Украина

Виктор Галасюк: «Бесконтрольный вывоз металлолома может оставить украинских металлургов без необходимых объемов сырья для выплавки стали»

9:00 — 20 июня 2015 eye 843

В парламент подан законопроект, призванный вывести из тени отечественный рынок металлолома

В Украине существуют несколько отраслей промышленности, налоговые поступления от которых позволяют наполнять государственный бюджет, выплачивать зарплаты бюджетникам, пенсии и оказывать помощь малообеспеченным людям. Одна из главных таких отраслей — металлургия. Но, к сожалению, многие годы предприятия отрасли оставались заложниками непрозрачной, а подчас коррупционной политики государственных чиновников. В частности, это касалось обеспечения металлургических предприятий отечественным металлоломом, жизненно необходимым для стабильной работы заводов. При прямой поддержке чиновников из предыдущих правительств была создана и четко работала схема полулегального, а то и вовсе нелегального сбора и вывоза из страны металлолома — организованная «металлоломная мафия».

Эта деятельность до сих пор находится в тени, а государство те­ряет миллиарды гривен, так не­обходимые для выплат пенсий и зарплат. Сейчас появился шанс исправить ситуацию и не только дать возможность нормально работать металлургическим предприятиям, но и существенно увеличить поступления в госбюджет за счет уничтожения криминальных схем на рынке металлолома.

В парламент подан законопроект, предлагающий ввести прозрачный механизм распределения квот на экспорт металлолома. Подробнее об этом документе «ФАКТЫ» попросили рассказать одного из его авторов, заместителя лидера Радикальной партии по экономической политике, председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства кандидата экономических наук Виктора Галасюка.

— С чем связана необходимость изменения правил игры на рынке металлолома?

— Наша страна, к сожалению, год за годом теряя собственную промышленность, постепенно привыкла к роли сырьевой колонии. Привыкла к бедности и бесправию граждан. Доля перерабатывающей промышленности за последние 24 года сократилась с 43 до 13 процентов. В Польше этот по­ка­за­тель сегодня — 19 процентов, в Чехии— 25 процентов, в Китае — 32 процента, даже в Белоруссии — 27 процентов. А сырьевая экономика без сильного национального произ­водст­ва — гарантия бедности. Это из­вест­но из мирового опыта. Именно по­этому уровень благосостояния на душу населения в Украине в три раза ниже, чем в Польше, Чехии, Малайзии, и вдвое меньше, чем в Турции и Белоруссии! Хотя еще в 1990 году наша страна их опережала. И если мы не можем исправить положение одним махом, то будем делать это шаг за шагом, превращая устаревшую сырьевую и монополизированную экономику в экономику готового продукта, инноваций и предпринимательской инициативы.

Поддержка отечественного производителя, создание новых рабочих мест, стимулирование экспорта готовой продукции, а не сырья, инновации, будь то в сфере деревообработки, металлургии, машиностроения или пищевой промышленности, — это суть экономической политики Радикальной партии, которую я и мои коллеги последовательно воплощаем в жизнь своей работой в парламенте.

Поэтому законопроект о поддержке металлургической отрасли № 2031а — не случайность. Металлургия — одна из главных отраслей украинской экономики, обеспечивающая около 10 процентов ВВП, 250 тысяч рабочих мест и 27 процентов экспорта. И вопрос стабильного, прогнозируемого и прозрачного обеспечения отрасли сырьем, каковым в том числе является металлолом, один из ключевых. Законопроект № 2031а как раз на это и направлен.

Необходимо перейти от ручного управления размером квот на уровне министерства и от непрозрачного и коррупционного распределения квот к справедливому, защищенному и стабильному рыночному механизму.

Сегодня экспорт металлолома регулируется Министерством экономического развития и торговли. Именно оно практически в «ручном режиме» утверждает расчетный баланс металлолома, который подлежит экспорту, и распределяет так называемые квоты между предприятиями.

При Минэкономразвития действует Комиссия по вопросам рассмотрения заявок на выдачу лицензий на экспорт товаров и распределения квот. И хотя решения комиссии носят консультативный характер, как показывает практика, исключительно на них базируются дальнейшие решения министерства. При этом, на законодательном уровне не отрегулированы ни принципы деятельности комиссии, ни механизмы принятия решений.

