. Однако за десять лет государство так и не смогло достичь этих показателей, поэтому второй уровень пенсионной системы так и не был внедрен. Но теперь отступать некуда.

— Сейчас ситуация следующая: или мы принимаем и внедряем данную реформу, или возможность принять ее в ближайшем будущем будет минимальной, — отметил Павел Розенко. — Мы предлагаем, чтобы накопительная пенсионная система стартовала с 1 января 2017 года. Почему именно с этой даты? Прежде всего нам нужно время для подготовительного этапа и создания накопительного фонда. А самое главное, что развитие и внедрение накопительной пенсионной системы возможно только на старте экономического подъема Украины, увеличения зарплат.

После введения накопительной пенсионной системы пенсия человека будет состоять из двух или даже трех частей. Первая — выплата из солидарной системы. Вторая — выплата из государственной накопительной системы. Третья — выплата из негосударственной накопительной системы (по желанию самого человека, поскольку страхование в негосударственном пенсионном фонде является добровольным).

Поговорим сначала о втором уровне — государственной накопительной системе. Внедрить ее планируют, как мы уже сказали, с 1 января 2017 года. При этом она будет обязательной для всех людей, которым на тот момент не исполнится 35 лет. И добровольной для граждан в возрасте от 35 до 55 лет.

Введение накопительной системы не потребует от работодателей дополнительных расходов. Просто часть пенсионного взноса, который они платят сейчас, перенаправят в накопительную систему. Изначально это будет 2 процента, и к 2022 году размер взноса поднимут до 7 процентов.

Министерство социальной политики прогнозирует, что в течение 2017 года в накопительной системе пенсионного обеспечения будут участвовать около 6 миллионов жителей Украины.

— За счет их страховых взносов можно направить в экономику ресурс в размере до 5 миллиардов гривен, — отметил Павел Розенко. — Это «длинные деньги», вкладываемые в экономическое развитие нашей страны как минимум на 25 лет. Они будут играть роль «подушки безопасности», которая в перспективе поможет удержать экономику от потрясений.

Взносы будут иметь персонифицированный характер и учитываться на индивидуальных пенсионных счетах. Полученные деньги накопительного фонда планируется вкладывать (например, на депозиты в банки, ценные бумаги и другие проекты), чтобы получить инвестиционный доход и таким образом защитить средства от инфляции.

Выплаты из накопительного пенсионного фонда Украины будут осуществляться дополнительно к солидарной пенсии пожизненно или единовременно. А гарантировать безопасность вложенных людьми средств станет государство.

Самое главное, что деньги, собранные гражданами на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, будут их собственностью. Средства могут быть унаследованы, а в некоторых случаях — сняты раньше срока и так далее.

Что касается третьего уровня — негосударственной накопительной системы, то она формально существует у нас в стране уже давно. С 2004 года. Но реально не работает.

Дело в том, что этот уровень предполагает дополнительное страхование людей в частных пенсионный фондах. У нас было предпринято несколько попыток создать пенсионные программы для работников отельных предприятий. Но такие программы не нашли массовой поддержки. Да и инвестировать в ценные бумаги в Украине было затруднительно из-за рейдерской политики государства и судебного беззакония. А жаль. Потому что именно третий уровень открывает огромные возможности для сохранения кадрового потенциала на предприятиях. Наравне с беспроцентными кредитами и медицинским страхованием дополнительные пенсионные накопительные программы могли бы стать эффективной частью «золотых наручников», которые удерживают работника в фирме.

В целом негосударственные пенсионные фонды могут быть трех видов:

Корпоративный. Такой фонд создается предприятием, и участвуют в нем только его работники.

Профессиональный. Его могут создавать объединения предприятий или профессиональные союзы. Участниками такого фонда становятся только представители определенной профессии. С помощью подобных фондов во многих странах мира реализуются программы дополнительного профессионального пенсионного страхования, что повышает престижность ряда профессий: пожарных, летчиков, милиционеров и так далее.

Открытый. Он может создаваться любыми юридическими лицами, и участником фонда имеет право стать любой человек. Часто открытые пенсионные фонды появляются при банках и других финансовых учреждениях — как еще одна возможность для выгодного вложения денег клиентами.

Как видите, третий уровень пенсионной системы имеет много перспектив в развитой стране. А вот получится ли запустить его в Украине — пока большой вопрос. Интересно, что в проекте реформы предлагается (начиная с 2018 года) разрешить людям по желанию переводить обязательные пенсионные сбережения из накопительного фонда (второй уровень) в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд (третий уровень). Это позволит гражданам самостоятельно решать, какая инвестиционная политика является наиболее привлекательной, а следовательно, в большей степени влиять на размер своей будущей пенсии.

«ФАКТЫ» будут продолжать следить за ходом пенсионной реформы.