По итогам заседания Национального совета реформ решено разработать единый проект налоговой реформы и подать его на рассмотрение парламента уже этой осенью
Налоговая реформа, согласно данным опросов, была в числе наиболее востребованных наравне с реформой правоохранительных органов, а также системы образования и здравоохранения. Именно поэтому за всеми предложениями по изменению налоговой политики страны наши сограждане следят с особым вниманием. А власти не дают им заскучать ни на минуту.
Первая попытка провести налоговую реформу после Революции достоинства состоялась в апреле 2014-го. Ее наиболее значимым «достижением» стало введение налога на проценты по депозитам, увеличение верхней ставки налога на доходы физических лиц с 17 до 20 процентов, повышение некоторых акцизных ставок, а также шумные подковерные игры по поводу рентных ставок на добычу нефти, газового конденсата, руды и прочих полезных ископаемых.
Затем правительство обнаружило, что налоговая реформа получилась какая-то кривая, внесло несколько законодательных изменений для ее стабилизации и засело за более обстоятельный вариант. В декабре 2014 года состоялась вторая попытка проведения налоговой реформы. Тогда был сокращен перечень налогов (с 22-х до девяти), уменьшено количество групп плательщиков единого налога (с шести до четырех), внедрены налоги на роскошные автомобили и на пенсии, изменен принцип взимания налога на недвижимость, а также предпринята слабая попытка снизить ставку единого социального взноса (ЕСВ) с нынешних 41 процента до почти 16 процентов (правда, на таких условиях, что этим почти никто не смог воспользоваться).
Общественность второй попыткой налоговой реформы тоже осталась недовольна, назвав это «простой перестановкой кроватей в борделе».
И в 2015 году новоназначенное правительство взялось за третий вариант, еще более основательный и революционный. В Национальном совете реформ была создана группа, занимающаяся налоговыми преобразованиями. В нее вошли представители пяти основных фракций в парламенте, министерств и ведомств, общественных организаций и бизнеса.
К концу лета после горячих дискуссий сформировались две основные концепции налоговой реформы, которые на прошлой неделе заслушал Национальный совет реформ. Одну презентовало Министерство финансов, другую — группа, состоящая из народных депутатов, экспертов и представителей общественных организаций. Судя по презентациям, обе группы видят несколько по-иному варианты развития налоговой системы в Украине. Однако по итогам заседания совета им все-таки придется разработать единый проект реформы и подать его на рассмотрение парламента уже этой осенью.
— Решение сегодняшнего заседания таково: мы должны наработать совместный пакет реформ, которые будут соответствовать требованиям правительства, бизнеса и парламентариев, — сказала председатель Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
— Было несколько моделей, они отличаются по ставкам, поэтому продолжим работу, чтобы создать единую модель, которая будет поддержана правительством, президентом и парламентом, — отметила заместитель министра финансов Елена Макеева.
Что же предлагается?
Ключевыми моментами реформы являются уменьшение налоговой нагрузки на зарплаты, упрощение налогового законодательства, а также обеспечение его стабильности и предсказуемости, создание равных условий для работы всех предприятий (выведение из тени одних отраслей и ликвидация неоправданных налоговых льгот для других).
Кроме того, все разработчики налоговой реформы отметили, что бизнесу необходимы унификация правил налогового и бухгалтерского учета, усовершенствование процесса налогового аудита. Как уточнил первый заместитель главы профильного парламентского комитета Андрей Журжий, все стороны согласились, что очень важно упростить администрирование налогов и провести качественную реорганизацию фискальной службы.
— Чтобы бизнес практически не знал и не видел представителей налоговой, — сказал Андрей Журжий.
Также отмечалось, что после налоговой реформы быстрого выхода экономики из тени не будет, поскольку предприниматели займут выжидательную позицию.
— Опыт других стран показывает, что в первый год нет детенизации, — заявила Елена Макеева. — Потому что бизнес не верит тому, что эти правила не будут изменены через три-четыре месяца. Поэтому полгода, восемь месяцев бизнес будет ждать и смотреть, стабильно ли законодательство.
В связи с этим Минфин предлагает, по крайней мере, на три года ввести запрет на любые изменения Налогового кодекса.
На уровне 20 процентов предлагается установить ставки на прибыль (в настоящее время 18 процентов) и НДС (сейчас тоже 20 процентов, но есть льготные ставки, например, для операций по снабжению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения — 7 процентов).
В ходе обсуждения рассматривались разные варианты. Предлагалось даже внедрить так называемую эстонскую модель — налог на распределенную прибыль (когда взимается также налог на дивиденды и прочие платежи, которые получают собственники предприятия). Альтернативная концепция предусматривала снижение налога на прибыль до 15 процентов и предоставление льгот на налогообложение реинвестированной прибыли (то есть на деньги, вложенные в развитие предприятия). Обсуждалось и уменьшение ставки НДС — тоже до 15 процентов.
Это, пожалуй, наиболее понятный нашим согражданам налог, ведь его платят все работающие люди.