Существующий порядок государственного регулирования уже неоднократно доказывал свое несовершенство. К примеру, несмотря на утвержденные в мае 2012 года экспортные квоты в размере 900 тысяч тонн, в течение 2012-го и начале 2013 года соответствующие разрешения экспортерам не выдавались, что привело к отсутствию экспортных поставок в период с октября 2012-го по июнь 2013 года.

Поскольку процедура распределения квот непрозрачна, является источником коррупции и многократно усложняет ведение хозяйственной деятельности в этой сфере, возникает крайняя необходимость ее пересмотра и урегулирования на законодательном уровне.

Именно поэтому Олегом Ляшко, мною и коллегами из других фракций парламентской коалиции был разработан законопроект № 2031а о поддержке отечественной металлургической отрасли, который базируется на двух главных идеях.

Это установление лимита квот на экс­порт металлолома на уровне 20 про­­центов от размера его внутренних продаж, что увязывает «в одной упряжке» интересы металлургов и экспортеров лома. А также создание прозрачного рыночного механизма распределения экспортных квот путем их продажи на открытых товарных биржах. Это создает прозрачную конкуренцию и ликвидирует коррупцию на корню.

— Расскажите подробнее о механизме распределения металлолома между экспортерами и металлургами.

— Металлолом является одним из основных ресурсов для экологически чистой выплавки металла. Именно за лом активно ведут борьбу национальные правительства, применяя в своей политике нестандартные инструменты.

Например, в Аргентине, Индонезии, Казахстане, Монголии, Саудовской Аравии, Ямайке и Уругвае существует запрет на экспорт металлолома. Такой инструмент сознательно используется для обеспечения национального производителя дешевым сырьем.

В Верховной Раде очень долго ведут активную дискуссию о том, какой должна быть политика Украины в этом вопросе. Существуют диаметрально противоположные точки зрения— от полного запрета экспорта до полной либерализации рынка и снятия всех ограничений на вывоз металлолома из страны. На мой взгляд, именно законопроект № 2031а, реализующий наиболее взвешенный и обоснованный подход, способен поставить точку в этом вопросе.

Озвучу несколько цифр для понимания сегодняшних реалий рынка. На протяжении последних десяти лет объем экспорта металлолома колебался от приблизительно 35 процентов до 7 процентов его внутреннего потребления. К примеру, в 2004 году внутренние поставки металлолома составили около 7 миллионов тонн, экспорт — 2 миллиона 500 тысяч тонн, а уже в 2013 году — 4 миллиона 500 тысяч тонн и 300 тысяч тонн соответственно.

Сокращение внутреннего потребления лома произошло и-за уменьшения объемов выпуска стали. А вот что касается экспорта, то такое снижение— результат непрозрачного процесса распределения квот.

В стране долгое время отсутствует четкий механизм планирования и рационального распределения металлолома между экспортерами и металлургами с учетом их реальных потребностей и, что немаловажно, экономических интересов государства и общества.

В то же время не стоит забывать о том, что за последние 15 лет практически в 2,5 раза сократился объем сбора металлолома: с 11 миллионов 100 тысяч тонн в 2000 году до 4 миллионов 400 тысяч тонн в 2014-м. К тому же ограниченные инвестиции в обновление основных фондов приводят к уменьшению металлофонда страны и, соответственно, к снижению объема легкодоступного лома.

Поэтому бесконтрольный вывоз металлолома может оставить украинские компании без необходимого сырья для выплавки стали. Впоследствии заводы будут вынуждены покупать дорогой импортный лом или же сокращать свои производства, увольнять сотрудников.

Хочу отметить, что механизм распределения металлолома, предложенный авторским коллективом законопроекта № 2031а, учитывает не только интересы экспортеров и металлургов, но и перспективные объемы сбора лома и выплавки стали. Такой комплексный подход позволит не затоварить страну лишним металлоломом и обеспечить должным объемом сырья отечественную металлургию.

— Насколько эффективнее вместо экспорта металлолома использовать его на отечественных металлургических предприятиях, а затем продавать за рубеж готовую продукцию?

— Методы выплавки стали условно можно разделить на два вида — конверторный или мартеновский (основное сырье — чугун, вспомогательное — металлолом) и электродуговой (основное сырье — металлолом). Электродуговой способ имеет целый ряд преимуществ. Этот способ позволяет получать сталь очень высокого качества и точно регулировать ее химический состав. Кроме того, это наиболее экологически чистая и энергоэффективная технология производства в металлургии.

