Украина

Игорь Ликарчук: "Ко мне приходят влиятельные чиновники и просят добавить их ребенку хотя бы один балл"

7:00 — 17 июля 2015 eye 13885

Директор Украинского центра оценивания качества образования рассказал «ФАКТАМ» о том, как прошло внешнее независимое тестирование

На днях в Украине стартовала вступительная кампания. Абитуриенты получили результаты внешнего независимого тестирования, с которыми теперь могут поступать в вузы. О том, как выпускники сдали внешнее оценивание и какие радикальные новшества ждут абитуриентов в следующем году, «ФАКТАМ» рассказал директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.

— Игорь Леонидович, три сессии внешнего независимого тестирования позади, и абитуриенты получили свои результаты. Вы уже успели назвать их неутешительными.

— К сожалению, так и есть. Многие обвиняют меня в том, что я показываю только негатив. Но где искать позитив, если, например, тест по украинскому языку и литературе больше 22 тысяч абитуриентов не сдали вообще. А если бы экспертная комиссия в последний момент не уменьшила пороговый балл, учащихся с результатом «не сдал» было бы еще больше. Результаты, которые мы увидели, говорят о том, что одиннадцатиклассники не знают фонетику, не умеют согласовывать существительное и числительное, не знают, в каких случаях в предложении ставить двоеточие. А ведь это элементарные вещи.

— Одним из самых сложных всегда считался тест по математике. Как с ним справились в этом году?

— Результаты тоже не радуют. Хотя, по мнению экспертов, в этот раз тест по математике был самым легким за последние несколько лет. Тем не менее 24 процента абитуриентов вообще его не сдали, не справившись с десятью простыми задачками. А максимальные 200 баллов набрали всего 684 человека (при том, что тест сдавали 105 тысяч абитуриентов). Я бы назвал это скандалом. Абитуриенты не умеют раскрывать скобки, не знают значения косинуса острого угла треугольника.

Не меньше шокируют и результаты тестов по истории. Семьдесят (!) процентов абитуриентов не смогли ответить на вопрос, когда Украина подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом. А ведь это то, что происходило на их глазах! Не нужно открывать учебник истории — просто посмотри телевизор, почитай новости в газете, в Интернете. Еще 40 процентов не знают, о чем идет речь в «Слове о полку Игореве»…

Схожая ситуация и с тестом по английскому. Двадцать процентов выпускников даже не начали писать открытую часть — письмо другу о спорте. Неужели это такое сложное задание? Сейчас мы серьезно работаем над тем, чтобы в тесте по иностранному языку появилось аудирование. Я понимаю, что это вызовет очередную волну возмущений. Но во всех странах мира в языковом тесте аудирование обязательно.

— Это планы на следующий год?

— Не исключено. Мы работаем над этим. Возможно, тест с аудированием предложим только тем, кто планирует поступать в университет.

— И все-таки, кто показал себя лучше: ученики столичных школ или дети из провинции?

— Пальма первенства все же принадлежит Киеву и Львову. В этом году «подтянулся» Харьков, хотя раньше там были проблемы. Хорошо показали себя абитуриенты из Киевской области. Я имею в виду как лицеи, так и обычные общеобразовательные школы. А вот Закарпатская и Черновицкая области, к сожалению, показали самый плохой результат. В Закарпатье есть школы, в которых результат «сдал» по украинскому языку и литературе получили всего… пять человек. Я прекрасно понимаю, что там есть школы, где дети учатся на родном языке. Но, с другой стороны, они ведь живут в Украине, у них ведь есть уроки украинского языка. А они не знают элементарного. Потом выясняется, что в некоторых школах дети месяцами вообще не ходят на занятия, а целыми днями пасут скот. И это ненормальная ситуация. В предыдущие годы тестирование сдавали только те, кто собирался поступать в университеты. Но с нынешнего года тест по украинскому языку и литературе был обязателен для всех выпускников. И мы увидели реальную картину.

— Идею сделать тест по украинскому языку обязательным для всех большинство школьников не поддержали. Многие испугались, что тест помешает им получить золотую медаль…

— Во многих случаях так и произошло. Я точно знаю, что количество медалистов резко уменьшилось. В одном из регионов двое детей начальника областного управления образования не получили золотые медали, хотя и были в числе претендентов.

— Аттестаты испортили результаты, которые они получили на тестировании?

