Благодаря правозащитнице и одной из самых известных украинских блогеров, Украина узнает о жизни на оккупированной территории. Первые записи для соцсети Олена сделала, спасаясь в подвале от обстрелов, а сейчас рассказывает о том, как выживают люди на территории, где нет ни мира, ни войны…
«Новости из зоны. Зона продолжает жить своей жизнью. На взгляд тех, кто там и наши (украинцы), — страшной. На взгляд тех, кто там и не наш, — прекрасной. У каждого была своя война, а теперь и свой итог. Коротко о важном, — пишет на своей странице в «Фейсбуке» Олена Степова. — В городах Свердловск, Ровеньки и Краснодон начата выплата заработной платы бюджетникам (медики, учителя). Медики получают от 17 до 50 процентов задолженности за февраль 2014 года.
Слава Богу, не многие (не только медики, просто жители) говорят, что надо терпеть. Мол, так было в 90-е, когда Союз распался. Потом ведь наладилось, зажили. О том, что «зажили» в Украине не вспоминают. Раз снова «распалось», то к проблемам относятся с пониманием. Молодая страна, сейчас, мол, все перестроит и «заживем». О том, что эта «страна» лишь десяток городов от области, также не вспоминают. Вся надежда на «освободим Киев и заживем». Это постоянно обещает «казачья вольница». Как только бунт в городе (среди «сепов», ведь зарплата только за дни войны), то сразу в бой и «освобождать Киев». Пару десятков буйных уложат, и снова — тишь, гладь да контрабанда.
Главная новость — то, что задолженность медикам выплачивается в долларах. Лично мои знакомые врачи получили по 25 и 47 долларов задолженности. Доллары старого образца (с маленьким портретом). Где берут доллары на зарплату — вопрос.
Но, так как сейчас без «взноса» в больнице тебя не обслужат и не осмотрят, если ты не ополченец, то отсутствие зарплаты не слишком бьет по карману медиков, работающих в зоне. Хотя бьет по карману живущих там. Звонящие то и дело жалуются на хамство в больнице (при Украине «такого не було, не, шо ты»), и поборы (на ремонт, лекарство, нам зарплату не платят, а вы тут с жиру болеете). Вызов «скорой» — 150 гривен (в черте города).
Хочу отметить, что не все врачи одинаковы. Просто не могу писать о нормальных людях. Их же найдут. Правда, там, в зоне, осталось много нормальных, думающих, проукраинских, которые звонят и говорят, что живут в аду. Это страшно, когда в один миг люди вокруг тебя меняются, становятся циничными, тупыми и превращаются в чудовищ. Или мы раньше не видели того, что было в их душах? Начинаю по-другому смотреть на мир и людей. Слушаю междузвучье. Больше наблюдаю, чем говорю. И так ведут себя многие, прошедшие зону. Те, кто все еще в зоне, но наш, уже не верят в «наладится». Они вообще ни во что не верят. Слишком много уже видели, слышали. По привычке передают информацию об оккупантах, говорят, надеемся на чудо, и ждут возможности выехать и опускают руки.
В зоне полным ходом идет ремонт дорог (Свердловск, Луганск, Краснодон). Это странно, но это факт. Осваиваются деньги, выделяемые кем? Наш мэр всегда рыдал, говоря о том, что из местного бюджета на ремонт дорог денег нет, только дотации. А теперь есть? Чьи деньги, Зин? Обочины косят, мусор вывозят, собак бродячих (брошенных или выгнанных) отстреливают, поля разминируют.
Пенсии выплачивают в рублях. Работает почта, принимает оплату за коммуналку, но в гривнях. За свет, который ополченцы пиарили, как «бесплатный из России» все платят в гривнях, включая собравшуюся задолженность. О том, что «это бесплатно из России», никто не вспоминает и не произносит. На вспомнившего цыкают, мол, хватит, не береди душу.
Пенсию получают и украинскую (те, кто оплатил услуги переоформления) и русскую (в рублях, поэтому называют ее русской). Кто не оплатил услугу по переоформлению украинской пенсии, тот получает только русскую. Тех, кто оплатил услугу по переоформлению пенсии в Украине, тут же зачисляют в разряд переселенцев, отсюда и выросшие цифры соцстатистики. «Оплатил услугу» — это оплатил работу лица, которое, имея пропуск и связи на не оккупированной территории, может оформить пенсию лицу, находящемуся на оккупированной территории.
