В городе Сватово Луганской области разговаривают в основном по-украински. И сомнений, чей Донбасс, у местных жителей нет. Это чувствовалось по атмосфере в городе, по вопросам, которые задавали приехавшей группе поэтов. Сложно поверить, что одиозный Мозговой, вынырнувший год назад из пены сепаратистких провокационных митингов, — уроженец этого милого края. Чтобы лучше понимать людей, оказавшихся в зоне АТО, чтобы все-таки услышать Донбасс, украинские поэты Сергей Жадан, Любовь Якимчук, Артем Полежака, Елена Герасимьюк, Дмитрий Лазуткин, который также известен как комментатор боксерских поединков Александра Усика и Владимира Кличко, в очередной раз пообщались с теми, кто живет в прифронтовой зоне. «Первый раз мы с музыкальной группой „Собаки в космосе“ поехали в Славянск прошлой осенью, — говорит Сергей Жадан. — Почему мы начали ездить? Это наша страна, наша жизнь. Хочется понять и своими глазами увидеть, что происходит. Кроме того, уже стало традицией проводить в разных городах Украины благотворительные вечера, концерты, чтобы собирать деньги для солдат».
Накануне выезда в зону АТО поэты выступили в харьковском клубе. Всех пришедших заранее попросили принести альбомы, тетради, фломастеры, карандаши и краски для детей-переселенцев. Шесть увесистых пакетов стали отличным дополнением к книгам, которые передали издатели. В общем, в Луганскую область мы отправились не с пустыми руками.
— В нашем районе живет 36 тысяч человек, а в самом Сватово — 17 тысяч, — в городе нас радушно встретила первый заместитель главы райгосадминистрации Анна Лемешко. — За этот год население увеличилось на пять тысяч. И это только официально зарегистрированные переселенцы. В школах в начале учебного года учеников стало на триста больше. Зимой, в период объявленного перемирия, некоторые семьи вернулись в Луганск. В данный момент у нас остается еще 217 детей-переселенцев. Раньше в школах мы бесплатно кормили только учеников младших классов. Теперь же бесплатное питание получают и дети-переселенцы всех возрастов. Благодаря переехавшим преподавателям у нас впервые заняты все учительские вакансии. И если со школами вопросы решены, то остается серьезная проблема с детскими садами. Их мало, мы не можем определить в них всех дошкольников. Когда зимой был наплыв переселенцев, люди в селах делились с ними посудой, теплыми вещами, дровами. Мы отдали все пустующие дома для заселения. Организационных моментов было так много, что не сразу смогли привезти топливо для печек. Но люди не мерзли. Те, кто переехал к нам, в большинстве случаев пытаются найти работу, готовы собирать овощи, фрукты, трудиться на фермах, которых в округе много. Но есть и те, кто всем недоволен, считает, что окружающие им теперь должны.
В местной библиотеке увидела полку с газетой «ФАКТЫ». Из-за известных событий мы вынуждены были прекратить печать нашего издания сначала в Крыму, а затем в Луганской и Донецкой областях. Но подписчикам даже в зону АТО газета доставляется. Для нас очень важно не потерять преданных читателей. Когда библиотекарь узнала, что я журналист «ФАКТОВ», она расцвела: «Мы очень любим ваше издание. Выписываем два экземпляра. Каждый из них затем прочитывает несколько десятков человек». Сейчас в Сватово дислоцируется сразу несколько подразделений, включая батальон «Айдар», в котором добровольцем служил недавно назначенный главой районной администрации Олесь Петик. Солдаты пополнили ряды читателей библиотеки. Поэтому привезенным книгам тут очень рады.
— Знаете, у нас обстановка достаточно спокойная, — добавляет Анна Анатольевна. — И флаг не менялся, хотя год назад к нам приезжали сепаратисты, пытались агитировать за Россию… Мы не поддержали эти разговоры и настроения. Но один житель нашего района прославился на весь мир. Алексей Мозговой, машину которого подорвали 23 мая по дороге из Алчевска в Луганск, жил неподалеку от Сватово, пел в мужском ансамбле. Он был малоприметным человеком, никак не мог реализоваться. Думаю, у него развился комплекс маленького человека, что и дало толчок к его сепаратисткой деятельности.
