Культура и искусство

Самые древние иконы, представленные на выставке в Киево-Печерской лавре, сделаны из камня около тысячи лет назад (фото)

1:00 — 26 июня 2015 eye 4292

В столице открылась масштабная выставка, на которой демонстрируются лучшие образцы сакрального искусства из государственных и частных коллекций

— Здесь собраны около 120 предметов православного искусства из практически всех регионов страны, — рассказала нам на открытии выставки «Світ української ікони» заведующая отделом Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Алина Кондратюк. — Это старинные вещи, созданные в период с Х по ХIХ век. Они предоставлены нашим заповедником и частными структурами, известными богатством своих коллекций: благотворительным фондом «Платар», музеем Шереметьевых, фондом «Арт-инвест групп» и антикварным салоном «Дукат». Для проведения этой масштабной выставки выделен четвертый корпус лавры, в котором в минувшие века жили самые уважаемые старцы.

Икона «Христос во славе» — одна из самых ценных на этой выставке, — Алина Кондратюк подводит нас к этому раритету. — Она написана в византийской традиции примерно 500 лет назад на специальным образом подготовленных и скрепленных между собой липовых досках. Хотелось бы знать имя автора, ведь работа выполнена на высочайшем художественном уровне. Но среди иконописцев было не принято ставить автографы. К слову, считается, что икона — это молитва мастера, высказанная языком живописи.

Впечатляет, до чего хорошо сохранилось изображение. Краски ведь в те времена были натуральными — изготовлялись из минерального сырья с добавлением яичного желтка.

Христос здесь изображен в окружении ангелов, а по углам расположены символы всех четырех авторов Евангелие: орел — Иоанна, бык — Луки, лев — Марка и ангел — Матвея. Церковь учит, что эти знаки человечество увидит во время Второго пришествия.


*Алина Кондратюк: «По углам иконы „Христос во славе“ изображены символы всех четырех авторов Евангелие — орел, бык, лев и ангел»

Нам известно, что икона из Западной Украины. Нехватка информации объясняется тем, что фонды нашего заповедника, которому принадлежит раритет, формировались в период борьбы сталинского режима с церковью — в 1920—30-е годы. Храмы тогда массово разрушали, церковную утварь либо уничтожали, либо передавали в музеи. На территории Киево-Печерской лавры тогда отрыли Музейный городок, куда отовсюду свозили предметы православного искусства. Скорее всего, именно тогда к нам попала эта великолепная работа.

Кстати, во время Второй мировой войны гитлеровцы устроили на территории лавры сборный пункт предметов сакрального искусства, которые они затем отправляли в Германию. Вернуть после окончания войны удалось лишь немногое. Например, до сих пор остается неизвестной судьба исчезнувшей тогда иконы Успения Божьей Матери. Согласно легенде, этот образ Богородица лично вручила мастерам, которые направлялись из Византии в Киев расписывать Успенский собор Киево-Печерского монастыря (храм был заложен по инициативе преподобного Феодосия Печерского в 1073 году. — Авт.).

Следует сказать, что преподобные Антоний и Феодосий Печерские — основатель Киево-Печерской лавры и его ближайший сподвижник — издревле почитались по всей Украине. Наглядная иллюстрация тому — представленная здесь икона конца XVII столетия из Галичины, на которой изображены эти выдающиеся деятели церкви. Эта икона принадлежит музею Шереметьевых. Кстати, большинство демонстрирующихся на выставке раритетов из частных коллекций прежде широкому кругу специалистов известны не были.

— На одной из икон изображено генеалогическое древо. Чье оно?

— Иисуса Христа. Он сын Божий, но на этом свете у него были родители — приемный отец Иосиф обручник (плотник), причисленный к лику святых, и Дева Мария. Согласно Евангелию от Матвея, оба родителя происходят из рода царя Давида. На генеалогическом древе показаны земные предки Иисуса, начиная с этого знаменитого властителя. Иконы с таким сюжетом весьма редкие.


Мастера иконописи Киево-Печерской лавры были одними из лучших в православном мире. Их приглашали расписывать храмы не только в Украине, но и в Московии, Сербии. Пик расцвета киевской иконописной школы приходится на 20—30-е годы XVIII века. Покажу вам образец работы одного из художников этого периода
(Алина Юрьевна подводит нас к иконе «Вознесение Христово». — Авт.).


Видите, здесь изображены апостолы Петр и Иоанн, которые стоят у раскрытого гроба Господня. Иисуса в нем уже нет, осталась только плащаница. Это первая из известных нам украинских икон с таким сюжетом. Она находилась в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры на обратной стороне иконостаса. Поэтому этот образ раньше могли видеть только священники.

В конце июля на государственном уровне будет отмечаться 1000-летие со дня смерти святого князя Владимира Крестителя. На выставке представлено несколько его икон. На некоторых он изображен с сыновьями — святыми князьями Борисом и Глебом.

— А самые давние представленные на выставке образа датируются X—XII вв.еками, — вступает в разговор сотрудница «Благотворительного фонда „Платар“. Памяти Сергея Платонова» Ирина Липинская. — Они сделаны из камня, их носили на груди. После порабощения Руси монголами такие иконы уже не делали. Другие экспонаты домонгольского периода — энколпионы. Это небольшие медные ковчежки в форме креста с изображением Иисуса, внутри которых клали кусочки освященной посфоры (особый хлеб, который используют во время службы в церкви. — Авт.) или мощи святых.


*Образа из камня носили на груди как обереги


*Энколпионы — небольшие медные ковчежки в форме креста с изображением Иисуса, внутри которых клали кусочки освященной посфоры

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

Фоторепортаж с выставки смотрите здесь