Происшествия

«я спрятал сейф с пожертвованиями паломников в надежном месте. И требую, чтобы его вскрыли публично! »

0:00 — 17 июля 2009 eye 466

В Машевском районе на Полтавщине вокруг нерукотворной иконы Богоматери, которая проявилась на спиле ветки старой груши, разразился скандал. Церковь, сельсовет и собственник дерева не могут поделить деньги, которые жертвуют люди, пришедшие поклониться образу

Сорокалетняя груша-дичка, растущая на подворье Руслана Литовченко, 31-летнего жителя села Старицковка Машевского района, нынешней весной цвела очень щедро. Однако не урожай плодов интересует сейчас участников конфликта. Дерево, которое еще несколько месяцев назад собирались спилить под корень, стало давать куда более ощутимые «плоды». Люди поговаривают: паломники оставили возле иконы уже около трехсот тысяч гривен. Кому они достанут-ся? Вот в чем вопрос!

«Завистники рассказывают, будто мы с родственниками икону три недели выжигали на дереве»

- А какова, собственно, заслуга Руслана Литовченко в появлении этой иконы? — недоумевали некоторые депутаты сельского совета, когда обсуждали проблемы, возникшие с появлением нерукотворного образа Богородицы.  — Она досталась ему даром. За что же он должен получать деньги?

- Господь так распорядился, чтобы Руслан срезал ветку на груше, — считает настоятель Свято-Николаевской церкви в Машевке отец Анатолий.  — Но эта святыня не может принадлежать ему, она принадлежит церкви. Литовченки ведь даже не приватизировали земельный участок, на котором растет дерево, поэтому можно считать, что оно все еще в собственности бывшей хозяйки дома.

- На последней сессии сельский голова заявил, что груша растет в прибрежной зоне, поэтому должна отойти сельскому совету, — объясняет Руслан Литовченко.  — Но у меня есть государственный акт на приватизацию сорока восьми соток земли, и мои владения заканчиваются у самых камышей возле пруда, как и у многих жителей Старицковки. Тут у нас в округе восемь прудов, и прибрежные зоны расположены на противоположных от огородов берегах.

Сплошная сумятица и в головах сельчан. Одни говорят, что Руслан продает хату вместе с необычной грушей за шестьдесят тысяч евро, другие — что просит двести, но никто не дает. Рассказывают, он уже купил себе где-то новый участок земли и квартиру в Полтаве, а еще «Москвич» якобы поменял на «Мерседес».

- Пришлось даже санэпидстанцию просить сделать анализ колодезной воды, потому что некоторые «доброжелатели» рассказывали приезжим всякие небылицы: и что котов мы в колодце топили, и что предыдущая хозяйка дома сбросила одежду сына, умершего от туберкулеза, в колодец, поэтому наша семья тоже заразная, — грустно улыбается Руслан.  — Приходилось даже слышать, что ночью носим воду из пруда, поскольку родник тут пересыхает, а икону я с родственниками три недели выжигал на дереве… Слава Богу, выдумкам завистников никто не верит. Но все же спрашивают иногда: это правда, что за вход нужно платить сто гривен? А правда, что вы водой торгуете? Кто-то же распускает эти слухи…

- Как же можно посягать на чужую собственность? — поддерживает семью Литовченко кременчужанка Алла Ивановна, которая уже второй раз посещает Старицковку.  — Груша растет в вашем огороде, и никто, кроме вас, не имеет на нее права. Кому нужно сходить в церковь, пойдет туда, а кто хочет увидеть чудо Божье, приедет сюда. Я, например, два месяца практически ничего не ела, и врачи не могли объяснить, в чем причина. По совету знакомых помолилась возле иконы, попила водички из колодца — и начала набираться сил…

«Для церковных служителей эта груша — что рыбное место. Осенью, говорят, здесь уже нечего будет ловить»

Пока никто еще толком не ведет учета подобным случаям исцеления. Однако земля слухами полнится. У одних, как только они помолятся возле чудотворной иконы, в пятках «шпоры» исчезают, у других давление нормализуется, у третьих проходят головные боли…

- Я даже не заметил, когда у меня исчез нарост на правой руке возле запястья, — хвалится Григорий Павлович, отец Руслана.  — Такой большой был, даже уже мешал работать. Несколько дней назад обратил внимание, что его нет. Хотя о наросте я даже не думал, прислоняясь спиной к груше.

Слышал Григорий Павлович, что освященной в колодце водой люди протирают лежачим больным пролежни, прикладывают примочки к болезненным точкам, местам переломов, сбрызгивают детей, чтобы кожа была чистой… Утверждают, что помогает.

Но люди, с которыми приходилось общаться, побаиваются: как бы негатив, скопившийся вокруг иконы, не навредил образу Пресвятой Богородицы. Вдруг он, окутанный атмосферой неприязни, возьмет да исчезнет?

- Раньше я просто летала возле нерукотворной иконы, а теперь меня туда и ноги не несут, — сетует прихожанка Свято-Николаевской церкви в Машевке Инна, торгующая разной церковной утварью возле подворья Руслана Литовченко.  — Видите, стою на солнцепеке целый день, а меня даже водички попить во двор не пускают. Сывороткой жажду утоляю. Тот, кто понимает, что происходит, бросит какую-то копейку на нужды храма. Но в основном люди оставляют деньги у груши…

Руслан Литовченко подтверждает: да, запретил входить во двор двум батюшкам — машевскому и селещанскому и даже пригрозил: «Зайдете — спущу собак». Дескать, их поведение противоречит всем нормам христианской морали. Поэтому попросил убрать от нерукотворной иконы и их товар.