Все «обещания власти»: бесплатная медицина, объединение с Россией, вступление в Россию, создание «Новороссии», образование, свет, газ, вода, русская пенсия и льготы — тихо умалчиваются и забыты. Особенно умиляет молчание новой власти о «бесплатном русском газе и электричестве». Типа «никогда такого и не говорили». Так же ведут себя всезнайки, а именно: те, кто исполнял роль «РашаТВ», рассказывая соседям: «лично видел, лично знаю, что Путин дает нам свет, газ бесплатно, уже взял нас к себе, завтра мы Россия». Они так же тихо молчат, как будто никогда и не говорили об этом. Похоже, в «ЛэНэРи» эпидемия склеротической мимикрии или, как говорила моя бабушка, вирус «брехунця попидзадворного».
Как бы ни было печально, но страна, которой нет на глобусе России, запустила банковскую систему (центробанк и ЕРЦ). Кто ей помогает в этом — вопрос. Но можно встретить и такие реквизиты (Центральный Республиканский Банк ДНР, код банка 400 019). В Луганской области работают швейная фабрика, колбасные цеха, молокозавод, птицефабрика, заводы Н. Королевской («Королевское» мороженое и майонез). Мороженое «Советское», «СССР», «Новороссия» в Киеве еще не продают? Шо-то у Наташи менеджеры плохо работают.
Шахтеры «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» регулярно получают зарплату. Уголь отгружается по плану. Добыча в норме. Проходка в графике. Динамит и крепь подвозят из Украины. Уголь уходит частично на РФ, частично в Украину. Зарплата приходит на карточки в гривнях.
Гривню снять в городе проблематично. Работают обменники (много) и менялы, которые выдают вместо гривен рубли. «Сепы» получают на карточки только рубли. В начале «лэнээрщины» все врали о «патриотично-бессеребряничестве», сейчас не скрывают: «есть бабки — воюем, нет бабок — давай, до свидания».
Работают все сферы услуг и жизни. Больницы, детсады, школы, заводы, шахты, рынок.
Много беженцев вернулись. Как из Украины, так и из России. Причина возврата банальна: в зоне — жилье, там — нет ничего. Из Украины возвращаются по причине отсутствия работы и жилья. Рассказывают много и хорошего (даже «сепы» и «вата»). Мол, и чисто, и красиво, и заботились, и цены ниже… Но — кризис, газ дорогой, работы нет, помощь от государства нулевая.
«Беженцы», приехавшие из России, молчаливы. Ничего не говорят. Причина возврата еще банальнее: «не подошел климат». Многим, кому «не подошел климат», деньги на обратный билет собирали родственники.
Цены на продукты в зоне упали. Хлеб — 5 гривен. Молоко — 35 гривен/бутыль. Капуста молодая — 25 гривен, огурцы 35—45 гривен, картофель — 40 гривен (молодой) и 25 гривен (старый). Начали поступать овощи производства местных свердловских фермеров. Зарплата у фермеров от 100 до 150 гривен в день. Работают фермерские хозяйства Елисеевых, Матуса, КСП «Провальське» и КСП «Довжанское» (не переименовывались, так и имеют украинские названия и регистрацию — г. Свердловск, Украина).
В школах «ЛНР» начался сбор детей (с первого по 11-й класс) на оздоровительную поездку в Крым. Дети едут бесплатно. Путевки предоставлены спонсорами. Кто говорит, что «Россия нас спасает», кто — «Ахметов, молодец, своих не бросает», кто — «Плотницкий напряг Россию именно для нас, Свердловска». Но… здесь отмечу важность этого события. Детей доставляют на границу РФ родители (КПП «Изварино») и передают российским проводникам (не учителям). Сказали, что это пионервожатые из Крыма.
Усиленно «призывают» в армию «ЛэНэР». Особенно при обращении в милицию, больницу или за прогулы на работе. Поясняю: написал «донос» — идешь служить, хулиганишь или буянишь — идешь служить, уклоняешься от уплаты алиментов — идешь служить, пришел за больничным — идешь служить, прогулял на работе — идешь служить…
Что удивляет. Наличие массы различных пропусков в Украину у «сепов», даже тех, кто на сайте «Информсопротивления», даже у тех, кого тысячи раз подавали в СБУ как участника боевых действий и незаконного вооруженного формирования.
