Происшествия

«за жизнь сергея мы боролись до последней минуты… « — говорит капитан судна «марафон» николай шибитов

0:00 — 2 июля 2009 eye 383

Впервые в истории Украины жертвой пиратства у сомалийских берегов стал наш соотечественник

После полуторамесячного пребывания в сомалийском плену семеро украинских моряков с голландского теплохода «Марафон» надеются отметить профессиональный праздник — День работников морского и речного флота — дома, в родном Измаиле Одесской области.

На днях судно, выкупленное у морских разбойников, бросило якорь на рейде кенийского порта Джибути на северо-востоке Африки. Туда для встречи земляков уже прибыл советник-посланник посольства Украины в Кении Олег Белоколос, а также восемь стражей порядка и военный атташе из Голландии. Судно охраняется местной полицией. На «Марафоне» работает следственная комиссия.

«Мама, не волнуйся, все хорошо! Рану мне промыли и перебинтовали. Скоро будем дома… »

Как сообщили «ФАКТАМ» в офисе уполномоченного Верховной Рады по правам человека, сразу же по прибытии в Джибути бывших пленников доставили в заранее забронированный отель, где они отдохнут, а затем пройдут медицинское обследование. Также существует договоренность о том, что раненому коку Георгию Гусакову проведут хирургическую операцию в местном госпитале — удалят застрявшую в ноге пулю. Тело судового моториста-сварщика Сергея Вартенкова, погибшего во время дерзкого нападения морских террористов на «Марафон», вероятнее всего, передадут для проведения судебно-медицинской экспертизы, которая должна установить причину смерти.

Омбудсмену Нине Карпачевой капитан Николай Шибитов сообщил, что на общем собрании экипаж принял решение возвращаться домой только всем вместе — после проведения всех необходимых формальностей. Мама Сергея Вартенкова Вера Васильевна попросила моряков не отбывать на родину без тела погибшего товарища. Судовладелец предварительно согласился оплатить морякам «Марафона» их пребывание в госпитале и проживание в отеле. Однако, как стало известно «ФАКТАМ», по прибытии в Джибути моряков не пожелали принять в гостинице. Только благодаря напористости капитана спустя двое суток экипаж все же поселили в отеле.

Освобожденные моряки находятся в тяжелом физическом и психологическом состоянии. К сожалению, из пиратского плена впервые в истории Украины живыми выбрались не все.

- Ради выкупа и чтобы избежать силового освобождения «Марафона», захватчики скрыли, что один из членов экипажа убит, — говорит руководитель Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж.  — Переговоры шли очень сложно и часто срывались. Прежде всего, пиратов не устраивала сумма выкупа. Когда же все уладили, было решено сбросить пакет с долларами с самолета. Такую же схему использовали при выкупе «Фаины». И тогда, и сейчас мы требовали вывести членов экипажа на палубу — хотели убедиться, что все живы. Но пираты обманули. Рядом с семью стоящими у бортика моряками они положили тело Сергея, заявив, что тот плохо себя чувствует… Разбойники под угрозой расстрела запретили экипажу говорить о смерти товарища, когда те звонили домой. Моряки молчали, тем более что самочувствие раненого кока Георгия Гусакова было очень плохим, нога кровоточила, началось воспаление…

Выкуп — миллион триста тысяч долларов — упаковали и сбросили вместе с лекарствами для членов экипажа в море возле борта теплохода. Это произошло 22 июня в 16. 30. Корсары достали деньги, пересчитали и спустя несколько часов покинули судно. К «Марафону» моментально подошел голландский фрегат «Зевен Провинс», но из-за шторма его моряки не сразу смогли высадиться на борт сухогруза. Только тогда стало известно, что один из членов экипажа, 40-летний Сергей Вартенков, погиб (случилось это еще 7 мая во время захвата «Марафона», тело хранили в специальном холодильнике), а кок Георгий Гусаков — ранен.

- О гибели моториста-сварщика я узнал после освобождения судна, — утверждает Александр Булавский, руководитель крюингового агентства «Орион-Шиппинг», которое набирало экипаж «Марафона».  — Когда пираты начали обстреливать палубу, пуля попала Вартенкову в грудь. Гусаков бросился ему на помощь, получив при этом ранение в ногу. Моряки не могли оказывать пиратам сопротивление, у них ведь нет оружия. Более того, по имевшейся у меня тогда информации, судно должно было находиться на Карибах. О том, что сухогруз транспортирует кокс в Норвегию, узнал лишь после пиратского захвата…

- Когда мне ночью позвонили и сообщили о том, что судно с моим сыном выкупили, радости не было предела, — рассказывает Александра Гусакова, мама 33-летнего раненого кока Георгия Гусакова.  — Утром позвонил сын: «Мама, не волнуйся, все хорошо! Рану мне промыли и перебинтовали. Скоро будем дома… » Хорошо сказать «не волнуйся»! Как только положила трубку, давление у меня резко подскочило. Но это ничто в сравнении с горем, постигшим семью Вартенковых. Когда мама Сергея узнала о гибели сына (для него это был первый в жизни рейс), у нее случился инфаркт. До сих пор Вера Васильевна не верит, что больше не увидит своего Сережу живым, и только твердит одну и ту же фразу: «Что будет с его детишками?»

Пуля пробила металлическую дверь и угодила прямо в грудь Сергея

Написать отзыв о статье