В настоящее время мы из своей зарплаты уплачиваем налог на доходы физических лиц (существующие ставки — 15 и 20 процентов) и ЕСВ — единый социальный взнос (3,6 процента). Кроме того, работодатель начисляет на нашу зарплату свою часть единого социального взноса (платеж, который идет на финансирование пенсий, оплату больничных, пособие по безработице и прочие социальные страховые выплаты), который составляет от 32 до 49,7 процента. Принято считать, что средняя ставка ЕСВ (с учетом взносов как работника, так и работодателя) — около 41 процента. То есть нагрузка на фонд оплаты труда — это в среднем 55—60 процентов. Чтобы было более понятно, для обеспечения человеку обещанной в контракте зарплаты в размере 4 тысяч гривен предприятие должно потратить 5 тысяч 480 гривен. При этом работник на руки получит 3 тысячи 218 гривен (с учетом внесенных налогов и сборов).
Что предлагается? Минфин решил максимально упростить работу бухгалтерам предприятий и установить с 2016 года ставки на одном уровне: единую ставку в размере 20 процентов в качестве налога на доходы и единую ставку в размере 20 процентов как ЕСВ. Это снизит нагрузку на фонд оплаты труда с нынешних 60 до 40 процентов. Более того, к 2018 году правительство планирует свести два платежа в один — в размере 20 процентов.
Также предлагается увеличить не облагаемую налогом часть заработка с нынешних 50 процентов минимальной зарплаты (в настоящее время 609 гривен) до одной минимальной зарплаты (сейчас 1 тысяча 218 гривен).
Из альтернативных предложений было снижение уровня налога на доходы до 10 процентов (но с отказом от необлагаемого минимума), а ЕСВ — до 20 процентов. Также были революционные заявления о необходимости полной отмены ЕСВ и о финансировании всех страховых выплат (в том числе пенсий) из бюджета.
Что касается единого налога, то в данной сфере было сломано немало копий. Ведь по мировым стандартам это легальная, разрешенная законом минимизация налоговых обязательств. Ну, а по украинским меркам это в первую очередь минимизация общения бизнеса с государством, что позволяет людям хоть как-то выжить в наших непростых экономических условиях. Такое мнение поддержал и глава государства.
— Упрощенная система налогообложения не прихоть бизнеса, а создание миллионов рабочих мест, где люди самостоятельно обеспечивают себя работой, — отметил президент Петр Порошенко, открывая обсуждение налоговой реформы на Национальном совете реформ. — Они не дают значительных поступлений в бюджет, но вместе с тем не требуют расходов из бюджета для обеспечения социальных рисков и вызовов. Это реальный инструмент развития малого и среднего предпринимательства в стране.
В начале 2015 года упрощенная система уже претерпела ряд реформ: было сокращено количество групп плательщиков единого налога с шести до четырех. И Министерство финансов предлагает еще уменьшить количество групп — до трех.
Сегодня у нас есть четыре группы.
Первая — предприниматели, которые занимаются только розничной торговлей на рынках или предоставляют бытовые услуги и не имеют права нанимать работников. Годовой оборот составляет менее 300 тысяч гривен.
Вторая — предприниматели с годовым оборотом менее полутора миллионов гривен. Они могут принимать на работу до десяти человек, предоставлять услуги населению и плательщикам единого налога, заниматься производством, торговлей, ресторанным делом.
В третьей группе находятся как физические, так и юридические лица, чей годовой оборот не превышает 20 миллионов гривен. Они имеют право нанимать на работу любое количество граждан. Ставки единого налога для третьей группы такие: 2 процента — в случае уплаты НДС, 4 процента — без уплаты НДС.
Четвертая группа — это бывшие плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога, у которых доля сельхозпроизводства за предыдущий год превышает 75 процентов.
Министерство финансов предлагает оставить первую и четвертую группы без изменений. Вернее, не так. Первую группу переименовать в группу А, четвертую — в группу В. Вторую и третью свести в одну, назвать ее группой Б и существенно ограничить в возможностях. Предлагается установить максимальный годовой оборот в размере всего 2 миллионов гривен.
Говорится также о возможности сократить максимальное число наемных работников и постепенно (на протяжении трех лет) повысить ставки с 2—4 до 4—10 процентов в зависимости от вида деятельности. В то же время данная группа сможет работать с юридическими лицами без ограничений. Впрочем, упрощенная система налогообложения — это та часть реформы, которая еще будет обсуждаться.
Напомним, что в настоящее время ставки налога на недвижимость и льготы по нему определяются решением местных советов. На государственном уровне утверждена только максимальная ставка — 2 процента минимальной зарплаты. Министерство финансов предлагает поднять максимальную ставку налога до 3 процентов.
Кроме того, обсуждается введение дополнительного налога на роскошные квартиры (свыше 300 квадратных метров) и дома (более 500 «квадратов») в размере 25 тысяч гривен в год.
Напомним, что в настоящее время таким «налогом на роскошь» облагаются автомобили, которым меньше пяти лет, с объемом двигателя свыше 3 тысяч кубических сантиметров. Этот налог Минфин также предлагает немного изменить. В частности, 25 тысяч гривен в год будут платить исключительно за автомобили классов премиум и люкс, средняя рыночная стоимость которых превышает миллион гривен.
— Должен быть четко определен перечень моделей, он есть в Европе, это 10—15 марок машин, — отметила Елена Макеева.
Зато одновременно будет введен налог для всех владельцев новых автомобилей (не старше пяти лет) — в размере до тысячи гривен в год.
Также Министерство финансов предлагает вернуть игорный бизнес, легализовать добычу янтаря с уплатой соответствующей ренты и за пять лет повысить акцизы до европейского уровня.