Украина

Золотой призер олимпиады Денис Смирнов: «Я сделал две самые сложные задачи, а на третью, совсем легкую, времени не хватило»

8:30 — 28 июля 2015 eye 4214

На 56-й международной математической олимпиаде в командном зачете украинские школьники стали лучшими в Европе

Международная математическая олимпиада — это своего рода чемпионат мира по математике среди старшеклассников. Первая олимпиада состоялась в 1959 году в Румынии. Тогда ее участниками были ребята из семи стран. В этом году в таиландском городе Чиангмай соревновались юные математики из 104 стран. Украина принимает участие в олимпиаде с 1993 года. За это время наши ученики завоевали 33 золотые, 53 серебряные и 38 бронзовых медалей. В минувшем году украинская команда была лучшей в Европе. В нынешнем — ей удалось повторить это достижение.

*В команду украинских школьников, которые ездили на международную математическую олимпиаду в Таиланд, входили шестеро учеников, и трое из них — девочки

Из шести членов сборной команды Украины трое — ученики Харьковского физико-математического лицея № 27. Все они одноклассники. Денис Смирнов привез домой «золото», София Дубовая — «серебро», «бронза» досталась Во Динь Тхань Фонгу. О своих впечатлениях ребята поделились с «ФАКТАМИ».

«Хорошо, что у нас было пять дней на адаптацию»

На международную математическую олимпиаду Денис и София ездили второй год подряд. В прошлом году они привезли «серебро» и «бронзу». Во Динь Тхань Фонг на олимпиаду полетел впервые и вернулся с бронзовой медалью.

— В Таиланд мы летели долго, девять с половиной часов, с тремя пересадками, — говорит выпускница Харьковского физико-математического лицея София Дубовая. — Делали пересадки в Стамбуле и Бангкоке. Первое время в Таиланде просто не могли дышать. Было очень жарко, душно, влажно. В прошлом году олимпиада проходила в Южно-Африканской Республике, в Кейптауне. Когда мы туда прилетели, у них была зима. И хотя на улице было не очень холодно, около 10 градусов тепла, в помещениях мы замерзали. Там вообще нет отопления. Мы писали задания, сидя в пальто и куртках.

В этом году спасали кондиционеры. Хорошо, что было пять дней на адаптацию. Поселили нас в красивой гостинице с бассейном. Ездили на экскурсии, знакомились со страной и привыкали к местному времени. У нас с ними разница четыре часа. За пять дней успели перестроиться. Другие участники, у которых было меньше дней на адаптацию, чувствовали себя намного хуже. Многие говорили, что не могли сосредоточиться на решении задач, потому что пребывали в сонном состоянии.

Олимпиада проходила в Чиангмае. Это второй по величине город Королевства Таиланд. Он считается научным и культурным центром. В нем созданы все условия для туристов — много баров, массажных салонов. Есть и университет, в который нас возили на экскурсию. За эти пять дней мы многое повидали. Особенно запомнилась поездка в специальный парк, где живут тигры. Нам даже разрешили их потрогать и сделать фото.

Олимпиада проходила в два тура. В первый и второй день на решение заданий было выделено по четыре часа. В международной олимпиаде я участвую во второй раз, поэтому могу сказать, что задания почти всегда одинаковой сложности — серьезные. Я решила две задачи в первый день, и две — во второй. Всего в каждом туре было по три задачи.

«Мне удалось победить, потому что правильно рассчитал алгоритм выполнения заданий»

Принято считать, что международная математическая олимпиада собирает самых умных детей планеты. Для того чтобы участвовать в соревнованиях такого уровня, каждый должен показать результат в местных олимпиадах. В Украине отбор происходит в несколько этапов. Сначала школьные олимпиады, потом районные, областные, затем всеукраинские. Отбираются 12 детей, получивших лучшие результаты. Шестеро из них едут на международную олимпиаду. Среди юных математиков в основном мальчики. Девочек очень мало. Как говорит София, украинская команда стала единственной, где из шести участников три девочки. Еще две школьницы были в команде Боснии и Герцеговины.

София признается, что стала математиком неожиданно для себя, благодаря учителю.

— В харьковский лицей № 27 пришла в пятом классе, — продолжает Соня. — До этого посещала другую школу и не особенно любила математику. Мне повезло, что этот предмет у нас читал Сергей Александрович Лифиц. На его уроках всегда весело, интересно. Учитель смог заинтересовать и меня математикой. Свое будущее я тоже связываю с этой наукой.

Перед талантливыми детьми были открыты двери любого университета страны.