Много разговоров о блокаде, но блокада касается только гражданских, особенно желающих покинуть зону. Предприниматели, «сепы», чиновники как перемещались, так и перемещаются. У них есть пропуска во всех секторах. Продукты, бензин, спирт, оружие свободно проходят блокпосты. Пропуска получить не могут гражданские лица. Только при наличии «блата». Купить пропуск можно, обратившись на сайте «Одноклассники» в группе своего города, меню «Услуги». Говорят, блокада нужна для усиления подчинения биомассы. Мол, смотрите, вас Украина не любит, мы единственные, кому вы нужны и кто о вас заботится.
Это мы уже проходили с «пенсионным туризмом». Сначала всех пенсионеров зоны обвинили в поддержке «сепаров» и «русского мира», потом разрешили «пенсии оформить только в Украине». А потом бизнес по «оформлению пенсий». Огромный бизнес, приносящий хороший доход.
«Сепы» массово едут отдыхать в Одессу. На сайте «Одноклассники» в любой группе города «ЛэНэРии» есть «Услуги». Там вы сможете выбрать и воспользоваться любой услугой по организации отдыха (включая немедленное получение пропуска на блокпостах) в Одессе, Николаеве, Херсоне, санаториях Украины, Хмельнике, Закарпатье… А также «оформление пенсии», «получение паспорта без выезда в Украину», «замена фотографий в паспорте по возрасту без выезда в Украину», «оформление регресса», «оформление родовых», «оформление бытовой и производственной травмы в Украине».
Печати учреждений (в том числе милиции, больниц, паспортных, фондов, госучреждений) не аннулированы Украиной. В загсе свидетельство о браке, рождении, смерти выдают любое, какое попросят (украинское, «ЛэНэРовское»). Поэтому в зоне можно взять любые справки с печатями Украины. Есть справки о несудимости, об отсутствии СПИДа, туберкулеза. Есть справки о наличии силикоза. Погиб в бою за «Новороссию», а справка о смерти с печатью Украины. Оторвало руку/ногу в бою за «Новороссию», а справка из больницы (МСЭК) о бытовой/производственной травме и оформление инвалидности с получением украинской пенсии. Бизнес процветает. Паспорта любые без выезда в Украину (стопроцентно натуральные, без подделки), фото в паспорт делают работники паспортного стола Харькова и ближайшего к зоне украинобежья. Инвалидов в зоне — пруд пруди. Все получают пенсии по инвалидности в Украине. Война приобрела другой, коммерческий характер. С января 2015 года произошла коммерциализация войны. Чиновники зазонья или украинобежья, паспортистки, медики, МСЭКи, пенсионные и регрессные (фонды соцстрахования) зарабатывают шикарные гонорары за счет «блокады» зоны. В зоне растет количество «инвалидов», «пенсионеров», «льготников» и «граждан Украины». Как правило, такие услуги оказывают экс-сотрудники украинской милиции (сотрудники милиции «ЛНР»), пенсионного фонда, паспортного стола. «Граждане Украины» пишу в кавычках не зря. Приехавшие к нам «освободители» (особенно из Приднестровья) стараются получить украинский паспорт.
СБУ, видимо, не мониторит «Одноклассники» и, видимо, не знает о потоке таких услуг. Странно это. Я знаю, а СБУ нет. Может, я и правда сталкер?! Хотя и в зоне все знают и все пользуются. Похоже, что все стали сталкерами. Странная игра в зону. Бизнес в войну и на войне.
Все «сепы» знают, что в России они не нужны, но продолжают врать окружающим. Воюют местные (10 процентов от количества воюющих) из-за банального «отжать» и не отдать, что «отжато». Тех, кто былы идейными патриотами (любыми: местными, «Новороссии», «ЛэНэРии», России), уже нет. Основная идея зоны — это бизнес и контрабанда.
Идея «Новороссии» только для «терпил» и лохов — так сами «сепы» называют местное «ватно"-верящее население.
Все воюющие ждут мира и амнистии. Об этом говорят с марта 2015 года. Амнистии не только за «воевали», но и финансовой — за «отжали». То есть очень важно, чтобы все, что «отжали», было официально признано как имущество за новыми владельцами.
Луганские «сепы» реально воюют с донецкими. Дебальцевский котел не состоялся по причине того, что луганские «сепы» не выполнили приказ донецких «сепов». Луганские за минские договоренности, мир и амнистию. Донецкие — против. В Луганске приживаются «освободители», которые хотят работать и зарабатывать на шахтах, не хотят возвращаться в «богатую» Россию. На Луганщине реально расстреливают мародеров и работает милиция «ЛНР». В «ЛНР» больше порядка, в «ДНР» больше денег. У «ваты» новый вид единоверия: «В нашем городе плохие «сепы». Плохие «сепы» пьют, грабят, ездят пьяные на БТРах, не платят зарплату и пенсии, воруют гуманитарку, занимаются контрабандой, но… где-то там воюют за наше счастливое будущее хорошие «сепы». Хорошие «сепы» освободят мир от фашистов, а потом придут и освободят нас от плохих «сепов». Да, и «русские нас предали» — это хит «ватно"-сезона.
