Ровно год назад, 26 июля 2014-го, из обреза застрелили кременчугского градоначальника Олега Бабаева. В совершении резонансного преступления подозревают четырех человек. Суд присяжных может вынести приговор не раньше чем к концу года
После трагической смерти 48-летнего Олега Бабаева многие были уверены, что это резонансное преступление, как и многие другие, так и останется не раскрытым. Но уже 2 сентября пресс-служба МВД Украины сообщила о том, что по подозрению в причастности к убийству мэра Кременчуга задержаны четыре человека. А спустя еще пару дней милицейский главк назвал известных в городе людей, фигурирующих в расследовании: 52-летнего директора частной телерадиокомпании «Визит», 53-летнего топ-менеджера юридической компании и председателя местной общественной организации по вопросам противодействия коррупции, бывшего сотрудника городского управления по борьбе с организованной преступностью. В силовом министерстве назвали мотивом преступления месть градоначальнику.
*Все подсудимые вину отрицают, несколько свидетелей обвинения на суде отказались от своих показаний (фото из социальных сетей)
Суд присяжных, который проходит в райцентре Кобеляки на Полтавщине, завершил слушания свидетелей со стороны обвинения по объединенному делу об убийстве Олега Бабаева и судьи Автозаводского районного суда Кременчуга Александра Лободенко, убитого 11 февраля прошлого года.
Олег Бабаев должен был ехать в Киев на утверждение на пост главы Полтавской областной госадминистрации. Убили его за три дня до поездки.
— Новость о назначении Олега Бабаева губернатором Полтавщины заставила его врагов действовать на опережение, — рассказал на правах анонимности человек, участвовавший в раскрытии двойного преступления. — Они понимали, что в случае повышения Бабаева для них настанут не лучшие времена.
Конфликт между Олегом Бабаевым и его оппонентами был публичным. Бывший правоохранитель, возглавляющий общественную организацию по борьбе с коррупцией, критиковал власть, используя для этого эфир «Визита». А директор телерадиокомпании воевал с градоначальником за телевышку. Мэрия во главе с Бабаевым пыталась вернуть объект в коммунальную собственность города, однако суды эти иски не удовлетворяли. В очередной раз решить судьбу спорной телевышки должен был судья Лободенко в Автозаводском районном суде. Но 34-летнего судью на глазах у прохожих убили из огнестрельного оружия в нескольких метрах от подъезда многоэтажки, где он жил. Олег Бабаев тогда сказал родным и близким: «Следующим буду я!» Менее чем через полгода его слова сбылись.
— Судью не планировали убивать, — продолжает источник в правоохранительных органах. — Просто хотели припугнуть. Пуля попала в ногу Александру Лободенко, и он инстинктивно присел. Вторая пуля угодила в спину. Медики старались спасти раненого, сделали операцию, но он, к сожалению, умер.
Сыщик признает, что задержать преступников по горячим следам не удалось, время было упущено. Прямых улик не нашли. Возможно, потому, что против системы действовал человек, который знает методику ее работы изнутри.
Согласно материалам досудебного расследования, владелец телерадиокомпании взял на себя финансирование обоих преступлений, а бывший правоохранитель выступил их организатором. Работая в милиции, он неоднократно вытаскивал из передряг мужа своей племянницы Василия Подгорного (имя изменено), который «специализировался» на угонах автомобилей, и теперь посвятил родственника в свои планы. Подгорный решил привлечь к делу своего кума Максима Бадзюка (имя изменено), ранее судимого за кражи. За выполнение «боевого задания» обоим было обещано 70 тысяч долларов, которые заказчик обязывался выплачивать частями. Впрочем, своего слова он не сдержал: за убийство судьи исполнители получили лишь по тысяче долларов.
На гонорар Подгорный купил по объявлению подержанные «Жигули» восьмой модели у жителя Решетиловского района.
— Именно на этом он и прокололся, — раскрывает некоторые нюансы расследования сыщик. — Продавец предложил купить у него еще и комплект зимних шин. Засомневавшись, нужны ли они ему, Подгорный позвонил Бадзюку, чтобы посоветоваться, забыв о том, что звонить сообщникам бывший правоохранитель советовал только со специального телефона для «внутреннего пользования». Позже, когда мы вплотную подошли к раскрытию убийства Олега Бабаева и начали проверять, откуда производились звонки с мобильного телефона Подгорного, то обнаружили место, где Василий покупал автомобиль. Задержание подозреваемых уже было делом техники.
