Специалисты бьют тревогу: учеба в школе забирает у детей здоровье. Оказывается, около 70 процентов выпускников школ имеют сформировавшуюся патологию опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пищеварительной или эндокринной систем. Такую настораживающую статистику привела во время прямой линии «ФАКТОВ» врач-педиатр высшей категории, научный сотрудник отделения торакоабдоминальной хирургии, хирургической коррекции врожденных пороков развития у детей Института педиатрии, акушерства и гинекологии Национальной академии медицинских наук Украины кандидат медицинских наук Галина Ермолова. На что нужно обращать внимание родителям, чтобы предупредить «школьные» болезни? Сколько времени ученик младшей школы может пользоваться планшетом или телефоном? Стоит ли делать ребенку прививку от гриппа? Ответы на эти и другие вопросы — в прямой линии.
* — Здравствуйте, Галина Семеновна! Меня зовут Оксана, живу в Черкассах. Сын пошел в первый класс, и утром отказывается от завтрака. Что посоветуете?
— Организм ребенка всю энергию направляет на то, чтобы приспособиться к новым условиям, а на завтрак сил не остается. Чтобы сын легко адаптировался к ритму школьной жизни, вам следовало за месяц или хотя бы за две-три недели до первого сентября перейти на новый режим дня, поиграв «в школу». Ребенок встает, умывается, убирает постель, собирает ранец (туда можно положить любимые игрушки или книжки), завтракает и идет с мамой или бабушкой «на занятия».
— Понимаю, что упустила время…
— Попробуйте предлагать сыну на завтрак то, что он любит. Ребенку полезно есть мясо три раза в день: животные белки и полноценные аминокислоты нужны для роста и развития, образования новых клеток. Можно дать и вареную колбасу или сосиску, но только качественную. Мясо хорошо дополнить серой кашей — гречневой, овсяной, ячневой. Очень полезен рис, поэтому готовьте рисовую кашу пару раз в неделю. Рис содержит углеводы и хорошо усваивается, выделяя при расщеплении много глюкозы, которая питает клетки мозга. Это будет кстати как раз ко второму-третьему урокам.
Утром мозг ребенка еще не готов полноценно включиться в работу, и системы, ответственные за сосредоточенность, скорость запоминания, объем мышления, работают замедленно. Мы советуем педагогам младших классов составлять расписание так, чтобы серьезные предметы, например, математика, приходились на второй-третий уроки, а первый урок был устным — природоведение, чтение.
Не забывайте дополнять завтрак овощным салатом или нарезанными огурцом, помидором, сладким перцем, натертой морковью. Мясо и свежие овощи можно дать и с собой, если мальчик в школе не обедает.
* — «ФАКТЫ»? Звонит Елена из города Кременчуг Полтавской области. Мои сын и дочь (они погодки, ходят во второй и третий классы) на завтрак привыкли пить какао. Не вредно употреблять его каждый день?
— Какао в большом количестве содержит кофеин и теобромин, к которым чувствительны структуры головного мозга, ответственные за процессы мышления, скорость запоминания, долгосрочную и краткосрочную память. Чем больше ребенок пьет какао или ест шоколада, тем больше ему хочется еще. Из-за этого раздражаются мозговые центры, повышается внутричерепное и внутриглазное давление, нарушается правильная связь всего организма с мозгом. У ребенка меняется поведение: он становится резким, дерзким, неуравновешенным.
Самый полезный напиток для детей — морс: разведите в кипяченой воде любое варенье и добавьте дольку лимона. Также можно заварить мятный чай, подсластив его вареньем, или сварить компот из свежих фруктов либо узвар.
— Можно ли дать в школу чай?
— Крепкий чай содержит танины, вызывающие излишнее возбуждение. Лучше налить в термос морс, который ребенок пил за завтраком. Но этот напиток быстро теряет вкусовые качества, поэтому скажите детям, что лучше выпить его после второго-третьего урока. Можно дать сок в маленьком пакетике или небольшую бутылочку минеральной либо столовой питьевой воды без газа. Слизистая ротовой полости еще не готова к углекислоте, которая может обжечь ее, из-за чего увеличится отечность тканей, появится заложенность носа, ребенок начнет покашливать.
* — Прямая линия? Вас беспокоит Анна из Киева. Сын (ему десять лет) перешел в новую школу, к которой добирается полтора часа. Бутерброды брать с собой не хочет, а дома обедает часа в четыре вечера. У него появилась отрыжка, иногда болит живот. Это из-за неправильного режима питания?
