Внимание и государственных органов, и общественности должно быть сконцентрировано на противодействии любым экстремистским проявлениям в стране
Основатель Украинского института исследования экстремизма Галина Герега рассказала о том, как Украине справиться с возросшим уровнем агрессии в обществе и его последствиями.
— Институт, президентом которого вы являетесь, занимается проблемами экстремизма. Эта тема сегодня чрезвычайно актуальна, учитывая непростую политическую ситуацию в стране и конфликт на востоке. Расскажите о конкретных наработках, исследованиях института.
— За десять месяцев своей деятельности мы провели более десяти комплексных исследований. Я сейчас не буду останавливаться на всех, расскажу лишь о некоторых.
Особое внимание мы уделили «детям войны» — наиболее незащищенной от военного конфликта на востоке категории населения. Мы должны откорректировать государственную политику по эвакуации детей из зоны конфликта, увеличить помощь семьям переселенцев с детьми и защитить права детей, находящихся на оккупированной территории. Самые маленькие граждане должны постоянно чувствовать, что их государство — это Украина. Комплекс рекомендаций по решению этой проблемы, предложенный институтом, уже принят к рассмотрению уполномоченным президента Украины по правам ребенка.
Еще одно направление нашей деятельности — это мониторинг проблемы экстремизма в региональном разрезе. По его результатам мы сделали выводы, как быстро пик насилия может перемещаться из одного региона в другой.
Вскоре мы представим результаты нашего исследования, направленные на то, чтобы выяснить, насколько целесообразным является вооружение населения огнестрельным оружием.
Мы уже сформировали рекомендации и для МВД, и для представителей местной самообороны по применению активных мер по изъятию оружия, распространяемого из зоны противостояния. Определенные меры добровольного изъятия уже принимаются милицией, но их явно недостаточно для того, чтобы остановить вооруженный криминалитет и просто неадекватных людей.
— Есть ли статистика, как изменился уровень экстремизма в нашей стране за последнее время? В каких регионах, кроме восточного, он процветает больше всего? И какие прогнозы вы даете на ближайшее время?
— В начале года мы опубликовали исследование, в котором за 2014 год зафиксировано почти две тысячи экстремистских проявлений. Но нужно понимать, что мы анализировали очень сложный для Украины период. Это и противостояния на Майдане, и аннексия Крыма, и активная фаза военных действий на востоке. Соответственно, регионы, в которых зафиксирован наибольший уровень экстремизма, — Донецк, Луганск, Крым и Киев. В группу регионов с высоким фоном экстремизма вошли также Харьковская, Одесская, Днепропетровская, Львовская и Запорожская области. В то же время самыми спокойными были Черниговская, Волынская, Закарпатская, Кировоградская и Черновицкая области.
Если говорить о прогнозах, то они, к сожалению, не радужные. Непредсказуемость военного конфликта на востоке, падение уровня жизни людей, отсутствие системной политики по решению проблем переселенцев — всё это факторы, которые, по прогнозам наших экспертов, могут привести к увеличению уровня агрессии в обществе. Поэтому внимание и государственных органов, и общественности должно быть сконцентрировано на противодействии любым экстремистским проявлениям.
— В США и Европе также существует проблема экстремизма, но там государство уже научилось ей противостоять. Что нужно сделать в Украине для того, чтобы снизить уровень агрессии в обществе?
— Очевидно, что для правительства страны, которая находится в состоянии войны и глубочайшего финансово-экономического кризиса, существуют первоочередные приоритеты: найти деньги на армию, обеспечить зарплаты и пенсии народу, избежать дефолта. Вместе с тем нужно понимать, что уровень агрессии в обществе очень высок, поэтому к решению проблемы экстремизма нужно подходить на государственном уровне.
Со своей стороны, институт выступил с предложением провести общенациональный круглый стол с участием президента, Кабинета министров, лидеров парламентских фракций, представителей общественности, международных организаций и экспертов для того, чтобы оценить угрозы роста насилия и агрессии в стране и выработать единый план, как с этим бороться. Мы уверены: в нынешней ситуации диалог — это самый эффективный метод противодействия возрастающему уровню агрессии.
