Здоровье и медицина

Екатерина Амосова: «Каждый наш выпускник должен уметь остановить кровотечение и сделать искусственный массаж сердца"

10:25 — 28 мая 2015 eye 977

В Национальном медицинском университете имени А. А. Богомольца проходят комплексные государственные экзамены, в ходе которых для проверки уровня теоретических и практических знаний студентов используются новые современные фантомы, имитирующие человеческое тело. Вся команда преподавателей поставила перед собой задачу — повысить качество подготовки врачей

Паренек в белом халате пытается «вдохнуть жизнь» в фантом, делая ему искусственное дыхание — и грудная клетка «человека» поднимается, он начинает «дышать»… Значит, все сделано правильно. Преподаватель положительно оценивает практическую подготовку студента. Следующий выпускник получает задание остановить кровотечение у раненного в ногу. «Пострадавший» — все тот же фантом. Если жгут наложен не так, как надо, из раны потечет «кровь» — жидкость красного цвета.

*На таком тренажере-фантоме, имитирующем человеческое тело, будущие врачи могут отрабатывать приемы сердечно-легочной реанимации, останавливать кровотечения, учиться накладывать шины при переломах

— Сегодня у нас проходят комплексные государственные экзамены, в ходе которых мы оцениваем теоретический и практический уровни подготовки выпускников, — говорит ректор Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца Екатерина Амосова. — Каждый из них должен показать на специальных медицинских тренажерах-фантомах, что сумеет правильно наложить жгут и остановить кровотечение, поставить катетер и сделать искусственный массаж сердца. Все это необходимо и в будущем поможет спасать человеческие жизни. Но мы видим, что уровень практической подготовки студентов (а их у нас 12 тысяч) надо постоянно повышать. Именно для этого в прошлом году университет централизованно закупил у украинских производителей новые тренажеры-фантомы, сопутствующее компьютерное оборудование и программное обеспечение на сумму около двух миллионов гривен. Заказ формировали в соответствии с заявками кафедр. Теперь студенты могут практиковаться, чтобы до автоматизма отработать выполнение важнейших жизнеспасающих процедур. Во время экзаменов преподаватели проверят эти навыки у 100 процентов выпускников. Однако не подумайте, что выпускник, даже очень талантливый, получив диплом, сразу может работать самостоятельно. Еще два-три года он в интернатуре будет трудиться под руководством преподавателя или опытного врача, приобретая клинический опыт. И только тогда можно будет сказать, что специалист готов принимать решения сам.

*Перед экзаменами Екатерина Амосова подбадривала студентов, а они пообещали сдавать дисциплины на «5» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

Ректорская программа повышения качества обучения будет расширяться. Планируется в ближайшее время объявить тендер на закупку фантомов последнего поколения с применением интерактивных систем.

— У нас очень серьезные намерения, касающиеся практической подготовки студентов, — продолжает Екатерина Амосова. — Требования к ней высоки, потому что цена любой ошибки — человеческая жизнь. Уже сегодня, например, мы учим студентов читать реальные кардиограммы любой сложности, разбирать вместе с преподавателем клинические случаи, делать назначения. Каждый учащийся должен уметь быстро определить группу крови. Занятия проводятся в больнице, образцы крови получаем из лаборатории. Очень важно, чтобы еще в студенческие годы молодые люди понимали, что и в каких условиях им предстоит делать.

Многие студенты уже в период учебы работают в больницах. Таким довольно легко демонстрировать свои практические навыки. К примеру, Ольга ставить капельницы и брать кровь из вены уже умеет.

— Работаю в детской реанимации Института кардиохирургии имени Николая Амосова, — говорит девушка. — Сотни раз выполняла такие процедуры, но на экзамене все равно волнуюсь. Хирургия — очень ответственная специальность. Хорошо, что на кафедре хирургии № 4, которая работает на базе Александровской больницы, нас многому научили и относились к нам с особой требовательностью. Надеюсь стать хорошим специалистом — лор-хирургом.

Из-за военных действий на востоке страны и террористической угрозы изучать приемы экстренной помощи сейчас необходимо практически всем, а не только врачам. Соответствующие знания должны получать бойцы, волонтеры. И медики готовы их обучать, проводить тренинги. Как отметила Екатерина Амосова, не всегда рядом с человеком, получившим ранение на поле боя, попавшим в ДТП или потерявшим сознание из-за сердечного приступа, находится врач. Главное в подобных случаях — грамотные действия окружающих в первые минуты.