Сейчас за жизнь тяжелораненого бойца 95-й аэромобильной бригады борются израильские врачи, которые сделали парню уже три операции
— Ушел на войну сын красавцем — рост 186 сантиметров, вес около 95 килограммов, — житель Житомира Игорь Дидора, отчим снайпера Валентина Ковальского, показывает армейские фото парня. — А сейчас он весит всего 53 килограмма.
Игорь Дидора — инвалид-колясочник. Теперь после ранения и Валик практически прикован к постели. Снайперская пуля серьезно повредила кишечник. Валентин старается подремать, как только боль немного отпускает. Потому общаемся мы, в основном, с его отчимом.
— Валентин — контрактник, — рассказывает Игорь. — До войны отслужил срочную службу в армии, как раз в Донецке, в войсках МВД. Затем поступил на заочное обучение в Житомирский университет по специальности инженер-механик. Сын участвовал в АТО с первых дней. Ни на что ни разу не пожаловался. Еще в начале весны стоял на Арабатской стрелке под Геническом в Херсонской области. Там тогда было очень «горячо». Потом его перебросили под Славянск. На Карачуне он находился до самого падения телевышки. В чистом поле, под постоянными обстрелами! А его даже после освобождения Славянска и Краматорска в отпуск ни разу не отпустили. Сразу марш-бросок на границу — в Шахтерский район Донетчины, под Саур-Могилу, где он и был ранен. То, что Валик тогда выжил, — чистое везение и наши молитвы.
*Снайпер Ковальский (справа) участвовал в АТО с первых дней
Ранили Валентина Ковальского 27 июля 2014 года. Родители парня знали, что там, где находится их сын, идут жестокие бои. Вся страна это знала из теленовостей. Поэтому, когда отчим и мать не смогли связаться с младшим сыном (у Валентина есть брат) в течение трех суток, заподозрили неладное. О том, что Валя ранен, им сообщила мать сослуживца. Спустя время Валик и сам перезвонил из госпиталя, успокоил, сказал, что жив, все, мол, будет в порядке.
— Сын чудом не погиб: снайперская пуля калибром 7,62 миллиметра вошла в район бедра и, пробив таз, прошила тело насквозь. После чего, ударившись о металлическую пластину бронежилета, рикошетом вошла в брюшную полость, повредив кишечник, — рассказывает собеседник. — На операционный стол госпиталя в Харькове Валя попал лишь спустя девять часов после ранения, уже с тяжелым перитонитом.
После первой операции, в ходе которой бойцу вывели на поверхность стому, Валентина перевели во Львовский госпиталь, где в течение полутора месяцев сделали еще четыре операции. Выписавшись, Валентин лечился дома. Казалось, что он уже идет на поправку. Но… операция по реконструкции кишечника оказалась неудачной, у пациента открылись новые свищи.
— И снова, уже восьмая, операция. Сыну удалили несколько метров кишечника, — рассказывает отчим снайпера. — Выписали Валика в середине мая. И с тех пор его состояние не улучшается. Он теряет вес, было время, что весил вообще 40 килограммов. Прием пищи сопровождается рвотой. А страшные боли лишают его сна.
Не увидев положительных результатов лечения на родине, родители Валентина стали искать помощи за рубежом. Из клиники в Израиле, куда направили медицинские документы парня, пришло приглашение на обследование. Деньги на эту поездку его семья «наскребла по сусекам» самостоятельно. В ходе обследования выяснилось, что, кроме проблем с кишечником, у Валентина отказывают почки. Парня нужно лечить и снова оперировать. На это требовалось почти 80 тысяч долларов.
— Врачи предупредили, что тянуть с лечением нельзя — иначе будет поздно, — говорит Игорь Дидора. — Я написал высокопоставленным чиновникам, депутатам и бизнесменам 30 писем с просьбой помочь. И отправил с уведомлением о вручении. В ответ пришли три отписки: мол, ваше обращение направлено на рассмотрение в Минздрав. Это просто счастье, что я нашел Фонд братьев Кузьминых, и… буквально через десять дней нужная сумма была на счету!
