Вячеслав Кредисов: «Мы с командой начинали фактически с нуля, только на внутреннем желании и активности»

10:46 — 2 июня 2015 eye 1678

В последнее время все чаще можно видеть на витринах недавно успешных и процветающих магазинов и бутиков, центральных улиц городов вывески «Аренда». Неужели, несмотря на наличие крупной денежной массы у населения, которая еще год назад спокойно томилась на счетах многих банковских учреждений, ведение предпринимательской деятельности становится невыгодным.

Все прекрасно понимают, какие процессы происходят сейчас в Украине, но от уменьшения активности предпринимателей не выигрывают ни владельцы бизнесов, ни потребители. Приобрела массовый характер тенденция, когда на одно рабочее место претендует большое количество соискателей, а ведь еще недавно найти хорошего специалиста была проблемой. И крупные бизнесы этим пользуются, ведь теперь можно нанять хорошего специалиста за меньшие деньги, при этом поставив его в жесткие корпоративные рамки.

Искусственное создание неблагоприятной ситуации для ведения предпринимательской деятельности пагубно сказывается и на общей экономической ситуации в стране. Огромная часть населения занята именно в малом и среднем бизнесе, а трудоустройство бывшего предпринимателя работать «на дядю» часто не оправдывает надежды и ожидания. Да, специалист он может быть и отличный, но самому человеку психологически очень сложно перестроиться и понять, что все его знания и навыки теперь будут работать не только на него самого, но и на всю организацию в целом.

На такой волне надо понимать, как действовать и в каких направлениях двигаться, выходить на другие рынки сбыта или искать новую нишу. В конце концов, что делать, чтобы твой бизнес хотя бы пережил неблагоприятное время, сохранив свой оборот и рабочие места. Ответы на эти и другие волнующие вопросы могут дать только те предприниматели, которые много лет ведут свою успешную деятельность и знают, как надо правильно действовать в той или иной ситуации. Сегодня своими бизнес «фишками» поделится доктор экономических наук, управленец Кредисов Вячеслав Анатольевич.

— Вячеслав Анатольевич, Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию в Украине в разрезе ведения предпринимательской деятельности?

Я являюсь не только предпринимателем-практиком с соответствующим опытом, более 20 лет, но и главой правления Всеукраинского объединения «Новая Формация» (кстати, в 2015 году ему исполнилось 18 лет), поэтому знаю: главное, что ожидает бизнес от государства — создание нормальных условий для ведения бизнеса, стабильность и прогнозируемость.

Но, без лукавства, акцентировал бы, что ведение бизнеса в Украине очень часто напоминает битву Дон Кихота с мельницами. Разница лишь в том, что мельницы (собирательный образ налоговой политики, изменений в бюджет, массовых попуток реприватизации, псевдореформ и др.), как мираж, и догнать их очень тяжело. Малый и средний бизнесы — ключевой источник рабочих мест и благодатная почва для бизнесовых идей. Создание условий для развития предпринимательства как самого мощного источника экономики и социальной сферы должно оставаться одним из приоритетов в деятельности органов исполнительной власти всех регионов Украины. Естественно, на ведение предпринимательской деятельности остро влияет политическая ситуация, риски обостряются.

Важен и вопрос евроинтеграции. Сейчас Европейский Союз и Украина в процессе обсуждения программ поддержки малого и среднего бизнеса. Предполагается финансирование общим объемом 95 млн евро, 55 млн. из которых будет направлены на развитие предпринимательских навыков у начинающих бизнесменов, строительство инфраструктуры, которая обеспечит поддержку предпринимательства, То, что окажется в остатке, будет предоставляться в виде дешевых и доступных кредитов.

Все это, по моему мнению, это весьма основательные тенденции, несмотря на тот факт, что в последнее время, по политическим причинам украинский рынок отошел на второй план в глазах зарубежных инвесторов.

—  Известно, что впервые коммерцией вы занялись в не совсем благоприятное время. Как Вы справились с ситуацией?

Свои первые деньги я заработал не потому, что был невероятно умным, а прежде всего благодаря умению быстро ориентироваться в ситуации. Было, правда, базовое экономическое образование (Вячеслав Кредисов окончил Киевский национальный университет в 1982 году — прим. ред.), мозг работал, интуиция подсказывала очередной шаг… В то время (начало 90-х) нужен был начальный капитал, кредит, но такого понятия как залог тогда не существовало, работали только связи, которых у меня не было. Более того, было неистовое недоверие к стране со стороны инвесторов, ни одна страховая компания тогда не брала на себя риск поставки товаров в Украину.