А на Луганщине пик свадеб и рождаемости. Вот тут я грустно вздыхаю. Рождаются много малышей в смешанных семьях (мама-украинка, ну хотя бы по паспорту, а папа…). Вот так захватываются и орусиваются территории. Через пять лет уже будет Лугобурия или Донецкорятия.
Все чиновники, которые в марте 2014-го на митингах обещали золотые русские горы и, предавая, передавали власть казакам, ждут мира и… выплаты задолженности по зарплате. Украинской зарплате. Ведь все они на работе. Вот, мэры г. Свердловск и Ровеньки, которые получают зарплату от «сепов» (казаков) до сих пор на работе. Они на избираемых должностях, а значит, до новых выборов они госслужба с зарплатой, стажем и льготами. То, что их «оккупировали» и они не могли исполнять свои обязанности, это не их вина. Освободят Донбасс, они потянутся за задолженностью по заработной плате. У многих время «оккупации» войдет в стаж госслужбы и даст право на льготную пенсию. Так что время работает на чиновника. Представляю себе иски в суд и суммы ущерба. А помимо мэров. О-го-го! Секретари, начальники отделов, деловоды, делочины… А еще милиция, прокуратура, суд.
Начинаю понимать, куда пойдут деньги Европы «на восстановление Донбасса». Вот у нас в городе всегда было управление сельского хозяйства при городском совете. Куча народа. Все — госслужба. Все — важные. С кабинетами и секретаршами. Сельского хозяйства в городе нет. Есть частные фермеры, фирмы, а государственного сельского хозяйства нет. Что может планировать госслужащий в частном фермерском хозяйстве? Правильно, ничего. Думаете, у вас в городе таких «управленцев» нет?! Нет! Ох, и экономные вы! Вот как на вас деньги списывать, а?! Представляю, как после освобождения наши управленцы будут кричать «за время оккупации добыто, засеяно, достигнуто». Еще и медали получат, звания — например, «Герой оккупации».
Чиновники ждут возвращения на свои рабочие места и радуются очищению Донбасса. Ведь те, кто мешал им жить, журналисты, активисты, общественники уехали. Остались подхалимы, подельники и лояльно-озабоченные своей карьерой при ком-нибудь. Даже если будут выборы, то «выберут» кого надо. Не удивлюсь, если в нашем городе опять выберут старого мэра-«сепара» или вообще нового коменданта узаконят. Все, кто мешал власти жить, теперь беженцы. Чиновники потирают руки — свобода!
Население все больше говорит о том, что «все так было задумано», ведь ни на кого из чиновников, комендантов, оккупантов, воюющих и помогающих, спонсирующих и гудящих, не было заведено уголовных дел. А раз не наказан, получает пенсию в Украине, ездит в Украину, то… значит, так было нужно.
Если мы просмотрим ютуб (митинг Свердловск, Ровеньки, Красный Луч, Антрацит, Краснодон) за март, апрель, май, июнь 2014 года, прочитаем сайты (официальные) городских советов Свердловск, Ровеньки, Красный Луч, Антрацит, Краснодон, то увидим истинные лица войны. Мэры, руководители райадминистраций, народные депутаты Украины, чиновники, начальники управлений, прокуроры, начальники милиции, призывающие к «русскому миру», называющие Украину «фашистской хунтой». Все они не наказаны, не уволены, не сняты с должностей, а значит, имеют право на пенсию и зарплату. И задолженность за время «оккупации». Многие из них выехали в Киев. Свердловчане, ровенчане, краснолучцы, антрацитовцы помнят своих «героев» поименно. Помнит ли этих «героев» СБУ?
О количестве «освободителей». Чую, блоканут. Что-то ФБ стал ФСБуком. Наверное, надо вести блог на своем сайте. Информации много, но ряд банов указывает на то, что читают ее не только мои друзья. Вот такие новости из зоны. Если есть вопросы — пишите. И еще: невзирая ни на какие новости… Все будет Украина! Я знаю!"
Фото в заголовке с «Фейсбука»