Мир

65 процентов россиян уверены, что Путин и правительство сделали все для спасения экипажа "Курска"

13:17 — 12 августа 2015 eye 743

Сегодня, 12 августа, мировые средства массовой информации вспоминают о трагической гибели в водах Баренцева моря российского атомного подводного ракетного крейсера «Курск». Минуло ровно 15 лет. Гибель 118 подводников стала одной из самых черных страниц в истории современной России. Сегодня в городах, откуда были родом погибшие моряки, проходят траурные мероприятия — в Мурманске, Калининграде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Курске, Владивостоке.

В августе 2000 года экипаж «Курска» вышел в море для участия в походе кораблей Северного флота. Мероприятие должно было стать последней практической тренировкой флота перед выходом в Средиземное море. На борту атомохода находились 118 человек: 111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия «Дагдизель».

12 августа подлодка выполнила условный ракетный удар по кораблям предполагаемого противника, после чего на связь больше не вышла. «Курск» обнаружили спустя двое суток на глубине 108 метров в 80 милях от главной базы Северного флота — Североморска.

После обнаружения подлодки предпринималось несколько попыток спасения членов экипажа подлодки. Свою помощь предлагали западыне страны, в частности Великобритания. Однако российские власти отказались, а эксперты заявляли журналистам, что подводники, скорее всего, давно мертвы. Многих тогда, мягко говоря, удивляло поведение президента России Владимира Путина. Он не стал прерывать свою поездку в Крым. Вернулся в Москву только 19 августа, после чего сделал первое заявление. В нем глава государства отметил, что надежды на спасение экипажа субмарины практически не осталось.

За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел. После этого было решено поднимать сам атомный подводный крейсер. Операция началась в октябре 2001 года с привлечением иностранных специалистов. После подъема субмарины из ее корпуса извлекли тела еще 103 подводников. Двое матросов — Дмитрий Котков и Иван Hефедков, а также главный специалист «Дагдизеля» Мамед Гаджиев найдены не были. Они навсегда остались на дне Баренцева моря. Семьям погибших подводников правительство РФ выплатило по 720 тысяч рублей (около 26 тысяч долларов).

Согласно выводам правительственной комиссии, причиной гибели экипажа «Курска» стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины. Комиссия, работавшая более двух лет, установила точное время гибели подлодки.

По официальной версии, трагедия произошла в результате взрыва торпеды в торпедном аппарате № 4, повлекшего взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке «Курска». По мнению следствия, первый взрыв произошел в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды, которые возникли вследствие «нештатных процессов». Вытекшая смесь, взорвавшись, разрушила торпедный аппарат № 4 и находившийся рядом аппарат № 2. Второй взрыв произошел две минуты спустя и полностью разрушил носовую часть подлодки.

Как считают эксперты, моряки погибли не все сразу. Некоторые из них действительно скончались через несколько секунд после взрыва, как и утверждалось ранее. Однако смерть 23 моряков, остававшихся в девятом отсеке АПЛ, наступила только через шесть-восемь часов. Однако к моменту обнаружения лодки спасти их уже было невозможно, уверены специалисты.

По неподтвержденной версии расследований, проведенных журналистами, моряки оставались живыми дольше. В частности, многие ссылаются на адвоката Бориса Кузнецова, представлявшего интересы 55 семей подводников. Он написал книгу «Она утонула…», в которой на материалах уголовного дела, исследуя в том числе и проведенные экспертизы, доказывает, что официальная версия, будто моряки погибли сразу — ложь. В одной из глав юрист утверждает, что многие подводники долгое время еще оставались живы и пытались привлечь внимание спасателей, выстукивая по корпусу SOS. Однако в деле о гибели подлодки говорится, что «указанные шумы (стуки), классифицированные экспертами как сигналы бедствия, издавались не из АПРК „Курск“, а из подводной части надводного корабля, находившегося вне пределов района гибели подводного крейсера».

На этой неделе командир спецотряда водолазов капитан 1-го ранга Андрей Звягинцев рассказал журналистам о том, что увидел во время спуска под воду к затонувшей атомной подлодке. «Внутри все было перевернуто. На местах остались только закрепленные приборы. Везде на стенах черные разводы. Видно было, что вода несколько раз то заполняла отсеки, то наоборот спадала. Безжизненный корпус, а не боевое судно».

Звягинцев совершил больше погружений к «Курску», чем кто-либо другой. Более 870 часов спасатель провел под водой на глубине в 100 метров.

Генпрокуратура России возбудила уголовное дело по факту гибели АПЛ «Курск» 24 августа 2000 года. Указ президента Путина позволил многим избежать приговора суда по уголовному делу о гибели подлодки. В 2002 году дело было закрыто «за отсутствием виновных». Главком ВМФ России Владимир Куроедов сохранил свой пост и ушел в отставку по состоянию здоровья только в 2006 году.

В соответствии с российским законодательством секретные документы о гибели «Курска» могут быть обнародованы через 30 лет после трагедии. Для этого должна быть создана правительственная комиссия, которая рассмотрит возможность снятия грифа секретности. Об этом 11 августа напомнил журналистам начальник Центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков.

«Здесь 15 лет всего прошло. Есть законодательство, мы в соответствии с ним работаем, если будет принято какое-то правительственное решение, может быть, и будет организована комиссия. Но есть законы, которые определяют, что через 30 лет нужно просмотреть документы на предмет возможного снятия грифа, а может быть, и не снять», — сказал Пермяков

Первые несколько лет после трагедии история гибели «Курска» воспринималась в России очень болезненно. Путину вспоминали не только его запоздалую реакцию и нежелание разбираться в причинах, но и некое пренебрежение к памяти подводников. Спустя восемь лет после катастрофы — в сентябре 2008 года — президент России, отвечая в прямом эфире на вопрос ведущего американского телеканала CNN Ларри Кинга, что случилось с подводной лодкой «Курск», сказал с характерной для него улыбкой: «Она утонула…». А еще два года спустя Путин, занявший пост премьер-министра, и его преемник Дмитрий Медведев проигнорировали траурные мероприятия, приуроченные к 10-летию трагедии, вызвав возмущение родственников погибших подводников.

Спустя еще пять лет настроения в российском обществе изменились. Результаты опроса, опубликованные 10 августа, показали — только 35 процентов россиян уверены, что правительство не приняло всех мер для спасения экипажа затонувшей в 2000 году атомной подлодки «Курск». В год трагедии доля жителей РФ, недовольных действиями властей по спасению подлодки, составляла 72 процента.

Спустя 15 лет количество россиян, уверенных, что было сделано все возможное, увеличилось. Сейчас так считает 40 процентов респондентов, в 2010 году этого мнения придерживались 34 процента, в 2000 году — лишь 23 процента. Затруднились ответить 26 процентов опрошенных.

В том, что российские власти поступили правильно, отказавшись от предложений зарубежной помощи в спасении моряков «Курска», уверены 28 процентов россиян. В то же время 41 процент считает это решение неверным. Затруднились ответить 32 процента участников опроса.

Исследование было проведено 17−20 июля среди 800 человек из разных регионов России.