Поэтому такие рисковые люди, как я, были очень необходимы. А мне интересно было рисковать: открывался новый рынок — Украина, а мне еще нечего было терять. В то время иностранных менеджеров отправляли в Украину с целью поиска новых рынков сбыта, продвижения продукции, освоения нового рыночного пространства. Иностранные компании, выходящие на новый рынок, выделяют так называемые рисковые средства. Мне удалось убедить некоторые зарубежные структуры открыть кредитные линии без всякого банковского обеспечения. Первые успешные шаги в бизнесе, знание английского стали ключом для того, чтобы получить кредит с отсрочкой платежа, а партнеры шли на такой риск, потому что это был один из немногих способов продвижения на украинский рынок. «Зайти» в Украину вначале 90-х стремилось огромное количество зарубежных поставщиков, которых я разделял на две категории. Одни — рисковые, которые любили ездить в страны, начинающие выходить из экономического застоя, и думали, что там, где много ила, что-то да поймается. Другая категория — предприниматели-неудачники, которые не смогли приспособиться в своей стране, но выступали посредниками от крупных фирм. Вот с ними мы и начали работать. Благодаря этому партнерству, в Украине появилось пиво «Туборг» и «Гиннесс», жвачки «Стиморол», «Дирол», «Ригла», «Орбит», парфюмерия, косметика «Шварцкопф», «Хенкель», «Лонда». Мы стали эксклюзивными агентами лучших итальянских и французских вин, коньяков…

Это лишь некоторые штрихи в начале моей бизнес-карьеры. Мы с командой начинали фактически с нуля, только на внутреннем желании и активности. По сути, с малого предприятия выросла большая дистрибьюторская компания, товарная номенклатура которой насчитывала около десяти тысяч наименований. Уровень продаж достигал двадцати миллионов долларов в год. Эта цифра даже по европейским меркам значительна для молодой частной компании, в которой работало в то время триста пятьдесят человек. Мы стали инкубатором для молодежи, желавшей работать. Я как-то подсчитал, что более сорока компаний были потом созданы моими партнерами и сотрудниками… Это результат, согласитесь.

—  Какие рекомендации Вы как Вячеслав Кредисов, известный бизнесмен и заслуженный экономист Украины, можете дать начинающим и уже состоявшимся предпринимателям?

Мой опыт показывает, что наиболее трудолюбивыми оказываются люди, которые имеют сразу несколько составляющих, что способствуют их развитию и становлению в предпринимательской среде. Во-первых, бизнесмен должен быть внутренне раскрепощен. Вне зависимости от уровня образования и оценок в его дипломе. Целеустремленный человек всегда будет искать миллион способов, чтобы обойти все запреты и ограничения и добиться своей цели. В моем понимании предприниматель — это состояние души, мировоззрение и стиль жизни, это человек рискованный в начинаниях и действиях. В мире таких людей единицы, всего три-пять процентов. Другие люди привыкли ехать в вагоне поезда, который управляется машинистом. Они беззаботно сидят, пьют чай, и следуют тем маршрутом, который проложен рельсами. Бизнесмен — это человек, который является не только машинистом, но и непосредственно строит всю систему железнодорожного сообщения.

Сразу хочу посоветовать всем начинающим предпринимателям не распыляться, а заниматься своим делом, становиться в нем профессионалом и получать от своей деятельности удовольствие. Чтобы каждый день для вас был не рабочим, а увлекательным, познавательным и поучительным. Молодой человек должен почувствовать именно свою нишу, в которой ему будет удобно и комфортно творить. Следовательно, отсюда вытекает второй совет — нужно понять себя, почувствовать и услышать свои желания и предпочтения.

И третий совет: твое окружение, которое сложилось вокруг тебя за все время. Твои близкие, друзья, знакомые, знакомые знакомых — это мощный ресурс и скрытые возможности, которые помогут тебе на старте. Но воспользоваться ими ты сможешь только после того, как получишь кредит доверия. Некоторые его зарабатывают многие годы, показывая свой профессионализм в той или иной сфере, а кому-то хватает и месяца, чтобы показать своему окружению, из какого теста он сделан.

Рекомендую молодым людям осваивать два перспективных направления — сферу услуг (это могут быть дизайнерские бюро, кафе, парикмахерские) и наукоемкую сферу. Это, на мой взгляд, области будущего. Посмотрим хотя бы на создателей Фейсбука, Одноклассников: люди просто воплотили новую идею, которая сделала их миллионерами. Вот если вы вдруг найдете свою новую тему, ощутите свой драйв — ловите и держите его.

Справка: Кредисов Вячеслав Анатольевич — бывший заместитель министра обороны Украины (2005−2006 гг.), политик, бизнесмен, доктор экономических наук, заслуженный экономист Украины. Глава общественной организации — объединения предпринимателей «Новая формация», благотворительного фонда «Мое родное село», член совета при Кабмине по вопросам доступного жилья и развития строительства.