Украина

Экипажу судна "Ocean Grand", год назад брошенному владельцем на произвол судьбы, удалось добиться положенных выплат

8:00 — 11 августа 2015 eye 220

От стрессов и антисанитарии члены экипажа начали болеть: несколько человек попали в госпиталь, а один — в реанимацию. Но команда не теряла силы духа

О непростой ситуации, в которой оказались наши соотечественники, «ФАКТЫ» рассказывали 19 ноября 2014 года в публикации «Украинский экипаж судна „Ocean Grand“ четвертый месяц терпит бедствие в индонезийском порту». Напомним, 41 украинский моряк, среди которых и женщина, с середины прошлого лета находились в невыносимых условиях: без электричества, топлива, медикаментов, в полной антисанитарии. В раскаленную от 50-градусного зноя металлическую коробку (по-другому «раскуроченное» судно не назовешь) стала поступать забортная вода, создав реальную угрозу опрокидывания и даже затопления. Несмотря на то, что у большинства членов экипажа давно истекли сроки контрактов, вернуться домой моряки не могли — у них отсутствовали паспорта. Судовладелец решил попросту забыть о людях: прекратил снабжать продовольствием и питьевой водой, а теплоход оставил без топлива и денег на ремонт. Целый год члены экипажа — жители Одессы, Львова, Херсона, Луцка, Днепропетровска — боролись за свои права. Оказалось, не напрасно.

Победа далась дорогой ценой. Судовладелец брал моряков буквально измором. Первоначальное его предложение (после того, как экипаж поднял шум) было таким: уезжайте домой без зарплаты (многие не получали денег несколько месяцев), а средства на перелет, так и быть, дам, и скажите спасибо, что вообще выбрались из этой передряги…

— От стрессов и антисанитарии ребята начали болеть: несколько человек попали в госпиталь, а один — в реанимацию, — рассказывает капитан судна Леонид Коляденко. — Но команда держалась молодцом, не теряла силы духа.

— Индонезийские медики делали что могли, но больных с каждым днем становилось все больше, — говорит третий механик, одессит Николай Браславский. — В первую очередь, из-за некачественного питания. После предпринятых нами попыток огласки сложившейся ситуации (выложили в Интернет видеообращение капитана) еду привозили с берега уже готовую. С тараканами и мухами — шло в пищу все. Дождем залило судовые шахты, поэтому запустить вентиляторы мы не могли. Поскольку сливать грязную воду в океан нельзя из соображений экологической безопасности, мы заказали баржу, но она не пришла. Пришлось хранить воду на судне. С ужасом ожидали следующего ливня. Кроме того, сильный ветер угрожал сорвать пароход с якоря.

— Это судно — бывшее плавучее казино, — рассказала «ФАКТАМ» Марина, супруга Николая Браславского. — Нового арендатора владелец найти не смог, а ремонтировать теплоход, оформлять на него новую документацию ему стало невыгодно. В итоге судно не поставили в док на ремонт, как обещали, а бросили на рейде. Вместе с командой…

Несмотря на тяжелейшие бытовые условия, моряки решили держаться до последнего. При этом шансы получить свое кровное, заработанное, оценивали, по предыдущему негативному опыту, процентов в тридцать.

Стало ясно: без содействия профессионалов — юристов в морской сфере — не обойтись. Мореходы, их родные и близкие начали писать во все инстанции, включая международные. Обратились в благотворительную организацию «Фонд помощи морякам «Ассоль». Там сразу направили письма-претензии и запросы в адрес иностранного работодателя. Однако успеха это не принесло.

— Кроме администрации панамского флага, не ответил никто, да и полученный документ больше был похож на бюрократическую отписку, чем на готовность конструктивно решать проблему, — говорит координатор проектов фонда «Ассоль» Андрей Шевченко. — На активные протесты дипломатических служб Украины, подключившихся по обращению нашей организации, судовладелец также не отреагировал.

Утратив надежду на цивилизованное разрешение трудового конфликта, моряки решили прибегнуть к последнему средству: при содействии индонезийских юристов в начале марта нынешнего года добились ареста судна. Правда, к тому моменту некоторые члены экипажа, не выдержав нечеловеческих условий пребывания, покинули борт аварийного теплохода, согласившись взять от судовладельца деньги на билеты домой и неполную зарплату в обмен на письменный отказ от каких-либо претензий.

На судне остались лишь самые мужественные, настроенные добиваться справедливости.

«Мы — высококвалифицированные специалисты! И от лица всех украинских моряков отстаиваем права на достойное обращение. Хотя нас просто отсюда выживают. Без топлива, еды и воды долго выдержать (во всяком случае, до суда, который имеет обыкновение переноситься сколько угодно раз) не представляется возможным», — задекларировали они свою позицию.

По свидетельству оставшихся на борту, последние два месяца оказались наиболее напряженными. Судовладелец выискивал всевозможные лазейки, чтобы все-таки не выполнить обязательства. Практически 24 часа в сутки шли сложные переговоры, затем — по телефону и Интернету — моряки консультировались со специалистами «Ассоли».

— В начале марта совершенно прекратились поставки на борт топлива и продуктов (до того в минимальных объемах судно снабжал агент), — рассказывает Николай Браславский. — Добавьте к этому изнуряющую жару, проблемы со здоровьем из-за стрессов и антисанитарии, и получится картина за гранью человеческих возможностей. Партнер «Ассоли» — международная морская организация «Mission to Seafarers» — откликнулась на призыв о помощи и по мере возможности поставляла нам продукты. Спасала также рыбалка.


*Третий механик Николай Браславский: «Несмотря на сложнейшие условия, мы поддерживали судно в рабочем состоянии» (фото из семейного альбома)

Члены экипажа продолжали выполнять свои профессиональные обязанности, поддерживать теплоход в рабочем состоянии. Наконец, в июне наши соотечественники добились справедливости и полностью получили заработанное.

«…Мы дошли до победы — задолженности были погашены. Нам выплатили причитающиеся суммы „от звонка до звонка“. Нам — это остававшимся бороться до победного конца. Сейчас мы заключили новый контракт на месяц, после чего будем возвращаться в Украину. Благодаря вашей поддержке наша стойкость дала результат!» — не сдерживали эмоций моряки в письме юристам фонда «Ассоль».


*На борт доставили очередную порцию провизии от благотворителей

Как подчеркивают специалисты «Ассоли», в мировой судоходной отрасли постоянно задействованы более 80 тысяч граждан Украины, которые получили паспорт моряка. Из злоключений украинских экипажей, работающих на зарубежных судах, необходимо делать соответствующие выводы. Моряки должны знать свои права. А на государственном уровне нужно создавать национальную судоходную компанию, возможно, даже несколько. Раньше только в Черноморском морском пароходстве — крупнейшей судоходной компании Европы — насчитывалось более 300 судов: от морских прогулочных катеров до океанских круизных лайнеров. Нынче же суда торгового и круизного флота под украинским флагом — редкость. Вот десятки тысяч профессионалов, чтобы не остаться без средств к существованию, вынуждены наниматься к иностранным судовладельцам.

Специалисты по морскому праву отмечают, что, устраиваясь на работу, люди зачастую не читают контракты, не интересуются своей страховкой и слепо доверяют работодателю. Дабы избежать ситуации, в которую попали моряки в Индонезии, юристы советуют проверять данные, наводить справки, в том числе с помощью Интернета, о судовладельце, интересоваться морским профсоюзом, который обслуживает судно. Также непременно следует проверять страховщика компании. Все это значительно уменьшает риски.