Украина

О чем больше не молчат банкиры: украинцы стали лучше разбираться в нюансах банковского обслуживания

8:45 — 26 сентября 2015 eye 2950

Знаете ли вы, чему научил финансовый кризис украинцев? Что важнее для нынешних банковских вкладчиков — доходность или репутация финансового партнера? Что людям известно о Фонде гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) и какие источники информации наши граждане считают самыми надежными? На днях результаты совместного масштабного исследования опубликовали Фонд гарантирования вкладов и Агентство США по международному развитию (USAID). Мы также предлагаем читателям проверить себя и узнать, смог ли уходящий экономический кризис повысить их уровень финансовой осведомленности.

Предыстория: кому, зачем?

Организаторы исследования говорят: такой срез знаний необходим, чтобы в дальнейшем совершенствовать работу и Фонда гарантирования вкладов физических лиц, и самих банков в части работы с клиентами.

— Эффективная система гарантирования вкладов — один из краеугольных камней стабильной финансовой системы, — рассказал Джед Бартон, директор миссии USAID в Украине во время презентации исследования. — ФГВФЛ играет важную роль в защите физических лиц, являющихся вкладчиками банков, что крайне необходимо для укрепления доверия к банковской системе Украины. Результаты этого исследования помогут направить дальнейшую работу фонда на оказание помощи вкладчикам и банкам.

Помимо работы ФГВФЛ с клиентами неплатежеспособных, а проще говоря, обанкротившихся банков, которых за последние полтора года в Украине появились десятки, организация также занимается и просветительской деятельностью, помогая украинцам разбираться в тонкостях финансового мира.

— Осуществление мероприятий по информированию общественности о системе гарантирования вкладов физических лиц и повышению уровня финансовой грамотности населения — законодательно закрепленные функции фонда, — говорит заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Оленчик. — Проведенное при поддержке Программы развития финансового сектора (USAID/FINREP-II) исследование помогает усовершенствовать информационную деятельность фонда и максимально адаптировать ее к нуждам потребителей финансовых услуг.

Кстати, именно банковское сообщество, представители госорганов и другие эксперты рынка первыми узнали о результатах исследований.

Проверяем себя

Опрос проводила Украинская маркетинговая исследовательская компания InMind в феврале-марте этого года. Всего были опрошены 1000 респондентов в возрасте от 18 лет и старше в городах с населением от 50 тысяч во всех регионах Украины, кроме Крыма и Донбасса. Во время телефонного опроса, который длился в среднем около 15 минут, украинцы отвечали на 41 вопрос.

Приводим результаты опроса и точку зрения банкира — одного из участников презентации исследований Фонда гарантирования вкладов физических лиц и USAID: насколько данные показатели отражают сегодняшние клиентские запросы и настроения.

Депозиты

30 процентов украинцев, пользующихся банковскими услугами, имеют депозитный счет.

*Представляя результаты совместного масштабного исследования Фонда гарантирования вкладов физлиц и Агентства США по международному развитию (USAID), эксперты отметили, что теперь большинство граждан при открытии счета прежде всего обращают внимание на репутацию банка

Андрей Мойсеенко, заместитель председателя правления Банка Кредит Днепр:

— Приятно констатировать, что постепенно эта цифра начинает расти. После самых пиковых моментов кризиса и массовых оттоков депозитов населения из банковской системы в начале года сейчас мы наблюдаем первые признаки стабилизации в финансовом секторе, на валютном рынке и в целом в экономике страны. Все это действительно возвращает вкладчиков в банки и способствует росту гривневых депозитных портфелей и замедлению оттоков валютных вкладов. В частности, мы наблюдаем это по активизации наших клиентов. Еще один позитивный сигнал, который мы получаем от вкладчиков, — увеличение сроков размещения средств. Так, наиболее популярными среди клиентов Банка Кредит Днепр являются депозиты сроком от трех до шести месяцев, в то время как еще полгода назад наиболее востребованными вкладами были депозиты до трех месяцев.

Работа Фонда гарантирования вкладов физлиц

Почти половина опрошенных украинцев — 49 процентов респондентов — знают о фонде. Среди вкладчиков таких гораздо больше — 68 процентов. За последнее время существенно увеличилось число тех, кому известно, что сумма компенсации вкладчикам неплатежеспособных банков составляет 200 тысяч гривен — 40 процентов против 7 процентов в 2010 году (результаты общенационального опроса «Финансовая грамотность и осведомленность в Украине»).

За информацией относительно работы ФГВФЛ аудитория, как правило, обращается к своему банку-партнеру (46 процентов), на горячую линию (36 процентов) и сайт фонда (35 процентов).

