Происшествия

Глава федерации профсоюзов украины василий хара: «уничтожая отечественного производителя, нельзя сохранить рабочие места и зарплату»

0:00 — 15 июля 2009 eye 297

По прогнозам экспертов ФПУ, безработица в Украине к концу года может достигнуть 15 процентов

По словам экспертов, осенью грядет новая волна кризиса. И армию безработных могут пополнить еще сотни тысяч человек. По всему миру на защиту людей в такой ситуации становятся профсоюзы. Зарубежный опыт заставляет задуматься о том, как наши профсоюзы защищают интересы трудящихся перед работодателями и властью.

С этим вопросом мы обратились к лидеру крупнейшего профсоюзного объединения Украины. Председатель ФПУ Василий Хара был категоричен: во всем мире профсоюзы объединяются, у нас же «феодальная» раздробленность профсоюзного движения значительно снижает эффективность защиты людей.

«С наступлением осени забастовки неизбежны»

- Василий Георгиевич, как можно противостоять новой волне увольнений?

- Увы, сейчас созданы такие условия, когда бизнес, в том числе средний и мелкий, уничтожается. Мы имеем рекордное в Европе падение производства — порядка 30 процентов.

По расчетам наших экспертов, к концу года безработица в стране может достигнуть 15 процентов. Ведь на многих предприятиях люди отправлены в отпуск за свой счет. И безработными не считаются, и зарплату не получают. Еще в начале кризиса профсоюзы предлагали Кабмину предпринять экстренные меры для минимизации роста безработицы. Мы говорили, если на зарубежных рынках наш металл не востребован, значит, следует переориентировать эти отрасли на внутренний рынок. Не металлургам и химикам нужно помогать, а тем, кто покупает у них продукцию. Будет спрос, будет и предложение. Это по цепочке оживило бы всю промышленность. Так мы сохранили бы и рабочие места, и заработную плату. К сожалению, антикризисной программы до сих пор нет, а ситуация только ухудшается.

- Тем не менее о массовых забастовках в стране пока не слышно…

- Летом наши люди массово трудятся на своих огородах и дачах, делая заготовки на зиму, однако с наступлением осени, отопительного сезона и нового витка цен забастовки неизбежны. Возьмем только два момента. Объективный прожиточный минимум по закону нужно пересматривать не реже чем раз в пять лет. В последний раз перечень необходимых продуктов, товаров и услуг устанавливался аж в 2000 году. Вот и получаем: реальный прожиточный минимум сегодня 1300-1400 гривен, а официальный — в два раза ниже (669 гривен.  — Авт. ). И второй момент — минимальная зарплата на сегодня ниже официального прожиточного минимума, так что доход даже работающих граждан находится намного ниже уровня бедности. Такой абсурд рано или поздно выльется в массовый протест людей, которые, работая, не могут обеспечить свою семью и себя самым необходимым и вынуждены выживать.

- Скажите, почему в Европе чуть что — демонстрация, а из нашего народа можно веревки вить — он и не пикнет?

- Наш народ очень терпелив. Однако в условиях капитализма нужно менять психологию людей, в первую очередь членов профсоюзов. За границей трудящиеся объединяются в профсоюз, чтобы вместе отстаивать права, у нас же платят взносы, чтобы наблюдать со стороны, как кто-то защищает. Пассивную позицию людей нужно ломать — сильный профсоюз необходим только трудящимся и никому больше. Поэтому сейчас мы проводим большую работу по обучению наших лидеров, которые затем будут работать непосредственно с первичными организациями. Чтобы учитель научил кого-то, надо сначала научить учителя. Кроме того, одними протестами всего не добиться. Нужно самим создавать механизмы решения проблем. Над этим работаем. Например — безопасность труда. Нами за прошлый год выявлено почти 700 несчастных случаев на производстве, в том числе смертельных, которые руководители предприятий пытались скрыть. Бороться за безопасные условия труда жизненно необходимо, поэтому нами создан центр по охране труда и аттестации рабочих мест. И это только одно направление.