— Вполне возможно. Наша пищеварительная система работает строго по биоритмам. Чтобы пищеварение не нарушалось и не возникали отрыжка, дискомфорт и тяжесть в животе, нужно соблюдать режим питания: завтракать, обедать и ужинать в определенные часы. Большие перерывы между приемами пищи вредны. У ребенка, позавтракавшего в семь часов утра и пообедавшего через девять (!) часов, сбивается физиологический ритм и начинаются проблемы с желудком, печенью, желчным пузырем.
Попробуйте давать сыну с собой кусочек мяса (отварную курицу или индюшатину, запеченную буженину) и нарезанные кусочками сезонные овощи: помидор, огурец, сладкий перец, морковь. Положите еду в красивый ланч-бокс, и, думаю, ребенок с удовольствием перекусит на перемене.
Проследите, как сын ест дома. Вредно, когда проголодавшийся ребенок набрасывается на еду, глотая непрожеванную пищу. Процесс пищеварения начинается во рту, и чтобы еда хорошо переваривалась, нужно тщательно жевать. Тогда пища, измельченная зубами и смоченная слюной, в которой содержатся ферменты липаза и амилаза (они расщепляют жиры и углеводы), хорошо усваивается.
Если отрыжка будет беспокоить сына и дальше, можете проконсультировать его у специалистов нашего Института педиатрии, акушерства и гинекологии (ПАГ). Он находится по адресу: г. Киев, ул. Платона Майбороды, 8. Я принимаю в поликлинике по понедельникам с 12 до 14 часов, в среду и четверг — с 10 до 13 часов. Можно приходить без направления участкового врача, но обязателен паспорт одного из родителей.
* — Алло! Это Нина из Чернигова. Внучка, которая пошла в первый класс, стесняется отпрашиваться на уроке в туалет. Я уже говорила с учительницей, чтобы она обращала внимание, когда девочка начинает беспокоиться и ерзать. Насколько опасно сдерживать позывы к опорожнению?
— Объясните внучке, что нет ничего постыдного в том, чтобы поднять руку и попроситься выйти из класса. Дайте ей с собой в школу немного туалетной бумаги и упаковку влажных салфеток (пусть она носит их в карманчике).
Задерживать опорожнение кишечника вредно. При позыве на дефекацию в мозге возникает очаг возбуждения, а если опорожнение не происходит, со временем сфинктер ослабевает и возникает каломазание: на трусиках появляется коричневая полоска. Также из-за постоянного сидения возникает застой в геморроидальных венах и может начаться отек слизистой прямой кишки, нарушиться ее иннервация, и тогда возникнут запоры.
* — К вам обращается Зинаида из Полтавы. Педиатр сказала, что у моего сына (ему три с половиной годика) неправильно развивается стопа. Почему это происходит и что делать?
— Если у ребенка есть проблемы со стопой, обратитесь к детскому ортопеду. Обычно специалист рекомендует корректирующие стельки, которые заказывают индивидуально. Ножку малыша ставят на вакуумный матрасик, и компьютер с учетом особенностей стопы — бугорочков и ямочек — высчитывает оптимальный оттиск, по которому отливается стелька. Ее нужно носить постоянно — и в домашней обуви, и в уличной, и в спортивной. Раз в полгода (по мере того, как ребенок растет) стельку нужно менять.
Также важно покупать хорошую обувь — с супинатором и закрытой пяткой, создающую условия для правильного формирования стопы. Обувь должна быть по размеру (максимум — на размер больше), чтобы нога не ерзала. Это помогает правильному формированию ноги и развитию внутренних межпозвонковых мышц, способствует адекватной нагрузке на позвоночник и кости таза.
Стопа — это точка опоры, берущая на себя всю тяжесть тела и с раннего детства испытывающая большую нагрузку. У малышей стопа обычно уплощена: еще не развиты мышечные волокна, есть много жировой ткани, не сформирован свод. Представьте себе, как растет слабое деревце: оно кренится, искривляется, и выравнивается, если ему подвязывают поддерживающую палку. Задача садовника — укрепить корневую систему, чтобы дерево правильно развивалось и хорошо росло. Точно так же и организм ребенка. От того, как врачи и родители потрудятся над формированием стопы малыша, зависит не только хорошая осанка, но и развитие органов пищеварения, работа мочевыделительной системы и тазовых органов, а также нормальное зрение.
* — Валентина из города Никополь Днепропетровской области. Мы с мужем оба близорукие, а у сына (ему семь лет) зрение пока нормальное. Как предупредить у него развитие близорукости?
— Чтобы не пропустить ухудшение зрения, советую два раза в год показывать ребенка окулисту. Каждый день ребенок должен гулять на свежем воздухе. Рассматривая во дворе или в парке разные предметы — крупные и мелкие, находящихся вблизи и вдали, поворачивая глаза в разные стороны, чтобы изменить ракурс, дети развивают зрительный аппарат, формируют обзорное, панорамное зрение в мозге. Кроме того, движение — бег, прыжки, подвижные игры — это хорошая тренировка для тела и своеобразная зарядка для глаз.