Андрей Мойсеенко, заместитель председателя правления Банка Кредит Днепр:

— Считаю, что эти цифры ярко отображают сегодняшнюю картину. Украинцы действительно стали куда более осведомленными в вопросах гарантирования вкладов. Во многом это связано с большим количеством банков, которые, не выдержав кризиса, были вынуждены сворачивать бизнес. Соответственно, клиенты столкнулись с работой данного финансового института напрямую. Тут, кстати, отмечу, что наш банк утвержден банком-агентом ФГВФЛ на 2015—2016 годы и уже осуществлял выплаты компенсации клиентам неплатежеспособных финучреждений. С учетом собственного опыта сотрудничества можем констатировать, что система работы с вкладчиками, особенно в тех условиях, в которых оказался фонд, когда рынок покидают десятки украинских банков, а гарантированные суммы должны получить сотни тысяч граждан, выстроена достаточно грамотно и эффективно. Приведу пример. Только через наш банк, который выплачивал компенсацию клиентам трех неплатежеспособных финструктур в нескольких регионах Украины, прошли порядка 10 тысяч украинцев, которым мы выплатили в общей сложности около 250 миллионов гривен. За все время осуществления выплат мы не получили ни одной жалобы от клиентов, средства от Фонда гарантирования вкладов поступали своевременно, в среднем время обслуживания одного человека не превышало десяти минут. И тут важно отметить, что во многом именно от банков-партнеров фонда зависит то, насколько вкладчики проблемных финучреждений будут удовлетворены работой ФГВФЛ. Например, мы создали такой механизм выплат, который не просто позволил избежать очередей, но и вернул большинству клиентов веру в состоятельность украинской банковской системы. Специально для вкладчиков проблемных банков была выделена отдельная горячая линия, позвонив на которую, каждый мог получить консультацию и записаться на прием в ближайшее отделение банка на любое время, удобное для выплаты гарантированной фондом суммы. Всех граждан обслуживали оперативно. Теперь многие из них являются клиентами нашего банка.

Доверие к банковской системе

Исследование показало, что при открытии банковского счета потребители прежде всего обращают внимание на репутацию банка (75 процентов). Также большинство респондентов ответили, что предварительно внимательно знакомятся с банковским договором (60 процентов) и лишь почти для трети (29 процентов) опрошенных наиболее значимой является процентная ставка по вкладу.

Андрей Мойсеенко, заместитель председателя правления Банка Кредит Днепр:

— Что мы видим по тысячам наших вкладчиков? Действительно, если еще несколько лет назад основным критерием для украинцев при выборе банка служили процентные ставки по депозитам, то сейчас люди стали более тщательно выбирать финансового партнера. И я считаю, что такой тренд повышения уровня финансовой культуры населения — один из немногочисленных позитивных моментов экономического кризиса в Украине. Выбор в пользу большей доходности сменился выбором в пользу надежности и устойчивости банков, пусть и с более низкими депозитными ставками. Более того, завышенные ставки по вкладам — в пределах 27—28 процентов и больше — сегодня вызывают у клиентов скорее опасения относительно стабильности финучреждения. Привлечение банком ресурса по завышенной цене свидетельствует о его проблемах с ликвидностью.

Сегодня для клиентов в первую очередь важно то, насколько банк готов выполнять свои обязательства в части выплаты депозитов и процентов по ним, проводит ли он своевременно платежи. Например, наш банк за весь период экономической нестабильности в стране ни разу не подвел ни одного клиента и все время и в полном объеме выполнял все свои обязательства, проводя клиентские платежи, выплачивая депозиты и проценты по ним. Мы считаем, что это очень важные показатели стабильности и надежности банка.

Хочу также сказать клиентам, что перед тем, как доверить банку свои средства, стоит внимательно ознакомиться с его историей, репутацией на рынке, уровнем ликвидности, обратить внимание на присутствие финучреждения в различных рейтингах надежности. Безусловно, чрезвычайно важным критерием для любого украинского банка в условиях финансово-экономической нестабильности и требований регулятора является четкое выполнение плана капитализации. К слову, акционер нашего банка очень серьезно подходит к данному вопросу: за полтора кризисных года уставный фонд Банка Кредит Днепр увеличивался дважды — в декабре прошлого года на 85 процентов и этим летом еще на 43 процента.

Немного об итогах

Как мы смогли убедиться, результаты исследования — отличное подтверждение того, что украинцы стали финансово более образованными. В свою очередь, участники банковского рынка сходятся на том, что высокий уровень финансовой культуры общества — одна из важных составляющих создания мощной банковской системы всей страны, а значит, просветительская работа в этом направлении будет