Львовские пенсионеры поделились секретами выживания
Стремительный рост цен на коммунальные услуги, электроэнергию, продукты питания, лекарства буквально выметает деньги из наших карманов. Выжить даже с дотациями весьма проблематично, но… выживаем. Особенно удивляет, как люди в возрасте и пенсионеры изобретательно ищут любую возможность добыть лишнюю копейку.
— Мне осталось чуть больше двух лет до пенсии, устроиться на работу в таком возрасте практически не реально, — рассказывает «ФАКТАМ» бывший школьный учитель Александр. — Одно спасение — общественные городские работы. Когда мэрия выделяет деньги, убираю улицы, парки и кладбища, крашу заборы и детские площадки. Конечно, стыдно заслуженному учителю идти в дворники. Но очень уж кушать хочется! Я по-хорошему завидую своей коллеге — учительнице украинского языка и литературы Марии. Ей случайно удалось устроиться сопровождающей к одной обеспеченной незрячей женщине. Теперь Мария водит свою подопечную под руку по различным организациям (та активно занимается общественной работой), читает ей газеты и книги, помогает со вкусом одеваться и причесываться. За это получает приличное материальное вознаграждение…
Пенсионерка Елена Федоровна вот уже полгода торгует варениками собственного производства.
— Пенсии катастрофически не хватало на еду и лекарства, а взрослые дети сами едва сводят концы с концами, — объясняет 60-летняя женщина. — Это заставило задуматься о собственном приработке. Обратила внимание: возвращаясь с работы, хозяйки довольно часто покупают вареники в киоске неподалеку от нашего дома. Правда, женщины приобретают их с некоторой опаской. Боятся, что тесто расползется во время варки, что картошка будет гнилая или «кормовая». Тогда я стала делать так: лепила вареники, отваривала их и продавала практически готовыми. Их оставалось только разогреть на сковородке или в микроволновке, «облагородить» шкварками или сметаной. И дело пошло! Покупательниц даже не смутило, что постепенно я подняла цену до 25 гривен за килограмм. Потом стала делать вареники с капустой, творогом, грибами, ливером. В последнее время готовлю пельмени (естественно, сырые), торты и пирожные, пирожки с разной начинкой. Продаю все это на базаре, хотя выстоять несколько часов на больных ногах трудно. А моя подруга Валя, профессиональный повар, работу все-таки нашла. По ночам делает в баре заготовки — овощи к блюдам, чистит картошку. Правда, жалуется, что очень тяжело…
Супруги-пенсионеры Андрей и Анна Смоль моют полы и окна в чужих квартирах.
— Во Львове фирм по уборке квартир хватает, но их услугами пользуются только очень обеспеченные люди, ведь стоимость работ заоблачная, — поясняет Андрей Степанович. — У нас с супругой клиенты с небольшим доходом. Кому-то из них просто лень убирать, кому-то хронически не хватает времени, кто-то болеет. А мы и не беремся за генеральную уборку. Быстро и качественно пылесосим и моем полы. За двух-трехкомнатную квартиру берем 70—100 гривен. За дополнительную плату, если нужно, помоем окна, я могу сделать мелкий ремонт мебели или кранов. Не раз бывало, что Анна оставалась за плату посидеть с маленькими детьми. Хозяева-родители молодые, им погулять и отдохнуть хочется. Свои услуги предлагаем через газеты бесплатных объявлений, да и клиенты рассказывают о нас своим знакомым…
72-летняя Лидия Михайловна выживает благодаря тому, что неподалеку от нее находится крупный оптовый рынок «Шувар».