— Кроме проведения исследований, институт занимается наработкой практических рекомендаций, методологии и даже культурными проектами. Расскажите об этой сфере вашей деятельности подробнее.
— Внедрение европейских ценностей и культура диалога — также предмет наших инициатив. Ближайшие проекты: формирование взаимопонимания среди школьников, проведение обучения для психологов и социальных работников, формирование пособия по социальной защите участников АТО и членов их семей, проведение межрегиональных обменов среди учащихся и студентов, создание социальных патриотических роликов. Эти инициативы направлены на формирование толерантности и терпимости в обществе.
— В приоритетах работы института значится решение проблемы гендерного неравенства. В то же время вы собственным примером опровергаете наличие такой проблемы. Считаете, у украинских женщин действительно меньше шансов стать успешными в политике и бизнесе, чем у мужчин?
— Возможно, шансов и не меньше, но усилий нужно приложить в два, а то и в три раза больше. И поверьте, я очень хорошо это почувствовала на собственном примере.
Сегодня Украина идет по пути европейской интеграции. Соответствующим образом необходимо подходить и к документам, регламентирующим равные права мужчин и женщин. Например, во Франции была принята поправка к Конституции, согласно которой политическая партия может быть зарегистрирована только в том случае, если в ее списке поровну представлены мужчины и женщины. Треть парламентариев Норвегии и половину Кабинета министров по закону этой страны составляют представительницы слабого пола.
В украинском парламенте только 11 процентов — женщины. Но дело не только в законодательных нормах. Прежде всего нужно сломать наиболее серьезное препятствие на пути к гендерному равенству — стереотипы. К сожалению, очень часто именно они мешают женщинам попадать во властные структуры. Поэтому параллельно с изменением законодательства нужно проводить и соответствующую информационную политику.
Обратите внимание: чем больше процент женщин во властных структурах, тем более развита страна, тем выше там уровень жизни, крепче демократические основы и меньше конфликтов. Так как в женщине самой природой заложена способность находить компромисс и избегать конфронтации.
— Вы много общаетесь с западными инвесторами и политиками. Как думаете, чего на Западе сегодня ждут от Украины?
— От Украины ждут реформ, изменений. И эти изменения должны произойти не только во власти, но и в наших головах. Новую страну невозможно построить на насилии и раздоре.
Сейчас самое важное — расставить ориентиры, научиться решать проблемы без силовых методов, без агрессии, путем диалога, языком согласия. Только общество, в котором обращают внимание на проблемы других, способно победить и процветать.
— Вы говорите об отсутствии диалога в обществе. Что нужно, чтобы украинцы начали слушать друг друга? Как переключить их на позитив, если 90 процентов новостей, которые они ежедневно получают, негативные?
— Наш институт предлагает целый комплекс мер по созданию позитивного информационного пространства в Украине. Речь идет о формировании общественного мнения посредством документального и художественного кино, социальной рекламы, проведения художественных выставок. То есть нам необходимо не только демонстрировать объективную позицию относительно происходящего, но и формировать предложение будущего, желаемый образ Украины.
— По вашим прогнозам, в ближайшее время уровень экстремизма будет расти или ситуация все же стабилизируется?
— В условиях войны и экономического кризиса сложно говорить о стабилизации ситуации с экстремизмом. Во времена больших перемен общество всегда лихорадит: увеличивается уровень агрессии и насилия, начинается незаконное перераспределение собственности и, что еще хуже, обесценивается человеческая жизнь. Наш институт стремится сделать все возможное, чтобы Украина как можно быстрее вышла из этой зоны «турбулентности» и стала цивилизованным правовым государством. Главная наша цель — наработать рекомендации, которые помогли бы остановить эскалацию насилия в украинском обществе и направили его на путь гуманизма и взаимного уважения.