За 2014 год в Украине всего лишь около 6 процентов от всей стали было выплавлено электродуговым способом. Такой низкий показатель в значительной мере обусловлен тем, что инвестор не готов переоборудовать производство для выпуска качественной стали в условиях, когда отсутствуют гарантии обеспечения необходимым металлолом внутри станы.

Среди крупнейших потребителей лома такие отечественные гиганты, как «Азовсталь», «ММК имени Ильича», «Арселормиттал Кривой Рог», «Алчевский меткомбинат», «Запорожсталь», «Интерпайп Сталь», «Электросталь» и другие. В принципе, все металлургические заводы являются потребителями металлолома как сырья для выплавки стали. Большинство использует лом как добавку, а несколько современных заводов — как основное сырье.

Что касается экспорта стали, то Украина продает за рубеж 80—85 процентов произведенной металлопродукции и входит в десятку крупнейших нетто-экспортеров в мире, вместе с Китаем и Японией. Основные рынки сбыта — Ближний Восток и Европа.

— Что дает больше поступлений в госбюджет — экспорт лома или изготовление из него продукции?

— Ответ на этот вопрос однозначный. Экспорт готовой продукции из металлолома на порядок эффективнее для бюджета, чем экспорт лома.

По подсчетам экспертов, одна тонна экспортированного металлолома — это около 250 гривен доходов в бюджет страны в виде вывозной пошлины. А одна тонна лома, из которой в Украине выплавлена сталь, — это около 2 тысяч гривен налоговых поступлений. Я уже не говорю об инвестициях в производство, рабочих местах, «эффекте мультипликатора» для других отраслей экономики.

Средняя заработная плата, согласно данным Госстата, в металлургической промышленности одна из самых больших в стране — 5 тысяч 552 гривни в месяц. Это гарантированные налоговые поступления в бюджет, Пенсионный фонд и так далее.

А что такое экспорт металлолома? К сожалению, часто это полулегальные пункты сбора, зарплата в «конвертах», посредничество при перепродаже и коррупционные платежи за квоты на вывоз лома из страны.

Политика Радикальной партии и парламентского Комитета промышленной политики и предпринимательства абсолютно однозначна — государство должно создать условия для новой индустриальной и инновационной, а не сырьевой экономики. Мебель и бумага, а не лес-кругляк. Сталь и заготовка, а не металлолом. Машины и станки, а не просто сталь. Продукты питания, а не только зерно. Этот список можно продолжать.

Кстати, мы недавно приняли пакет законов, направленный на возрождение деревообрабатывающей промышленности. На очереди металлургическая отрасль. А в ближайшей перспективе — машиностроение, космос и авиация. Будем по каждой отрасли решать самые острые вопросы — ликвидировать барьеры, создавать условия для развития, усиливать конкурентные преимущества украинской промышленности. За нас это никто не сделает.

— Расскажите подробнее о социальных аспектах, на которые может повлиять данный закон. Ведь отечественная металлургия и горно-металлургический комплекс в целом дают работу десяткам тысяч украинцев. Не говоря уже о том, что от работы меткомбинатов зависит жизнь больших городов и даже целых регионов.

— Вы совершенно правы. В соответствии с данными статистики, только в металлургическом производстве заняты почти 250 тысяч работников, а с учетом смежных отраслей — это около 500 тысяч рабочих мест. К тому же нужно учитывать, что внутренний рынок потребления стали составляет всего 10—15 процентов и имеет колоссальный потенциал роста, а этоновые рабочие места в машиностроении, приборостроении, авиационной и космической промышленности.

Украина не должна быть сырьевой колонией, поэтому развитие металлургической промышленности и связанных с ней отраслей — это реальный вклад в ВВП страны, снижение уровня безработицы, достойные заработные платы для огромного количества наших сограждан и, в конце концов, достойные социальные стандарты и пенсии, которые позволят жить, а не выживать. Следующий ход — увеличение спроса на продукцию отечественных металлургов для реализации инфраструктурных проектов развития по модели государственно-частного партнерства, форсированное возрождение и развитие машиностроения и других высокотехнологичных отраслей, где добавленная стоимость, а значит, и выгоды для инвесторов, для страны, для работников еще выше!