Знаменитая украинская саблистка помогла нашей команде выиграть «золото» в Баку, а уже 13 июля начнет борьбу на чемпионате мира в Москве
Чтобы перечислить все титулы знаменитой украинской фехтовальщицы Ольги Харлан, надо запастись терпением. 24-летняя спортсменка из Николаева — олимпийская чемпионка Игр-2008 в Пекине, бронзовый призер Олимпиады-2012 в Лондоне, четырехкратная чемпионка мира, семикратная чемпионка Европы. Но Ольга не устает покорять все новые спортивные вершины — вместе с подругами по команде Ольгой Жовнир, Еленой Краватской и Алиной Комащук она стала победительницей первых в истории Европейских игр, проходивших в столице Азербайджана. Именно благодаря виртуозному фехтованию Ольги Харлан в решающем бою наша команда вырвала победу у итальянок.
После напряженных соревнований в Баку украинских фехтовальщиц ожидает не менее сложный турнир — мировое первенство, которое стартует в Москве в следующий понедельник, 13 июля. «ФАКТЫ» перехватили Ольгу Харлан по дороге в аэропорт «Борисполь». Перед чемпионатом мира она в составе сборной летела в Польшу на тренировочный сбор.
— Олечка, поздравляем с отличным выступлением в Баку!
— Спасибо. Для меня командное «золото» Европейских игр — ценная медаль, — рассказывает Ольга Харлан. — Перед моим финальным выходом на помост итальянки вели в счете с преимуществом в пять уколов. Это очень приличная разница. Но как я могла отдать победу сопернице?! Если честно, мне помогло не столько спортивное мастерство, сколько спокойствие и уверенность. Хотелось выиграть любой ценой. Поэтому не обращала внимания ни на технику, ни на качество ударов. Если выигрывала удар — уже хорошо. И какая разница, каким образом? Свою мини-дуэль с представительницей Апеннин выиграла со счетом 9:3, и итоговый счет стал 45:43 в нашу пользу. Сделали это с девчонками ради нашей страны.
— Тебе понравились соревнования в Баку? Многие наши спортсмены говорили, что масштаб был ну просто грандиозный.
— Европейские игры смело можно сравнить по уровню организации с Олимпиадой. Азербайджанцы все очень круто подготовили — и деревню атлетов, и церемонии открытия и закрытия. Пожалуй, Азербайджан смело мог бы принимать и Олимпийские игры. Единственное, что мне не очень понравилось, так это еда. Уж очень однообразная на мой вкус.
— Твой супруг Дмитрий ездит с тобой на соревнования? (23 августа 2014 года Ольга вышла замуж за члена национальной сборной по фехтованию на сабле Дмитрия Бойко.)
— Дима был со мной на июньском чемпионате Европы и вместе со мной поедет на чемпионат мира в Москву. Но вот женские и мужские этапы Кубка мира и гран-при, как правило, проводят в разных странах.
*На свадьбу друзья подарили Ольге Харлан и Дмитрию Бойко два велосипеда, один из которых жених сразу же опробовал (фото из семейного альбома)
— Избыток спорта вашей жизни не мешает?
— Да нет, это ведь наша работа. Знаем, что рано или поздно у нас будет отдых. Мы с Димой вместе тренируемся — не только фехтуем, но и вместе занимаемся кроссфитом (комплекс упражнений, направленных на развитие различных групп мышц, а также тренировку сердечной мышцы, дыхательной системы и общей выносливости спортсмена. — Авт.).
— Годовщину свадьбы планируете отмечать? Или у тебя в августе будут соревнования?
— Соревнований, слава Богу, не будет. Так что, конечно, отметим.
— Оля, какой ты была в детстве?
— Я была страшной непоседой, носилась как угорелая, коленки вечно в зеленке. Дружила в основном с мальчиками. Почти все летние каникулы проводила у бабушки. Ох и лупила она меня в свое время! Теперь я ей за это очень благодарна.
— А вкус детства помнишь?
— Это мятное драже «Тик-так». Когда была маленькой, мой дядя, папин брат, часто покупал эти конфетки, и я их постоянно ела. Еще обожала намазывать хлеб кетчупом — это был мой любимый бутерброд. Сейчас уже такого не делаю. Очень люблю салаты, самые обычные, например, из листового салата и помидоров. А если еще печень трески добавить да с оливковым маслом! Могу съесть целую миску.
— Насколько важно в фехтовании быть стройной?