- Да. В этом году золотые медали не получили многие дети «сильных мира сего». И я уже имел неприятные разговоры по этому поводу. Ко мне приходят разные люди, в том числе и влиятельные чиновники. Просят, требуют, предлагают взятки. Самая распространенная просьба: добавьте один балл. Они уверены, что этот балл их спасет — тогда у них в сертификате не будет результата «не сдал». А с баллами, пускай даже минимальными, в какой-нибудь вуз, дескать, да пристроят. Раньше ведь так и было. Именно поэтому мы и ввели систему оценивания по принципу «сдал — не сдал». Принимать документы у абитуриента с результатом «не сдал» университеты не имеют права.

Содержание других просьб — «хотим золотую медаль». «Но ведь медаль не влияет на поступление!» — говорю. «Дело не в этом, — ответила мне мать одной выпускницы. — У соседки медаль есть, а у нас — нет. Моя дочь должна быть не хуже!»

Всем «колядникам», которые продолжают обивать пороги моего кабинета, не устаю повторять: никаких баллов добавлять не буду. Если хотите — подавайте апелляцию. Но не факт, что это поможет. Есть случаи, когда подавшим апелляцию абитуриентам экспертная комиссия не повышала, а, наоборот, понижала баллы.

— То есть лучше не рисковать?

— Ну почему же? Некоторым абитуриентам все же удается добиться лучшей оценки. Бывает, апелляционная комиссия добавляет сразу несколько баллов. Классический пример: человек поставил на бланке семерку, а сканер прочитал ее как единицу, не разобрав почерк. Абитуриент подает апелляцию, мы смотрим его бланк и, если там действительно стояла семерка, исправляем ошибку. Иногда выпускникам удается оспорить открытую часть теста — сочинение или письмо. Такие случаи были и в этом году.

— В СМИ писали, что выпускники с результатом «не сдал» вообще не получат аттестат. Почему же они все-таки его получили?

— Нормативными документами по государственной итоговой аттестации не предусмотрена оценка «не сдал». Школьный экзамен почему-то нельзя не сдать. Даже если выпускник вообще ничего не знает, ему поставят один балл, но и он получит аттестат. А тест по украинскому языку и литературе сдавали вместо школьного экзамена. Поэтому выпускники с результатом «не сдал» все же получили аттестаты с «единицами». И поступать в вузы они в этом году не смогут.

— Судя по всему, в университетах может быть недобор…

— Думаю, так и будет. Начнем с того, что в этом году выпускников в принципе меньше, чем в предыдущем. Причиной тому — демографическая ситуация. И большое число выпускников, оставшихся «за бортом». В университетах это понимают и на ходу меняют правила. Есть вузы, в которых вдруг изменился перечень сертификатов, необходимых для поступления. Месяц назад требовали сертификат по физике, а тут вдруг поменяли физику на историю Украины. И речь идет о поступлении на специальность «механика»! То есть в университете увидели, что тест по физике написали плохо, и испугались, что вообще не наберут абитуриентов.

— Но разве можно сейчас менять правила?

— Нет, это противозаконно. Нам звонят абитуриенты и жалуются, что некоторые вузы это делают.

— Поговорим о хорошем. В этом году две круглые отличницы сдали все три теста на максимальные 200 баллов.

— Интересно, что обе — из Нежина Черниговской области. Сначала у нас даже возникли подозрения: почему обе отличницы из одного города? Но мы все проверили и убедились, что там все чисто. Девочки учились в разных школах и даже не были знакомы. Это обычные выпускницы. Просто обе много работали.

Кстати, выпускники из Нежина и в предыдущие годы показывали на тестировании высокие результаты. Там хорошая школа, хороший педагогический университет. И результат, как говорится, налицо. Спасибо «ФАКТАМ» за то, что написали о выпускнице Оле Мацюк из Ивано-Франковской области. Из-за того, что девочка отказалась ходить на платные занятия к учительнице, она не получила золотую медаль. Зато на тестировании получила прекрасные результаты, и теперь ее примет любой университет. И если бы этот случай был единичным. К сожалению, таких учителей, как в случае с Олей Мацюк, немало.

— В прошлом году учителям одной из общеобразовательных школ предложили сдать внешнее оценивание. Результаты были шокирующими — с тестами справились всего пять процентов педагогов. В этом году учителей не пробовали тестировать?