Белая «восьмерка» частенько появлялась в районе проживания Олега Бабаева. Но мэр слежки за собой не замечал и в правоохранительные органы не обращался. А киллеры выследили, что по субботам городской голова отпускает водителя и сам садится за руль. 26 июля у Бабаева в 10 утра намечалась тренировка в спортивном комплексе мясокомбината, на котором началась его карьера как хозяйственника. Отъехав немного от дома, Бабаев остановил черный бронированный «Мерседес» на улице Сумской, чтобы выбросить пакет в мусорный бак. Когда мэр возвращался к своему автомобилю, из «восьмерки» прозвучали три выстрела. Одно из ранений оказалось смертельным. Олег Бабаев скончался до приезда «скорой».
В тот день «восьмерка», из которой стреляли преступники, была обнаружена сожженной в лесополосе на территории Глобинского района, где проживали Подгорный и Бадзюк. По номерам был установлен ее владелец. А позже проверка звонков подозреваемого полностью его изобличила.
— Подозрение пало на бывшего правоохранителя, — рассказывает сыщик. — В декабре 2013 года неизвестные подожгли его машину, припаркованную у подъезда. Он считал это местью за критику городских властей и указывал на Бабаева. Купить новый автомобиль мужчина не мог себе позволить, поэтому его злость нарастала. И вряд ли бизнесмен — владелец телерадиокомпании, привыкший, что деньги решают все проблемы, пошел бы на преступление, если бы не его друг, который был совершенно уверен в том, что милиция никогда не раскроет это преступление. Но мы предположили, что там, где замешан Подгорный, там и его родственник — бывший убоповец. И это оказалось верным.
Адвокаты подозреваемых считают, что доказательная база у обвинения весьма слабая, а вещественные доказательства добыты незаконным путем.
— Первоначально по подозрению в убийстве Александра Лободенко милиция задержала активиста киевского Майдана, коменданта одной из палаток Александра Сидоренко, — рассказала «ФАКТАМ» кременчугский журналист Юлия Былина, освещающая судебный процесс. — Вернувшись из Киева, Саша принялся создавать блокпост на стратегически важном объекте — Крюковском мосту через Днепр. В помощники к активисту напросился незнакомый молодой человек, надо понимать, милицейский агент. Он заманил Александра в свою квартиру, а ночью туда пришли с обыском работники милиции и нашли традиционный «подкидной набор» — пистолет и пакетик с наркотиками. Как стало известно позже, квартиру накануне обыска снял сотрудник управления по борьбе с организованной преступностью.
Александра Сидоренко выпустили из СИЗО, когда были задержаны другие подозреваемые. Крюковский районный суд его оправдал. Саша добился открытия уголовного производства по факту превышения полномочий сотрудниками милиции, однако оно не расследуется. А пистолет, на котором, кстати, так и не были обнаружены отпечатки пальцев Александра, по неофициальной информации из милицейских кругов, ранее фигурировал в одном из уголовных дел как вещественное доказательство. Но был, видимо, присвоен сотрудниками милиции для того, чтобы подбрасывать намеченным жертвам. Теперь этот пистолет… исчез. Милиция не может предоставить суду орудие убийства судьи Лободенко.
По мнению журналистки, следствие, называющее киллером Максима Бадзюка, отстаивает совершенно нелогичную версию о появлении у него обреза охотничьего ружья. Якобы организатор преступления попросил Подгорного раздобыть оружие. Тот обратился к Максиму, у которого на чердаке было охотничье ружье, спрятанное в мешок. Достать мешок с чердака Бадзюк якобы попросил своего дальнего родственника. Тот даже не посмотрел, что лежало в мешке, но почему-то на предварительном следствии смог назвать марку охотничьего ружья. А на суде этот свидетель заявил, что на него давили и заставили оговорить невиновных.
Все подсудимые отрицают свою вину и утверждают, что во время следствия милиция их «прессовала». Несколько человек со стороны обвинения отказались от своих показаний.
У мэра Олега Бабаева, человека успешного, было достаточно врагов. Адвокаты обвиняемых считают, что с ним могли поквитаться деловые партнеры или даже российская ФСБ, поскольку кременчугский мэр был родом из Курска и незадолго до смерти ездил устанавливать с руководством российского города партнерские отношения.
— Ознакомившись с материалами уголовного производства, я пришел к выводу, что обвинения подсудимым предъявлены обоснованно, — говорит адвокат потерпевших со стороны Олега Бабаева Анатолий Кононенко. — Правда, допрошены еще не все свидетели, не исследованы многие вещественные доказательства, а также видеоматериалы, информация с электронных носителей. Если суд присяжных будет работать в таком темпе, как сейчас, когда заседания длятся неделями, думаю, приговор по этому самому резонансному для Полтавщины делу будет вынесен к Новому году.
Фото в заголовке УНИАН