— У нас, слава Богу, нет весовых категорий. Каждый спортсмен сам решает, как он должен выглядеть. Но избыточный вес мешает скорости движения (вес Ольги Харлан 66 килограммов при росте 170 сантиметров. — Авт.). Хотя в мировом фехтовании есть толстые спортсменки. Например, среди американок.
— В одном из интервью ты говорила, что для тебя важно включать мозг и фехтовать в интеллигентной манере. Что это значит?
— На фехтовальной дорожке стараюсь придерживаться хорошего поведения. И люблю, когда мои соперники так же ведут себя по отношению ко мне. В общем, когда идет честный бой. Ведь порой соперницы сознательно тянут время, спорят с судьями, позволяют себе крепкое словцо.
— Насколько важны современные технологии в фехтовании?
— Сейчас некоторые функционеры пытаются изменить правила фехтования — привнести что-то новое для большей зрелищности. Например, сделать вспышку при уколе ярче, чтобы люди видели, как бьют человека. Ведь непосвященному трудно понять, почему спортсмены кричат и что вообще делают на фехтовальной дорожке.
— У тебя есть свое фирменное оружие?
— Да, у нас контракт с венгерской фехтовальной фирмой РВТ. Я уже лет восемь, наверное, фехтую в обмундировании этой фирмы. Мы сами ничего не покупаем, они экипируют нас с головы до ног. Полный комплект фехтовального обмундирования стоит около двух тысяч евро.
— На сколько времени хватает обмундирования? Оно быстро изнашивается, ломается?
— Конечно, ломается. За неделю может поломаться три клинка. Каждый год меняю маску. А вот фехтовального костюма хватает надолго, года на три. Он прошит специальными металлическими нитками и пропускает сигнал тока.
— Когда-нибудь подсчитывала, сколько у тебя наград?
— Ну разве что в детстве, когда только-только начинала фехтовать. Самые красивые медали храню в отдельном ящичке.
— Ты себе делаешь какие-то подарки после очередной победы?
— Для меня самый хороший подарок — это отдых. Главное — после соревнований хорошенько выспаться. Никого не видеть и не слышать. Но проходит пару дней, и все опять возвращается на круги своя.
— А тебе спортивные сны снятся?
— Очень часто. Бывает, снится, что проигрываю. Вздыхаю с облегчением, когда просыпаюсь: уф, это же только сон…
О первых шагах в спорте Ольги Харлан «ФАКТАМ» рассказал заслуженный тренер Украины, старший тренер Николаевского высшего училища физической культуры Анатолий Шликарь.
— Когда Оля пришла в училище, нас в бригаде было трое: Артем Скороход занимался с малышами, Юрий Марченко и я — с ребятами постарше, — вспоминает Анатолий Шликарь. — Отец Ольги Геннадий Алексеевич учился, как и я, в Николаевском пединституте. Только Гена специализировался на парусном спорте, а я на фехтовании. С тех пор дружим. Все выходные и праздники проводили вместе: то Ира и Гена Харлан приезжали с детьми к нам на дачу, то мы к ним.
Оля с детских лет была настоящей пацанкой. Просто ураган, а не ребенок! Помню, Оле был годик, когда папа решил приобщить ее к плаванию. Другая бы испугалась, а эта малышка смело входила в воду и барахталась, как лягушонок. Сколько у нее шишек было, лазила же везде.
В 90-е годы всем нам жилось непросто. Геннадий работал как проклятый, чтобы прокормить семью. Забросил тренерскую работу, за которую платили гроши. Где только ни пахал — и на стройке, и в такси. Чтобы заработать на квартиру, его жена Ирина долгое время работала маляром-штукатуром. Трудяги, одним словом. И детей вырастили такими же трудолюбивыми.
Поначалу младшую дочку Олю отдали на танцы. Но танцы — недешевое удовольствие. У родителей не хватало денег на самое необходимое, не то что на поездки на турниры и платья. «Что вы паритесь? — сказал им. — Отдавайте Олю на фехтование. Тем более что фехтовальная секция бесплатная». И таки уговорил!
Так моя крестная Олечка Харлан оказалась в спортзале нашего училища. Оля практически не принимала участия в кадетских соревнованиях. Сразу ворвалась во взрослое фехтование. Да что там говорить — талант. В 17 лет стать олимпийской чемпионкой! Крестница совершенно не страдает звездной болезнью. Остается такой же искренней, доброй и трудолюбивой девочкой, какой я знал ее с детских лет.
Фото в заголовке EPA/UPG