— Траты очень большие, а пенсия минимальная, дотации не помогают, — тяжело вздыхает живущая одна пожилая женщина. — К концу дня иду с кошелкой на базар. Как правило, в это время некоторые продавцы начинают отказываться от уже несвежего или подпорченного товара. Покупатели такой не берут, а мне в самый раз. Там капусты взяла, там моркови, под стоящей грузовой машиной могу найти рассыпанные картошку и свеклу. Глядишь, на кастрюлю борща за вечер насобирала. А летом и фрукты перепадают. Правда, на «Шуваре» таких, как я, много. Иногда даже до драк доходит. Старики как сорняки — нас топчут и обирают, а мы все равно находим кусок хлеба и выживаем. Каждый свой кусок! Вот соседи — мои ровесники, супружеская пара Валерий и Наталья. Оба ветераны труда. Она тяжело болеет, с постели уже не встает. Чтобы побаловать жену, Валерий берет удочку, садится на велосипед и едет рыбачить на озера под Львовом. А они давно в собственности наших депутатов! Получается, Валерий ворует рыбу, которую не может купить в магазине — просто нет денег! Должен ли он, честный человек и работяга, стыдиться такой жизни?
Многие пенсионеры торгуют на знаменитом львовском рынке «Торпедо». Тут на «блошином» участке можно найти любую необходимую в хозяйстве вещь: слесарные инструменты, запасные части к различным механизмам, машинам и велосипедам, радиодетали, гвозди и шурупы, замки и тяпки, розетки и сантехническую мелочевку… Естественно, подавляющее большинство из них бывшее в употреблении, но в полном порядке, да и цены приемлемые. К тому же с продавцами можно торговаться. Большинство из торговцев — бывшие инженеры, учителя, научные сотрудники, высококвалифицированные рабочие, которых жизнь заставила искать новую нишу, зарабатывать на кусок хлеба для семьи. Но они не ждут подачек, надеются только на себя. Даже по импровизированному прилавку — чаще всего это лежащая прямо на земле картонка — можно определить: кто перекупщик, кто собирает на очередную бутылку, а кто с этого действительно живет. Тут мы и познакомились с пожилой супружеской четой — Андреем Степановичем и Валентиной Ивановной.
На большой картонке аккуратно выложено все их богатство — гвоздики, гайки, шайбы, винты, проволока, защелки и краники, гаечные ключи и надфили в специальных ящичках. Замок на продажу, не новый, но чистенький, смазанный маслом, в упаковке. Рядом на самодельной проволочной вешалке вязаные носки и шапочки, пошитые майки и береты, которые изготовляет Валентина Ивановна.
Продавая что-то, Андрей Степанович сразу же дает квалифицированную консультацию. Кажется, он знает до мелочей о том, как отремонтировать, обустроить, сохранить квартиру. Не скрывает радости, что люди видят в нем не торгаша, а настоящего хозяина, чьи знания важны и ценны. Всю жизнь он презирал расточительность, бесхозяйственность и неуважение к вещам. Собирал, копил, чинил то, что другие выбрасывали. Лазил за своим «добром» по свалкам, заброшенным стройкам…
— Вся наша нищета — от бесхозяйственности, — уверен 73-летний Андрей Степанович. — Такую страну разорили, по ветру пустили! Во всем мы виноваты сами. И нищета — тоже наш грех. Ни копить, ни считать, ни мастерить нынешние мужья и жены не умеют. Запасов дома нет, имущества нажить не сумели. Смотри-ка, до чего дохозяйствовались — гвоздя, гайки не за что купить, народ к нам идет, на «блошиный» рынок. Но пока мы с женой живы, наши внуки и правнуки не пропадут. Я и лудильщик, и плотник, и столяр. Сейчас уже забыли, что старую кастрюлю можно починить и еще десять лет использовать. Наши бабушки и не знали про магазины, про ателье, а одеты как были! Теперь, если магазины закрыть, через год голые ходить будем. Женщины иголку в руках держать не умеют — это же позор! А моя жена шьет и вяжет и без ателье обходится. Мы и соленья на зиму готовим, и кур с козами на даче держим, и огород с садом обрабатываем. Ничего в жизни не боимся и подачек не выпрашиваем! Мне стыдно за людей, которые себя в побирушек превратили. Сам себя корми и семью содержи! Конечно, если ты мужик и хозяин. А иначе — пропала держава!
Стоявшие рядом старички-продавцы, внимательно прислушивавшиеся к нашей беседе, согласно закивали головами. Было видно, что все они разделяют эти выстраданные, ясные, верные мысли моего собеседника — трудяги и настоящего хозяина.
Фото автора