— Результаты их учеников говорят сами за себя. Кстати, одним из тех, кто приходил ко мне с просьбой добавить его внучке балл, был бывший председатель одной из районных администраций. «Дети не виноваты, что так написали тесты, — сокрушался он. — У нас в районе нет ни одного квалифицированного учителя английского языка!» «Но вы же столько лет были председателем районной администрации, — говорю. — Почему ничего не сделали для того, чтобы эти педагоги появились?» Молчит. Думаю, он так и не понял, в чем проблема. Сейчас обо мне уже говорят, что я, дескать, не уважаю учителей. Это не так, я сам из учительской семьи. Просто говорю правду. Надеюсь, в Министерстве образования сделают выводы.

Недавно мои друзья по социальной сети «Фейсбук» подсказали идею — учителям, которые успешно прошли тестирование (и не одно) выдавать сертификаты от Украинского центра оценивания качества образования. Дети и родители хотя бы будут знать, кто действительно сможет их подготовить.

— В этот раз на тестировании были нарушители?

— Куда же без них. Пришлось аннулировать работы около 700 человек. Ничего нового абитуриенты пока не изобрели — пытались хитрить с помощью мобильных телефонов и обычных шпаргалок. Были и те, кто приходил в аудиторию с маленьким наушником, через который ему подсказывали ответы. Естественно, таких абитуриентов просили покинуть аудиторию и ставили им результат «не сдал». Кстати, некоторые нарушители сейчас с нами судятся. Пытаются доказать, что их работу аннулировали незаконно — дескать, они просто имели при себе мобильные телефоны, но не пользовались ими. Обычно такие абитуриенты суды проигрывают. Ведь есть правило: не брать в аудиторию мобильный.

— В этом году у абитуриентов впервые была возможность сдать тесты двух уровней: базовый или более сложный. Как написали сложные тесты?

— Их как раз написали хорошо. Потому что сдавать тест сложного уровня пришли мотивированные абитуриенты, которые точно знают, чего хотят. Неправильно, когда абитуриенты, поступающие на филфак и, например, на физкультурный факультет, сдают тест по украинскому языку одинакового уровня сложности. Поэтому мы дали возможность университетам отобрать более подготовленных абитуриентов. Но, к сожалению, большинство вузов этим шансом не воспользовались. Во всей стране только пять университетов попросили у абитуриентов результаты углубленного теста по украинскому языку и литературе, и лишь семь — по математике. Во Львове, который славится своими университетами, ни один вуз не потребовал от абитуриентов результатов усложненных тестов. Это говорит о том, что вузы стремятся набрать необходимое количество студентов, не обращая внимания на уровень их знаний.

— В следующем году тоже будут тесты двух уровней?

— Да. Тесты двух уровней останутся по украинскому языку и литературе и по математике. По остальным предметам — вряд ли. Следующий год и так будет непростым. В первую очередь из-за того, что абсолютно всем выпускникам школ и студентам колледжей, которые будут получать аттестат о среднем образовании, придется сдавать несколько тестов.

— Что имеется в виду? В этом году обязательным для всех был тест по украинскому языку и литературе.

— Правильно. Коллегия Министерства образования приняла решение, что в следующем году обязательными станут также тесты по иностранному языку и на выбор — по математике или истории Украины. То есть, даже если выпускник не собирается поступать в вуз, он обязан будет сдать три теста на внешнем оценивании. Иначе не закончит школу. Я понимаю, что многих эта реформа возмутила. Особенно тех, кто рассчитывал получить золотую медаль, которой, возможно, и не заслуживает. Теперь их знания будут оценивать не учителя из родной школы, а эксперты из центра оценивания. И хорошие аттестаты получат только те дети, которые действительно этого заслуживают. Кстати, эти тесты обязаны будут сдавать и учащиеся колледжей.

— В СМИ писали о так называемом тесте общих учебных компетенций. Что это такое?

— Это тест, который мы предложим тем, кто закончил школу пять и более лет назад. Еще его смогут сдавать военнослужащие, демобилизованные из зоны АТО, и участники событий на Майдане, получившие там инвалидность.

— По результатам этого теста они смогут поступать в вузы?

— Да. Но не нужно думать, что этот тест будет легче предметных. Там будут задания по украинскому языку и литературе, математике, английскому и другим дисциплинам. С 1 сентября мы начнем детально его разрабатывать. Его можно будет сдать уже в следующем году.