Клуб потребителей

"В правилах банка четко прописано: в случае любых форс-мажорных ситуаций, в том числе ошибки банка, ответственность несет... клиент"

13:50 — 3 июня 2015 eye 341

Пытаясь оспорить в суде этот странный пункт, мужчина столкнулся с тем, что судья еще до рассмотрения дела встал на сторону финансистов

Клиент подал в суд иск к банку из-за того, что по ошибке самого финансового учреждения ему начислили пеню за использование кредитной карточки за границей. Но банк попросил суд перенести слушание дела в другой суд, расположенный по месту нахождения одного из его филиалов. В нарушение Закона «О защите прав потребителей» судья… встал на сторону банка.

— В прошлом году житель Яворова Львовской области Сергей Потульницкий (имя и фамилия изменены. — Авт.) ездил в Польшу по делам и для удобства взял с собой пластиковую платежную карту одного из украинских банков, — рассказал президент юридической компании «Николас» Михаил Стрельников, представляющий в суде интересы Сергея. — В поездке он расплачивался карточкой, а через несколько месяцев получил уведомление из банка: мол, когда вы пользовались нашей карточкой в Польше, в системе произошел сбой и вам дали лишние деньги. Причем на карточке на момент возврата в Украину оставались средства.

Почему банк не сообщил клиенту о сбое немедленно, а выжидал несколько месяцев, остается только догадываться. За это время на «лишние» израсходованные средства уже были начислены проценты и пеня — сумма насчитывает десятки тысяч гривен. Доказать что-либо банку оказалось невозможно, поскольку финансисты ссылались на пункт в правилах, где четко прописано: в случае любых форс-мажорных ситуаций, в том числе и ошибки банка, ответственность несет… клиент. Эти правила клиент подписывает во время оформления документов (в данном случае карточки), но на руки их не дают. Ознакомиться с правилами — а это несколько страниц мелким шрифтом — можно только на месте. И разобраться в них с ходу может только квалифицированный юрист.

Сергей обратился в Яворовский районный суд с требованием изъять из правил этот несправедливый пункт, согласно которому клиент заведомо виноват. Но судебный процесс даже не успел начаться, как представитель банка подал судье ходатайство о переносе слушаний дела из Яворовского в Галицкий районный суд Львова — «по месту нахождения филиала банка».

Довольно странная просьба. Получается, банкиры попросили суд перенести слушание дела поближе к их львовскому офису и подальше от места жительства Сергея. Можно было бы еще понять, если бы представитель банка просил перенести рассмотрение дела в Днепропетровск, где находится главный офис банка.

Однако в любом случае в соответствии с законом подобные дела рассматриваются по месту жительства потребителя. Кстати, к нам обратились еще несколько клиентов этого банка — тоже жители Львовской области, оказавшиеся в подобной ситуации. Они пытаются добиться изъятия кабального пункта из правил банка. Чтобы доказать финучреждению, что он не прав, в суд приходится обращаться каждому по отдельности.

Когда клиенты стали судиться, то представители финучреждения пытались добиться в разных судах, чтобы слушания перенесли «по месту нахождения филиала банка». Но абсолютно все судьи банку отказали. И только судья Василий Гоцко в Яворовском райсуде принял сторону банка. Мы подали апелляцию, поскольку подобное решение подлежит отмене. Но о судье, выносящем неправосудные решения, должна узнать Украина.

14 мая «ФАКТЫ» писали о том, как киевлянке, пытавшейся выяснить у банка, сколько денег по ипотечному кредиту уже выплачено и какую сумму она должна, пришлось обращаться в суд. Руководство финучреждения на запрос своей заемщицы ответило, что эта информация является… банковской тайной. По существу, судья отказал клиентке банка в законном праве узнать, что происходит с ее кредитным делом. По словам Михаила Стрельникова, пока в Украине не проведут судебную реформу, служители Фемиды и дальше будут выносить решения, противоречащие закону и здравому смыслу. Пока же привлечь судей к ответственности практически невозможно.

Фото в заголовке с сайта sunhome.ru