- Уж мы насмотрелись на этих священников вблизи! — горячится Руслан, на ходу отпивая из чашки кофе, ведь теперь ему некогда даже спокойно пообедать.  — Каждый старается урвать как можно больше. Эта икона вроде рыбного места для них. Слышал, как один другому говорил: «Осенью здесь уже нечего будет ловить». Тут на таком воровском жаргоне некоторые изъясняются! «Я за «базар» отвечаю», — отрезал мне один священник, когда я пытался найти с ним общий язык. В общем, «по понятиям» живут «пацаны».

Представьте себе, батюшка «советует» прихожанам класть деньги не в общую копилку, а… в его тетрадь. Поверите ли, что Свято-Николаевская церковь в Машевке на праздник Святого Николая была закрыта? Как же, в Старицковке можно было заработать гораздо больше! На чувствах верующих… А по утрам кое от кого таким перегаром разит, что упасть можно. Паломники высказываются за то, чтобы и этих святых отцов на службу не пускать, и тех, кто засаленные рясы надевает. Стыд-позор!

Священники тут по очереди молебны проводят. Поразительно, но один молодой батюшка на Божьи служения приходит с… ноутбуком. Отправит службу и садится… играть в виртуальные игры.

Хотя больше всего меня возмутило то, что отец Анатолий пополнил свой личный банковский счет, положив 44 тысячи гривен. Объяснил это тем, что в банке не нашлось… свободной ячейки. Кто-нибудь слышал о таком? Это же не драгоценности, которые кладут в ячейку.

По устной договоренности, он как представитель местной церкви должен класть двадцать процентов от пожертвований на благотворительный счет, с которого я мог бы брать деньги на обустройство территории и как компенсацию за причиненные неудобства. Однако батюшка, получается, присвоил все деньги себе. Это же беспредел!

Я обращался и в милицию, и в прокуратуру, но мне везде говорят: «Разбирайтесь сами, это не наше дело». Буду обращаться выше — к духовенству, в Кабинет министров…

«Из собранных пожертвований не возьму ни копейки — все передам в детский дом»

В первые недели всеобщего доступа к нерукотворной иконе люди оставляли возле нее весьма солидные суммы. Чтобы купюры (а иногда, говорят, и золотые украшения) не вытряхивать без конца из трехлитровой банки, священники решили поставить здесь… сейф размером приблизительно метр пятьдесят высотой и полметра шириной. Руслан утверждает, взяли его в сельском совете. Сверху прорезали дырку, как в копилке, а ключ от замка забрал отец Анатолий. Но, когда сейф паломники забили деньгами до отказа (утверждают, даже палками трамбовали, чтобы больше влезло), «копилка» вдруг исчезла…

- Я спрятал сейф в надежном месте, — не скрывает Руслан Литовченко.  — И требую, чтобы его вскрыли публично — в присутствии представителей правоохранительных органов, средств массовой информации. Считаю, в возникших финансовых проблемах нужно навести порядок. Лично для себя из пожертвований не возьму ни копейки. Полагающиеся мне двадцать процентов передам в сиротский интернат. Но и остальные деньги пусть пойдут не на счет одному человеку, а на какое-нибудь благое дело.

Церковнослужители собирают теперь пожертвования за металлическим забором, которым обнес подворье Руслан. Разрешится ли конфликт в ближайшее время, неизвестно. Отец Анатолий ключ от сейфа не отдает, более того, обратился в милицию с заявлением на неправомерные действия Руслана Литовченко. В возбуждении уголовного дела отказали, тогда батюшка пожаловался в прокуратуру, которая вернула материалы милиции на доследование.

- Люди ведь кладут деньги не хозяину, а Божьей Матери, — говорит отец Анатолий.  — Семья же Литовченко намерена забирать их все себе. В некоторые дни от двадцати до пятидесяти тысяч гривен собирали. Куда они ушли? Руслан уже и адвокатов нанял, которые подсказывают ему, как действовать, чтобы распоряжаться денежными поступлениями самостоятельно. А на 43 тысячи 700 гривен, о которых он говорит, составлен акт, и лежат эти деньги на счету сельской общины, главой которой меня назначил архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп. Ни копейки оттуда не истрачено, процент Руслана тоже не уменьшился.

Мы планируем построить на пожертвования молитвенный дом в Старицковке — сельсовет передал нам здание старой школы. Но часовню возле груши, коль на то пошло, пусть Руслан строит сам, церковь помогать ему не будет. Хотим, чтобы все было честно, по правилам.

Настоятель жалуется: надоело говорить о деньгах, а о духовном не приходится. «Бог все видит, он управится с этой ситуацией», — резюмирует святой отец.

Да уж, наверное, без вмешательства высших сил здесь не обойдется.

Тем временем паломники по-прежнему тянутся к необычной груше. Дорога сюда хоть и не гладкая, но все же самые большие ухабы уже засыпаны щебнем. Руслан поставил также пристойный общественный туалет, уже заказал красивый козырек для колодца. С восьми часов утра и до четырех вечера возле усадьбы теперь несут службу сотрудники милиции — по одному человеку из Машевского, Чутовского и Карловского районов. Они следят за порядком и в конфликт не вмешиваются.

Проявившееся на груше изображение Богородицы уже обтянуто целлофаном — для защиты от грязных рук и помады. Над иконой повесили новые рушники, а ствол дерева от постоянных прикладываний стал словно отполированный. Здесь очень красиво и спокойно, не хочется уходить. Сидеть бы здесь под Божьей благодатью и предаваться размышлениям о вечном… Да вот страсти, бурлящие вокруг этой старой груши, мешают сосредоточиться.