— Раз он отсюда, значит, здесь живут его родственники?
— Родители давно умерли. А сестры есть. Одна из них все это время находится в Сватово. Но никаких претензий ей не высказывают. За убеждения брата не должна отвечать сестра. Удивительно то, что с той стороны люди не понимают — у сепаратизма нет никакого будущего.
— Для меня все эти места связаны с именем Ивана Светличного, который родился в селе Половинкино Старобельского района, — говорит Сергей Жадан. — До сих пор цела хата, в которой он рос. А вот мемориальную доску сбили. Несправедливо, что ее не восстанавливают.
— Я сам заинтересован в том, чтобы память о Светличном жила, — отвечает на это глава Сватовской районной администрации Олесь Петик. — Ведь этот замечательный украинский писатель познакомил моих родителей! Бытует мнение, что на востоке Украины живут необразованные люди, что здесь все сепаратисты. Но ведь это не так. Большинство жителей считают себя украинцами и не стесняются это показывать. Кроме того, Луганщина дала нам много известных имен: Владимир Сосюра родился в Дебальцево, этот край дал нам Василия Голобородько, Эмму Андиевскую. Сергей Жадан родом из Старобельска. И мы гордимся этим фактом.
*Книги в библиотеки и школы передали известные в нашей стране издательства: «Фолiо», КСД, «Meridian Czernowitz», «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»
Старобельск — это город, в котором произошла эпохальная встреча Кисы Воробьянинова и Остапа Бендера в романе «Двенадцать стульев». Городские скульптуры, посвященные этим героям, стоят в центре, неподалеку от библиотеки, в которой проходила творческая встреча поэтов с местными жителями. За всем происходящим с интересом наблюдали сценарист Наталья Ворожбит и режиссер Ярослав Лодыгин. Они присоединились к нашей группе, чтобы вместе с Жаданом пройти по местам, описанным в его нашумевшем романе «Ворошиловград». В ближайшее время планируется снять фильм по этому произведению.
— У меня в Луганске осталось много друзей, — рассказал после чтения стихов местный житель 28-летний Максим, одетый в футболку с надписью «Львів». — Мы с ними продолжаем общаться. Они делятся новостями. И говорят, что доверия к властям «ЛНР» у людей нет. Да и среди жителей многие настроены проукраински. Но они не могут выйти на улицы и заявить о себе. С боевиками, которые вооружены, разговаривать сложно… В Старобельске, и я об этом знаю, есть сепаратисты. Но их сейчас не слышно, они спрятали головы.
Передав в библиотеку книги, Сергей Жадан показал нам парк культуры, выходящий к реке Айдар. «Вызывая» ливень, оглушительно квакали лягушки. А тополиный пух на воде подчеркивал течение реки. В какой-то момент налетевший ветер заставил часть вод пойти против течения. Образовались два противоположных потока…
«А я в родной город не могу пока попасть», — с тоской время от времени повторяла Любовь Якимчук. Поэтесса и журналист родом из Первомайска, занятого сепаратистами. Ее родители выехали оттуда 14 февраля.
— Бросить дом их заставило то, что в окна веранды попали осколки, а в огород — снаряд, — рассказывает Любовь. — Стало понятно: жить здесь опасно. Собирались быстро, брали только необходимое. На чердаке остались важные для меня тетради, книги, фотографии, детские игрушки. Как хочется их перебрать… Я уехала из Первомайска после школы — училась в Луганске, теперь работаю в Киеве. Но дважды в год обязательно ездила домой. Там я как будто заново рождалась, восстанавливала энергию. Особенно скучаю по цветущим абрикосам. Их в наших краях множество. И если смотреть с террикона вниз, видны персиковые, розовые, белоснежные облака. Сборник своих стихов, который на днях выходит в продажу, я назвала «Абрикосы Донбасса»… Мы нашли родителям дом под Киевом. Обрабатывая грядки, мама жалуется: «Один сплошной песок. Как здесь что-то вырастет?» У нас же — чернозем, жирный, плодородный. Что ни посади, будет расти.
Приезд поэтов стал настоящим праздником и для украинских военных. Солдаты артиллерийского дивизиона слушали стихи с удовольствием.
