Происшествия

«свою дочь я поздравил с замужеством по телефону, потому что три года не мог выбраться из марокканского порта»

0:00 — 25 июня 2009 eye 240

251 тысячу долларов отсудили у российского судовладельца четверо украинских моряков, которые в ожидании решения не покидали сухогруз «Балтийский-21» у берегов Африки

Три года ожидали выплаты зарплаты четверо украинских моряков, члены экипажа сухогруза «Балтийский-21», покинутого владельцем и оператором в порту Касабланки (Марокко) в 2006 году. И дождались — с помощью властей порта, посольства Украины и международной Федерации транспортных рабочих (ITF) суд вынес решение в их пользу. Судовладелец обязан выплатить всем четверым 251 тысячу долларов. Эту сумму моряки поделят между собой так, как найдут нужным, после чего, наконец, вылетят на родину.

«Брошенные на произвол судьбы, позабыв про стыд и совесть, мы ходили и просили о помощи»

- 10 июля 2006 года мы зашли в порт Касабланки, прибыв из Севастополя, — рассказывает по телефону боцман Александр Литовченко.  — Когда начали грузовые операции, поступила команда от российского судовладельца не разгружаться, поскольку контракт с получателем товара прерван ввиду неоплаты. Вскоре объявили, что нас арестовывают. Судебное решение — не без содействия самого получателя, отказавшегося оплатить груз, — было вынесено на основании того, что товар подмочен. Мы очутились в очень сложной ситуации. От нас отказались все: судовладелец, арендатор, чья фирма находится в Турции, посредник и получатель груза. На тот период нас в экипаже было 11 человек. Большей части моряков вскоре удалось уехать домой. В этом им помог генеральный консул Украины в Марокко. На судне нас осталось четверо: капитан Анатолий Лизнев, второй механик Игорь Ермаков, повар Валентина Мунина и я.

По словам Александра Литовченко, денег на дорогу у них не было. Они ни копейки не получили от судовладельца, который нанимал экипаж на работу. Задолженность по зарплате уже на то время составляла четыре месяца.

- Поначалу мы сидели на полуголодном пайке, а затем…  — вздыхает боцман.  — Брошенные на произвол судьбы, позабыв про стыд и совесть ( когда живот от голода сводит, об этом уже и не думаешь), ходили и просили о помощи на других судах. Ведь не было ни еды, ни мыла, ни туалетной бумаги. Прямо на борту нашего судна висел плакат: «Помогите, кто чем может!» Очень выручали российские, украинские, польские моряки, суда которых швартовались в порту.

- Содействовали ли вам официальные лица, местное население?

- Очень помогали посольство Украины в Марокко и лично генеральный консул, огромное им спасибо. Также не оставила в беде общественная организация «Клуб моряков», ее штаб-квартира находится в Лондоне. В местной протестантской церкви предлагали посодействовать с жильем или трудоустройством, однако ни то, ни другое нам не требовалось. Жили мы на судне, а работать не могли, поскольку даже выйти с территории порта было затруднительно — наши визы давным-давно просрочены. Искать же работу в самом порту бессмысленно: здесь на каждое рабочее место человек по двадцать претендентов, и все — марокканцы, иностранцу не на что рассчитывать.

- Удавалось вам ли хоть как-то общаться с родными?

- Я иногда звонил домой по выходным. Так же, по телефону, поздравил свою дочь Аллу с замужеством. К тому времени прошло уже более двух лет пребывания в вынужденном заточении.

«Марокканцы нас снабжали водой, газовыми баллонами, установили электрогенератор»

- Неужели у вас не было никакой возможности вернуться домой?

- Поверьте, мы об этом только и мечтали. Даже во сне видели дом, родных… Но объективные обстоятельства оказались сильнее. Понимали: если уедем, то ничего не добьемся. Мы поставили перед собой задачу решить все судебным путем. Первый адвокат, предоставленный марокканским отделением профсоюзной организации моряков-транспортников, помочь нам не смог. Хотя не исключено, что он попросту не пожелал этого делать. Несмотря ни на что, нам удалось самим найти защитника. Мы добивались разрешения на продажу судна, так как судовладелец от него отказался. Более того, он даже не явился на неоднократные вызовы в суд. Так, наверное, для него было выгоднее: судно очень старое, ему более 40 лет, и речь могла идти лишь о реализации его на лом.

- Александр, а остались у вас какие-то светлые воспоминания о Марокко?

- Марокканцы нам здорово помогали: снабжали водой, газовыми баллонами, установили электрогенератор. Я не говорю уже о продуктах питания, о знаменитом местном блюде кус-кус, которое нам очень часто приносили, об общении и моральной поддержке.

Мы так были благодарны местным жителям за все хорошее, что даже освоили их язык. Изъяснялись, правда, больше «на пальцах», но понимали уже целые предложения…

Написать отзыв о статье