По мнению экспертов, это существенно облегчит получение необходимых землевладельцам документов и исключит возможность коррупции в данной сфере
Недавно произошло событие, которое может значительно упростить оформление документов на землю. Вступило в силу постановление Кабинета министров Украины, позволяющее нотариусам, а их в Украине около 6 тысяч 500, иметь доступ к электронной базе данных Государственного земельного кадастра для получения из нее выписок. Электронная услуга «Предоставление нотариусам доступа в Государственный земельный кадастр» разработана при содействии Министерства юстиции специалистами Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (ранее Госагентство по земельным ресурсам) в рамках кампании по делегированию части полномочий и децентрализации в сфере земельных отношений.
По мнению экспертов, новый порядок существенно облегчит получение документов на землю и исключит возможность коррупции в данной сфере. Кстати, согласно официальной статистике, ежегодно выдается около миллиона таких документов. Только в этом году, по состоянию на начало августа, гражданам и организациям страны было предоставлено 563 тысячи 826 выписок из кадастровой системы.
Выписка — это документ, подтверждающий наличие сведений о конкретном участке в Государственном земельном кадастре и содержащий данные о площади участка, целевом назначении, ограничении в использовании, составе земельных угодий и другие сведения. Выписка из кадастра, как справка из БТИ на квартиру, оформляется для сделки купли-продажи имущества и подтверждает право владельца на реализацию, дарение и завещание участка.
Действует выписка из кадастра в течение трех месяцев с момента ее выдачи. Но есть исключения. Бессрочными являются выписка о земельном участке для оформления права на наследство и документ, который выдается для подтверждения государственной регистрации земли или внесения в кадастр других сведений.
До недавнего времени право выдавать выписки имели только кадастровые регистраторы. Как отметил председатель Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра Максим Мартынюк, делегируя эти полномочия нотариусам, его организация стремится снизить уровень централизации предоставления услуг в сфере земельных отношений. Кроме того, уменьшается нагрузка на кадастровых регистраторов, что повысит уровень комфорта для граждан. Все необходимые для осуществления земельных сделок справки теперь можно получить в одном месте — непосредственно у нотариуса.
О новшествах, связанных с получением выписок из земельного кадастра, «ФАКТАМ» рассказала нотариус Людмила Шандыба:
— Сейчас нотариусам предоставили доступ к кадастру. Но для этого они должны выполнить определенные условия, в первую очередь — иметь техническое и программное обеспечение, соответствующее довольно жестким требованиям. По приблизительным подсчетам, для того чтобы подключиться к кадастру, нам необходимо потратить 10—13 тысяч гривен, кому-то это обойдется дешевле. Но в любом случае такой шаг необходим, поскольку существенно облегчает и ускоряет проведение сделки. Да и безопасность ее увеличивается, так как при малейших подозрениях можно проверить информацию об участке прямо на месте.
Те нотариусы, которые активно работают с недвижимостью, уже готовятся подключаться к земельному кадастру. Согласно моей информации, 16 киевских нотариусов имеют доступ к данному реестру. Мы тоже вскоре его получим.
— Сколько стоят выписки из кадастра?
— Недорого, 53 гривни. Но следует учесть, что нотариусы имеют гораздо меньше полномочий, чем кадастровые регистраторы, и могут подключаться к базе данных и выдавать выписку только в связи с совершением нотариальных действий, то есть при купле-продаже, дарении, наследовании земли и так далее.
— А если владелец участка просто попросит оформить ему выписку на всякий случай?
— Тогда нотариус будет вынужден отказать. То есть заглянуть в реестр, чтобы убедиться, что этот человек действительно является владельцем земли, нотариус сможет. Но никаких документов не выдаст. В этом случае нужно обращаться к кадастровому регистратору.
— Как нотариус удостоверится в том, что обратившийся к нему человек имеет право на получение выписки из реестра?
— Специалист обязательно проверяет паспорт и документ, подтверждающий право собственности на этот земельный участок. Такими документами являются договор купли-продажи или мены, дарственная, государственный акт или свидетельство о наследовании.
— Потенциальный покупатель может получить информацию из кадастра об этой земле, ее владельце и истории?
— Нет. Ведь он пока никакого отношения к участку не имеет, а притвориться покупателем может кто угодно. Но продавец в присутствии покупателя может попросить нотариуса предоставить такую информацию. Правда, только после того, как нотариус проверит правоустанавливающие документы владельца, — подытожила Людмила Шандыба.
Стоит отметить, что предоставление нотариусам доступа к кадастру является очередным этапом реформирования системы земельных отношений. Напомним, что с 1 июля нынешнего года в Украине начал работу электронный сервис по получению выписок из Государственного земельного кадастра. Новая услуга дает возможность заказать и оплатить выписку через Интернет, а получить сам документ в ближайшем центре административных услуг. О готовности выписки человеку сообщают по электронной почте.
Для заказа выписки в режиме онлайн нужно зайти на сайт Публичной кадастровой карты и найти свой участок или по кадастровому номеру, или прямо на карте. При клике мышью на нужном участке появляется окошко с короткой информацией о земле. В этом окошке есть ссылка «Заказать выписку». Зайдя по ней, необходимо указать свои паспортные данные и данные правоустанавливающего документа на землю. Обязательно следует сообщить электронный адрес, куда придет информация о том, где и когда можно получить свою выписку. Услуга стоит 53 гривни и оплачивается карточкой в режиме онлайн.