— Что вам привезти в следующий раз? — допытывались у военных поэты.
— Да все у нас есть, — отвечали им артиллеристы. — Вы сами, если это возможно, приезжайте, друзей-артистов привозите. Это у нас первая такая встреча за восемь месяцев. Вы нам настоящий праздник устроили. И моральный дух поддержали. Это нам очень нужно.
*Во время выступления поэтов в Сватово выпускник местной школы Ростислав Дзюба (сидит в центре) взял у Сергея Жадана (стоит слева) интервью. Оно стало одним из самых ярких впечатлений от поездки
— Выступления перед военными, особенно поблизости от передовой, — всегда особенные, — говорит Сергей Жадан. — Приходилось выступать и в Песках, и в Трехизбенке, и в Счастье. Ты приезжаешь на несколько часов, а ребята остаются. Они постоянно находятся в боевой зоне, ежеминутно рискуют жизнью.
— Как формируется команда творческих людей, которые едут в зону АТО?
— Я обращаюсь к тем, кто писал на эту тему, кого волнует происходящее в стране. На самом деле уже много писателей приезжали в зону АТО с творческими встречами. Среди близких мне коллег образовался костяк, готовый регулярно ездить. Нашу компанию хорошо воспринимают и жители регионов, и военные. Для нас эти встречи тоже важны. Нужно видеть то, что происходит здесь, чувствовать, понимать, чтобы, возможно, потом написать, передать свои ощущения в стихах и прозе. В этой поездке нас поддержала творческая группа «Остання барикада».
Так как главной задачей тура было общение с местными жителями, переселенцами, пострадавшими, еще в Киеве было решено заехать в одну из местных больниц. Заместитель главы Луганской областной госадминистации Егор Маслов рассказал, какие потребности есть в Лисичанской детской областной больнице и приюте для потерянных и брошенных детей. Для этих двух учреждений поэты привезли помощь из Киева. Были куплены лекарства от простуды, дезинфицирующие средства предоставил благотворительный фонд «Здоровые дети Украины», развивающие головоломки и игры передало сообщество «Украинские химики», канцтовары и игрушки были собраны во время харьковского выступления поэтов, мячи, несколько наборов бадминтона, диски с фильмами и мультфильмами подобрала волонтерская организация «Мега-Полиграф».
— Для нас любая поддержка важна, — говорит главный врач Лисичанской детской областной больницы Светлана Ошеко. — В данный момент у нас находится 198 пациентов в возрасте от нескольких месяцев до 18 лет. Больница недавно получила статус областной. Но у нас совсем нет аппаратуры. УЗИ-аппарат допотопный. Нет рентген-установки. Очень нужен бронхоскоп. При этом врачи работают без выходных и отпусков. Ездят по всему региону, не раз бывали под обстрелами. Мне очень горько говорить о том, что наши кареты скорой помощи не оснащены портативным переносным оборудованием, кувезами для новорожденных. Поэтому мы не всегда можем забрать кроху, нуждающуюся в срочной операции, или раненого ребенка — просто не довезем… Я иногда сама поражаюсь мастерству врачей, которые голыми руками, без нужной техники и материалов, выполняют сложнейшие операции. Не иначе как высшие силы нам помогают.
— Организовывая поездку, поэты готовы были привезти дорогостоящие антибиотики, гормональные препараты. А им сказали, что нужны самые простые…
— Выезжая к семьям, которые находятся на линии огня, наши врачи везут им лекарства. У многих детей, пересидевших зиму в подвалах, простуды уже носят хронический характер. Их нечем было лечить. Самые дешевые и простые препараты в зоне обстрелов — на вес золота. Мы предлагаем вывезти больных детей, но родители часто не позволяют это сделать. «А кто будет ухаживать за моим ребенком в больнице? Как туда доехать?» — спрашивают они. Что на это ответишь? Проблема серьезная.
— За два дня поездки у меня накопилось столько впечатлений, что многое хочется записать, — на встрече в Лисичанске сказал Сергей Жадан. — Вот приеду в Харьков — и несколько дней посвящу работе. Чтобы новые произведения почитать во время следующей поездки. А она будет. Обязательно будет.
Фото в тексте Татьяны Давыденко