А отстреливать хищников летом охотникам запрещает закон
— Волки водятся и в нашем районе, и в соседних — Бердянском, Мариупольском, Куйбышевском, Токмакском, Приазовском, Мелитопольском, — утверждает председатель Приморского отделения Украинского общества охотников и рыболовов Аркадий Арабаджи. — Кроме того, появились шакалы, которых раньше в этих краях не встречали.
У каждой волчьей семьи может быть до десяти детенышей. Осенью две — четыре семьи собираются вместе, и это уже огромная стая! Волки, в отличие от профессиональных охотников, охотятся бесплатно, в любой день, без расписания. В середине июля хищники напали на козу с козленком и барашка в Манойловке, чуть раньше в селе Инзовка их добычей стали четыре барана и коза. В Райновке волки отогнали жеребенка от кобылы и задрали. Но если лет 15—20 назад люди сразу сообщали охотникам о таких случаях, то теперь просто махнули на все рукой, и мне приходится упрашивать, чтобы они звонили нам, если хищники нападают на домашних животных. Люди говорят: «Ну позвоню я тебе, и что ты сделаешь — вернешь мне телку, задранную волками?» Поэтому мы узнаем о таких случаях через несколько дней, а то и через недели…
Однако сложность не только в этом. Весной 2015 года изменилось законодательство, и теперь за незаконно добытого волка охотнику грозит штраф до двух тысяч гривен! Так украинские законы пытаются подогнать под европейский стандарт. Но в Европе убытки хозяевам задранных хищниками домашних животных компенсирует государство, а у нас — нет.
Иногда доходит до парадокса: допустим, волк добыт законным путем, в момент охоты на зайца. Лесхоз обязан выплатить охотнику премию — 100 гривен. Но для того, чтобы получить эти деньги, череп животного следует отправить в Харьков, в лабораторию, которая подтвердит, что это именно волк, а не собака, и заплатить за справку 360 гривен. И в итоге лесхоз все равно не выплатит положенную сотню, потому, что денег у него нет.
Еще одна проблема, которая заботит Аркадия Арабаджи, это отсутствие финансирования государственной структуры ветеринарной медицины. В связи с этим местные власти переложили на плечи охотников предупреждение таких заболеваний, как африканская чума и бешенство. Вот только отстреливать бродячих животных в жилой зоне (ближе 200 метров от населенного пункта или зданий и помещений, где могут находиться люди) категорически запрещает закон. Увы, пока все письма «наверх» с просьбой разрешить существующие противоречия, остаются без ответа.
Фото из архива Аркадия АРАБАДЖИ