«когда мой сын в классе потерял сознание и четыре минуты находился в состоянии клинической смерти, его спасла школьная учительница, которая грамотно сделала непрямой массаж сердца»

0:00 — 10 июля 2009 eye 545

Крымские медики вживили в мышцу 14-летнего Вани Иевлева аппарат кардиовертер-дефибриллятор. Теперь этот мини-компьютер следит за работой сердца подростка и запускает «мотор» во время приступов аритмии

С Ваней и его мамой Надеждой я встретилась перед самой их выпиской из симферопольской областной детской больницы. Пока мы беседовали с женщиной, подросток то и дело выбегал на улицу, выглядывал отчима, который должен был приехать за ними из родного села Лучистое. «Рвется домой, к друзьям, теперь же может свободно двигаться, — глядя на непоседу, улыбается счастливая Надя.  — Ведь раньше ему это было противопоказано».

- Несколько месяцев назад у Вани случился приступ, который едва не привел к смерти, — рассказывает мама мальчика Надежда.  — Сын заходил в класс и прямо на пороге потерял сознание. Это просто чудо, что учительница русского языка Светлана Шевцова не растерялась и очень грамотно оказала ему первую помощь — сделала непрямой массаж сердца. К счастью, она имеет необходимые навыки, потому что ее мама — медик. Светлана Николаевна мне потом сказала: «Надя, мы только через четыре минуты «завели» сердце Ванечки, у него совершенно не прощупывался пульс». Сын находился в состоянии клинической смерти. Потом медсестры из местного медпункта сорок минут, пока из Алушты до нашего Лучистого добиралась «скорая», по очереди делали Ване искусственное дыхание. Я буду всю жизнь благодарна им за это.

Мальчика доставили в Симферопольскую республиканскую детскую клиническую больницу.

- Сын лежал в реанимации без сознания под капельницей три дня, — вспоминает Надя.  — Но врачи меня обнадеживали. И действительно, вскоре Ване стало лучше, его перевели в отделение кардиологии. Он всему учился заново: ходить, ведь после приступа не двигался, разговаривать — речь тоже отнялась. Когда он произнес первое слово — «мама», я расплакалась.

- Выяснить, отчего ребенок теряет сознание, сразу невозможно: причиной может быть и эпилепсия, и другое заболевание, — объясняет главный детский кардиоревматолог Минздрава Крыма Галина Сухарева.  — Поэтому мы в течение нескольких суток снимали данные о работе сердца мальчика при помощи аппаратуры. И нам удалось зафиксировать приступ жизнеугрожающей аритмии, когда сердце начинает трепетать и перестает прокачивать кровь. Его очень сложно уловить. Только после этого смогли поставить правильный диагноз и назначить лечение.

На консилиуме врачей-кардиологов было решено: ребенка спасет только имплантация прибора кардиовертер-дефибриллятор. Этот мини-компьютер, размером меньше спичечного коробка, вживляют пациенту под кожу. Он постоянно фиксирует работу сердца и заводит «мотор» в моменты аритмии.

Поскольку такие кардиовертеры детям в Крыму еще не имплантировались, а перевозить Ваню в Киев было нельзя — его могли просто не доставить на место живым, родители обратились за помощью к директору столичного Института сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова Геннадию Кнышову и заведующему отделом аритмий Валерию Залевскому.

- Цена кардиовертера примерно 20 тысяч долларов, — рассказал главный кардиолог Минздрава Крыма Валерий Садовой.  — В год в Украине 70-80 пациентов нуждаются в таких аппаратах. Существует государственная программа профилактики и лечения сердечно-сосудистых и сосудисто-мозговых заболеваний на 2006-2010 годы. Но ее финансирование таково, что кардиовертеров выделили лишь половину от необходимого количества. А приобрести такой прибор за свои средства многие больные не могут. Благо, у нас был единственный аппарат, купленный за государственные деньги. Именно его Валерий Залевский и поставил Ване.

Аппарат расположен под кожей, от него к сердцу идут два электрода — один в предсердие, а другой в желудочки. Сложность в том, что ребенок растет, а длина электродов фиксирована. Через месяц Ваня должен приехать к нам, мы посмотрим, как миникомпьютер функционирует.

- Насколько теперь изменится жизнь мальчика?

- Интенсивные нагрузки ему по-прежнему противопоказаны. Но, если он будет принимать необходимые препараты, обычный двигательный режим и физические нагрузки не запрещены. Мы подробно проинструктировали на сей счет и Ваню, и его маму. Но главное, что угроза внезапной смерти над ним теперь не нависает.

- В первый раз болезнь себя проявила, когда Ване было шесть лет, — рассказывает Надежда.  — Он внезапно потерял сознание и упал прямо на улице. В школе сын очень уставал, уже после второго-третьего уроков ложился на парту и отдыхал. Мы надеялись, что он подрастет, наберется сил. Тем не менее приступы повторялись. Тогда врачи поставили Ване ошибочный диагноз — эпилепсия. Хорошо, что мы не начали его лечить от этой болезни.

Я очень благодарна людям, которых Бог посылал нам в самые критические минуты. Так, все наши поездки в Киев и финансовые вопросы, связанные с лечением Вани, решали председатель сельсовета Лучистого Юрий Львович Мамчин, а также Алена Петровна Могина, спасибо им огромное. А когда сын попал в реанимацию, его одноклассники собственноручно изготовили поделки, устроили аукцион и все деньги отдали Ване.

КАК СДЕЛАТЬ НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА

Написать отзыв о статье