* — Добрый день! Звонит Марина из Киева. Моя дочка-первоклассница очень шустрая, и учительница делает ей много замечаний. Как приучить ребенка к усидчивости?
— Конечно, в шесть-семь лет малышу трудно высидеть 30—35 минут за партой, поэтому учительница должна проводить физкультминутки. Если ребенок во время урока попрыгает сначала на одной, а потом на другой ножке, помашет руками, кровоток активизируется, и лучше будет усваиваться школьная программа. Несложная зарядка (поднять правую руку и согнуть в колене левую ногу, а левую руку отвести в сторону или поставить на пояс, а потом повторить наоборот) развивает двигательную память и тренирует разные полушария мозга. Правильное их взаимодействие особенно полезно для детей, которые картавят или плохо говорят.
Дома постарайтесь следить, чтобы девочка не перескакивала с одного занятия на другое. Приучайте ее к последовательности: сначала нужно сделать это домашнее задание, потом можно попрыгать, поприседать, а затем опять позаниматься. Конечно, ребенку интереснее играть на планшете или телефоне, а не делать уроки. Но пообещайте дочке, что если она выполнит задания, то сможет отдыхать и развлекаться. Отдых должен быть активным, желательно на свежем воздухе. Пусть ребенок бегает, катается на самокате или велосипеде, играет в подвижные игры.
* — Это Мирослава из Львовской области. Я вожу внука в первый класс, и обратила внимание, что дети в школе на переменах не двигаются, а сидят и играют в телефонах. Сколько времени безопасно играть?
— Телефон ребенку нужен для того, чтобы родители могли связаться с ним и уточнить, где он находится, а сын или дочка позвонить и отчитаться, куда идут, или сообщить, что задержались в школе или у друга. Считается, что без вреда для здоровья ученик начальной школы может заниматься или играть на компьютере либо телефоне не более 40 минут в день, разделив время на две части: по 20 минут в первой и второй половине дня.
Хотя человек не ощущает воздействия ультразвуковых частот, оно небезопасно для организма: отрицательно сказывается на психическом здоровье, может спровоцировать развитие онкологического заболевания — это доказали исследования. Люди, вынужденные по долгу службы много работать за компьютером, жалуются на ухудшение зрения, раздражительность, проблемы со сном.
* — Могу я поговорить с доктором? Это Марина из Луцка. У меня двое детей: дочке полгодика, а сын пошел в первый класс. Нужно ли его прививать от гриппа? Как укрепить иммунитет малышки?
— Считаю, что прививать детей от гриппа нецелесообразно. Вакцина обычно содержит штаммы вирусов, актуальные в прошлом году. Ребенка привили, иммунная система начала вырабатывать антитела, а он встретился с новым штаммом — и заболел. Кроме того, прививка от гриппа не защищает от других ОРВИ.
Чтобы у малыша был крепкий иммунитет, изначально здоровой должна быть мама. Если девочка с 12—13 лет курит, с 14 — пьет пиво, то в будущем, когда она вырастет и станет мамой, ее ребенок будет часто болеть. Лучший метод укрепления защитных сил организма — закаливание. Его начинают с рождения. Закаливающая процедура — купание. Температура воды для здорового доношенного ребенка — 37 градусов. Через две недели ее снижают на полградуса, через неделю — еще на полградуса и так далее, пока она не достигнет 30 градусов. Вода должна быть такой, чтобы включались рецепторы кожи и мозг поддерживал теплообмен. Если ребенок маловесный, недоношенный, начальная температура может быть 37,3—37,5 градуса в течение месяца, и снижать ее надо более медленно и плавно.
С пяти месяцев следует выкладывать ребенка на пол, чтобы он двигался и осваивал пространство. Не кутайте дочку. Часто вижу, как младенец, одетый в пуховый комбинезон, лежит в плотном конверте, в утепленной и закрытой защитным чехлом коляске, а это неправильно. Малыша дома разворачивают — он весь мокрый, хотя дети до 13—14 лет, пока не начинают развиваться потовые и сальные железы, не потеют. Просто через поры кожи выходит жидкая часть плазмы, а вместе с ней натрий, цинк и другие полезные микроэлементы. Иммунная система ослабевает, открывая дорогу болезням.
Каждый день с ребенком надо гулять. Неправильно, когда младенца с ноября по март не выносят на улицу. Если температура воздуха от нуля до пяти градусов мороза, можно погулять полчаса, а затем в течение дня — еще два-три раза по полчаса. Школьникам младших классов на улице нужно находится минимум полтора-два часа.
Подготовила Наталия САНДРОВИЧ, «ФАКТЫ»
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»