— Я решил поступать в Харьковский Национальный университет имени Каразина, — вступает в разговор золотой призер олимпиады Денис Смирнов. — На отделение математики. Студенты этого университета получают хорошие знания и фундаментальное математическое образование. Очень люблю эту науку. В этом году мне удалось победить на олимпиаде, потому что правильно рассчитал алгоритм выполнения заданий. Сделал две самые сложные задачи, а на третью, совсем легкую, времени не хватило. Но в итоге оказалось, что набрал больше баллов, чем другие, и получил золотую медаль.

Для меня международные олимпиады — это прежде всего праздник, где люди общаются друг с другом. Я поехал уже второй раз, встретил много знакомых. Было здорово. Конечно, после того, как мы немного привыкли к жаре и духоте. Из-за такой высокой влажности воздуха чувствовали себя ужасно, но потом освоились и было нормально. Таиланд покорил нас своей красотой и экзотикой. Удалось попробовать блюда местной кухни. Когда гуляли, заходили в кафе. А во время олимпиады нас кормили стандартной едой, чтобы не было никаких проблем с пищеварением.

Родители Во Динь Тхань Фонгу — уроженцы Вьетнама. Парень рассказал, что его отец и мама во времена СССР приехали учиться в Харьков по обмену. Город настолько им понравился, что после окончания учебы вьетнамцы остались в Украине.

— Мне было немного легче переносить этот климат, потому что я уже бывал в Таиланде и на родине родителей, во Вьетнаме, — говорит Во Динь Тхань Фонгу. — Но все равно непросто было перестроиться. Во время олимпиады я слишком много времени потратил на решение второй задачи и в итоге не успел решить еще две. У каждого участника была своя стратегия решений. Я немного не рассчитал.

В лицей № 27 я пришел в девятом классе. Учусь вместе с Денисом и Соней, мы подружились. Считаю, нам повезло с учителями. На уроках математики всегда интересно, сложно и забавно. В лицее еще и много кружков, дополнительных занятий. Мои родители никогда не занимались серьезно математикой. Все свои достижения связываю только с уровнем преподавания. Конкуренция способствует движению вперед. Олимпиада произвела на меня огромное впечатление. Это так здорово — общаться с интересными людьми, узнавать новые стороны жизни на нашей планете. Мы с Соней и Денисом решили, что втроем будем учиться и дальше. И с сентября, надеюсь, уже станем студентами университета имени Каразина.

«Занятия математикой требуют от ребенка самоотречения: на обычную жизнь времени у них не остается»

Специализированная физико-математическая школа № 27 была открыта в Харькове в 1963 году. У ее истоков стояли выдающиеся советские ученые. Среди выпускников много известных людей: академик Владимир Семиноженко, несколько докторов физико-математических наук, лауреат Филдсовской премии — престижной математической награды — Владимир Дринфельд. Ольга Левина стала двукратной чемпионкой мира по стоклеточным шашкам. Выпускники школы работают в лучших университетах Украины, а также во многих странах мира.

Уже через два года после открытия, в 1965 году, харьковчане стали побеждать на международных олимпиадах. В 1990-м школа получила статус лицея. Ежегодно лицеисты участвуют во всевозможных соревнованиях, конкурсах, фестивалях. Всегда возвращаются с наградами.

— Мы очень гордимся своими учениками, — говорит директор лицея Юлия Еременко. — Это очень трудолюбивые и талантливые дети. Когда все играют, они решают задачи. Для того чтобы они смогли стать лучшими, в нашем лицее выстроена целая система школьной и кружковой работы. Мы работаем с одаренными детьми, они приходят к нам после конкурсного отбора. Но чтобы достичь таких высот, должно быть сочетание нескольких факторов. Это и одаренность, и трудолюбие ребенка, и правильная организация учительской работы, и поддержка родителей. Немаловажен, конечно, фактор везения. Нам удалось добиться того, чтобы наши дети смогли показывать самые высокие результаты.

— Учителю надо жить своим предметом и вкладывать в урок эмоции, — поделился секретами работы заслуженный учитель Украины Сергей Лифиц. — За годы, что работаю в школе, я ни разу не провел отпуск без учеников. Каждое лето увожу их на базу отдыха на Печенежское водохранилище. Мы катаемся на байдарках, гуляем, читаем на ночь книжки. И по 6—7 часов в день занимаемся математикой. Этот предмет требует от ребенка самоотречения — на обычную жизнь времени не остается.

Немногие дети на это способны. Помню, у меня училась девочка. Еще в пятом классе она могла на уроке подпрыгивать и хлопать в ладоши — так ей нравились красивое доказательство или результат. Я видел потрясающую картинку: в лесу на поваленном дереве сидели наши старшеклассники — парень и девушка. Ситуация вроде бы романтическая. Но обсуждали они, как оказалось, математическую задачу. Когда дети перестают обсуждать игры на мобилках и компьютерах, а начинают говорить о том, у кого решение задачи интереснее, можно считать, что у преподавателя что-то вышло.

*Результаты Олимпиады-2015 по странам