«Профсоюзы защитили право работающих пенсионеров на пенсию»

- Вы говорите о глобальных вещах, но ведь часто вся проблема в том, что хозяин, пользуясь кризисом как предлогом, просто не хочет платить людям зарплату…

- Благодаря ФПУ работодатели уже вернули людям порядка 60-80 миллионов гривен задолженности по зарплате. Боремся с незаконными увольнениями. С начала кризиса мы оказали бесплатную юридическую помощь 640 тысячам членов профсоюзов. Причем мы не только даем консультации, но и представляем интересы в суде.

- Многих людей убедили уволиться по соглашению сторон, и они не могут теперь получить пособия.

- С подачи правительства уволенный по согласию сторон мог встать на учет в центр занятости лишь на 91-й день. Но нам удалось отстоять прежнюю норму закона и защитить права людей. Так что сейчас проблемы могут возникнуть лишь при увольнении по собственному желанию, о чем мы неоднократно всех предупреждаем. Если вас принуждают уволиться по собственному желанию, не сдавайтесь, указывайте в заявлении, что вас увольняют с нарушением законодательства, обращайтесь в профсоюз, и вам помогут защитить ваши права.

- Я знаю, недавно в первом чтении был принят закон о социальном диалоге. Что это и зачем?

- В любом демократическом государстве существует диалог между властью, работодателем и профсоюзами. Он называется социальным. Цель диалога — достижение компромисса по актуальным вопросам жизнедеятельности. Например, собственник предприятия и рабочие традиционно преследуют разные интересы. Первый хочет получить как можно большие прибыли, вторые — достойную оплату и условия труда. Паритет интересов достигается через заключение коллективного договора. В нем предусмотрено много условий, в том числе и бесплатное горячее питание, спецодежда, надбавки к зарплате, путевки на оздоровление, льготные пенсии для отработавших на предприятии определенное количество лет. Такой вот социальный диалог должен быть на всех уровнях. На уровне предприятия — коллективный договор, на уровне региона — региональное соглашение, на уровне отрасли — отраслевое тарифное соглашение, на уровне страны — генеральное соглашение, определяющее основные социальные нормативы. Новый законопроект направлен на упорядочение диалога между работодателем, властью и профсоюзом на всех уровнях.

- У закона, слышал, есть оппоненты.

- Да, он уже стал предметом бурного негодования некоторых профсоюзных деятелей, которые в условиях жесточайшего экономического кризиса озабочены только своей судьбой. Особенно их не устраивает принцип репрезентативности. Дело в том, что в Украине более 130 отраслевых профсоюзов и различных объединений. И каждый пытается показать себя организацией всеукраинского уровня, хотя иногда больше похож на Голохвастова из классической пьесы. Закон ставит все на свои места — если вы всеукраинская организация, отвечайте, будьте добры, определенному перечню вполне логичных требований. Но не всех это устраивает…

- Возможно, кому-то не нравится, что вы как народный депутат имеете влияние на принятие тех или иных законов…

- А что здесь плохого? Профсоюзы не могут оставаться в стороне от законодательной жизни. Я возглавляю парламентский комитет по вопросам социальной политики и труда, и за это время мы приняли закон о профсоюзах, создали реально работающую систему социального страхования, внесли изменения в законы, мешавшие профсоюзам защищать человека труда. Я уверен, что лучше предупредить появление плохого закона, чем потом с ним бороться.

- Думаю, достижением можно считать и то, что ваш представитель присутствует на заседаниях Кабмина…

- Да, я считаю это большой победой. Профсоюзы могут теперь напрямую высказывать властям свое мнение по поводу важнейших государственных решений и вовремя пресекать принятие некоторых решений. Правительство пыталось ввести норму закона, по которой работающие пенсионеры получали бы только 50 процентов пенсии, дескать, пока они работают, пенсию в полном объеме им можно и не платить. Федерация профсоюзов Украины заняла жесткую позицию по этому вопросу, и меня очень радует, что мы защитили право работающих пенсионеров на пенсию, которую они заработали. Сейчас мы воюем с Министерством труда и Пенсионным фондом по отмене еще нескольких распоряжений, которые больно бьют по людям пенсионного возраста.