Легендарный комбат «киборгов» Олег Кузьминых, о котором «ФАКТЫ» неоднократно писали, и его младший брат Сергей зарегистрировали свой благотворительный фонд лишь 13 июля нынешнего года. Однако за этот недолгий период успели уже немало.
— Деньги на лечение Валентина Ковальского мы собрали очень быстро, даже малоимущие бабушки отрывали от своих пенсией по 100 гривен, — рассказал Сергей Кузьминых. — А более половины суммы (свыше 48 тысяч долларов. — Авт.) перевел прямо на счет израильской клинки бизнесмен, пожелавший остаться неизвестным.
— Когда мы говорим о людях, которые находятся в АТО, то иной раз, забываем о тех, кто уже вернулся с войны, но ранен, о семьях, чьи кормильцы в плену или погибли, — говорит комбат Олег Кузьминых, который ныне работает заместителем начальника военного учебного центра в Житомире. — Люди поддерживали мою семью, когда я был в плену, теперь я стараюсь помочь тем, кто сейчас нуждается в поддержке.
Благодаря выделенным Фондом братьев Кузьминых средствам жена погибшего Героя Украины танкиста Артема Абрамовича и его маленькая дочка смогли отдохнуть в Одессе. Девочка до этого никогда не видела моря. На 40 тысяч гривен фонд закупил медикаментов, средств гигиены и костылей для пациентов военного госпиталя в Житомире.
— Харьковчанин Виктор Давиденко, провоевавший год и награжденный орденом Богдана Хмельницкого I степени, которому мы собрали деньги на сложную операцию на позвоночнике, уже делает первые шаги! — не без гордости говорит Сергей Кузьминых. — А ведь в результате ранения он получил не только перелом позвоночника, но еще и сильнейшие ожоги, раскол черепной коробки. Сейчас хотим сделать Аллею славы с часовенкой в Константиновке, где базировалась 95-я отдельная аэромобильная бригада, в которой 90-й штурмовой батальон возглавил мой брат.
Бойцы этого батальона, напомним, стали последними защитниками Донецкого аэропорта.
— Скучно лежать целями днями, хочу к ребятам, на передовую! — Валентин Ковальский все же нашел силы, чтобы поговорить со мной. — Позже узнал, что мое подразделение шло в одной колонне с бригадой, в которой воевал Олег Кузьминых. Тогда, разумеется, я не был с ним знаком. Когда наши войска вынуждены были отступать от Саур-Могилы, моя группа отстала — у нас поломалась бронетехника. Мы попали в засаду. Отстреливались. Я наклонился, чтобы взять боеприпас, тут снайперская пуля и настигла меня. Но ничего. Благодаря такой поддержке я просто обязан выздороветь!
Во вторник, 28 июля, Сергей Кузьминых отвез Валика с его мамой в аэропорт, и они улетели в Израиль. Там состояние парня резко ухудшилось. Вот сообщение, размещенное на сайте Фонда братьев Кузьминых:
«SOS! Валентин Ковальский!
Ситуация на сегодняшний день очень плачевная. Вместо одной операции Валентину сделали уже три! Вчера вечером Валику стало намного хуже. Врачи борются за его жизнь. Но лечение в больнице платное. Один день стоит 1300 долларов. В клинике нужно пробыть еще минимум неделю, а денег нет.
Мы с вами уже столько прошли, неужели сможем бросить Валентина на полпути?
Выставляем номер карты в «ПриватБанке» 4149 4378 5213 0671, для евро 5 168 757 292 743 178, для долларов 4 149 497 837 729 724, получатель Сергей Кузьминых (Фонд братьев Кузьминых) — по причине того, что карты Валентина и его мамы остались в Украине. Сообщаю телефон отца Валентина (097) 444−15−78 и телефон его мамы в Израиле +972 559 841 265.
Прошу также помощи у украинской диаспоры в Израиле".
— Мы снова обращаемся к добрым людям, — говорит Игорь Дидора, отчим солдата. — Помогите парню, который защищал эту страну, ведь у него еще вся жизнь впереди. Хотелось бы, чтобы он мог прожить ее полноценно.