Директор государственного предприятия-заказчика Ирина Коваль надеется, что уже этой осенью будет готов к эксплуатации центр радиологии — первое отделение в новом корпусе Национальной детской клинической больницы «Охматдет»
Этот важный для всей страны объект обещали сдать еще в 2013-м. Но начались проблемы с финансированием, затем произошли события на Майдане, а теперь страна втянута в войну. Все это, естественно, плохо сказывается на мирных объектах. Многие социально значимые проекты были заморожены. Однако, по мнению украинцев, это не должно случиться с детской больницей. За годы независимости в нашей стране не была построена ни одна современная клиника для лечения детей. И сейчас, несмотря на войну, экономические проблемы, инфляцию, для многих стало делом чести закончить строительство нового корпуса «Охматдета». Ирина Коваль, директор государственного предприятия «Укрмедпроектбуд», которое ведет проект с самого начала, делает все, чтобы завершить его.
Чуть больше года назад работы на объекте остановились. Девятиэтажное здание больницы, возвышающееся над старыми корпусами «Охматдета», фактически осталось с незавершенной кровлей: денег на нее в бюджете не оказалось. В какие только кабинеты не заходила Ирина Юрьевна, доказывая, что как минимум кровлю нужно закончить полностью, чтобы не пострадали конструкции и потом не переделывать коммуникации. «В стране война, какая крыша?» — слышала она в ответ. Тогда Ирина Юрьевна вместе с попечительским советом клиники и врачами решили привлечь к объекту внимание общественности. Это удалось благодаря акции «Носишь Y-футболку — строишь «Охматдет», о которой «ФАКТЫ» регулярно рассказывали. К этой инициативе присоединились преподаватели и студенты Национального медицинского университета имени
*Студент Национального медицинского университета Илья Бурлаченко передал главному врачу «Охматдета» Юрию Гладушу и директору предприятия Ирине Коваль деньги на достройку крыши. В медуниверситете купили футболки более чем на двадцать тысяч гривен
— В конце апреля рабочие вышли на строительную площадку, — говорит Ирина Коваль. — В ближайшее время, надеюсь, работы на кровле блока D будут окончены, и приступим к внутренней отделке и сетям. Но самое главное — можно будет начать монтаж и инсталляцию линейного ускорителя, современных высокоточных компьютерных томографов (ОФФЕКТ-ПЭТ-КТ), которые уже больше года стоят внутри бункера и ждут своей участи. Такую технику уже много лет используют во всем мире, но в Украине ее практически нет, она требует особых условий. Мы очень хотим, чтобы вся эта высокоточная техника, используемая как во время обследований, так и для лечения онкологических больных, начала работать как можно быстрее. Только с помощью ОФФЕКТ-ПЭТ-КТ можно будет проводить полноценное эффективное обследование, выявлять опухоли на ранних стадиях, «видеть» метастазы, а следовательно, назначать эффективное лечение.
Государству должно быть стыдно, что строительство нового корпуса так затянулось. Ведь до сих пор в Украине нет ни одной детской больницы, оснащенной на должном уровне. Мы отстаем не только от западных стран, но и от соседней Белоруссии. Если клиника откроется, это будет первый шаг в создании современной системы детской онкогематологии в Украине.
— Какие отделения планируется разместить в новом корпусе?
— Здесь будет около 20 отделений, — отвечает Ирина Юрьевна. — Главное — современный Центр детской гематологии, онкологии и трансплантации костного мозга. Когда будет открыта и аккредитована клиника, Украина сможет пользоваться Европейским реестром доноров костного мозга. Это позволит проводить пересадку от неродственного донора в нашей стране. Сейчас же сотни семей вынуждены искать средства для выезда за границу. А это — миллионы евро.
— Почему процесс передачи проекта в ведомство Минздрава так затянулся?
— Мы старались сделать все в максимально сжатые сроки. Уже 19 мая весь согласованный пакет подали в Кабинет министров. 22 мая распоряжение было подписано. Теперь дело за Министерством здравоохранения, которое должно издать приказ и взять недостроенное здание на баланс. По самым пессимистическим прогнозам, эта процедура может занять до месяца. Многое, конечно, зависит от руководства Минздрава.
— Без окончания этой процедуры, вы не можете полноценно работать на площадке?
— Деньги, которые выделили в бюджете, прописаны в рамках финансирования Министерства здравоохранения. Без прохождения всех этих сложных бюрократических процедур проводить на площадке работы за государственные средства мы не можем. Проект очень большой.
— Какая сумма необходима, чтобы завершить проект?
— На строительно-монтажные работы — около 500 миллионов гривен. Мы просчитывали, что при наличии госфинансирования, если на площадке будет трудиться около 600 человек разных специальностей, в течение года объект можно ввести в эксплуатацию. Всего же проект стоит один миллиард 800 миллионов гривен. До 2013-го государство из бюджета профинансировало 390 миллионов гривен. Таким образом, в целом на окончание еще нужно почти полтора миллиарда, где значительная часть — это покупка современнейшего оборудования.
Надеюсь, вскоре средства фактически, а не на бумаге, будут выделены. Но мы не сидим сложа руки. Например, закончить кровлю над частью здания удалось благодаря средствам, собранным от продажи Y-футболок. Если бы акцию не поддержали народные депутаты, активисты, известные люди нашей страны и самые обычные граждане Украины, стройка все еще оставалась бы замороженной. К счастью, в судьбе новой клиники активное участие принимают народные депутаты Оксана Корчинская и Анна Гопко, которые также являются членами Опекунского совета больницы. Они буквально «выбили» государственное финансирование.
Кроме того, мы прошли много проверок. Самая серьезная — масштабный аудит нашей работы Госфининспекцией. Он закончился в октябре прошлого года. Ни ущерба, нанесенного государству, ни злоупотреблений, ни существенного завышения цен специалисты Госфининспекции в ходе своей работы не выявили. К нам была одна претензия — то, что мы неправильно приняли расценку в актах выполненных работ по зарплате. Но мы подали в суд и доказали, что действовали в правовом поле.
Многие вешают на строительство корпуса ярлык, мол, «это проект старой власти». Проект стартовал в 2011 году. По отдельным позициям готовность объекта 70—100 процентов. Осталось сделать последний шаг — достроить. Нужно второе дыхание. В основе проекта лежит самое дорогое — здоровье и шанс ребенка выжить. Поэтому новый корпус, по моему мнению, имеет все шансы стать историей успеха новой власти.
— Вы верите, что новый корпус будет достроен?
— Мы доказали прозрачность нашей работы и дальше готовы к максимальной публичности. Поэтому у государства нет шансов не реализовывать проект. Стройка стояла. Пора ей оживать. Но пока государство не скажет вслух, что это не просто корпус, а масштабный и серьезный проект, главная больница страны, сердце и центр педиатрии, нам будет сложно реализовать его. И меценаты подтянутся, когда государство громко заявит: «Это нужно всей стране!»
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»