В Запорожье открылась выставка художницы, которая вместо красок использует кофе и вино
В запорожской «Афина-галерее» открылась выставка «Палитра вкуса» местной художницы Ксении Доброчинской, которая нашла новое применение тому, что люди пьют для веселья и бодрости или расслабления. Ксения пишет картины маслом, использует гуашь, акварель, акрил, сангину, уголь. Однако посетители выставки надолго задерживаются перед ее произведениями, написанными кофе, вином и крепкими спиртными напитками.
Стройная кареглазая девушка признается, что рисование не было ее детским увлечением, она не занималась в изостудии или художественной школе.
— Мама рассказывала, что ребенком она рисовала на побеленной стенке за кроватью, — говорит 27-летняя Ксения Доброчинская. — Я же начала рисовать, пытаясь дать выход эмоциям после смерти любимой бабушки. Постепенно стало легче, стресс ушел, я ощутила умиротворение и даже блаженство… Конфуций как-то сказал: «Выбери работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Со мной именно так и произошло.
После школы Ксения поступила в Запорожский технический университет на факультет, где учили архитектурному и ландшафтному проектированию, но основным направлением был дизайн автомобилей. Девушке, по ее словам, было скучно, чему совсем не удивляешься, глядя на ее картины с почти сказочными пейзажами и забавными зверушками. Параллельно Ксения брала уроки в художественной студии Art-L Антона Шеретова.
— Когда появилась идея использовать вместо красок кофе?
— Несколько лет назад я гостила в Риге. Целый день была дома одна, на улице шел ливень, и мне очень захотелось рисовать. Кисточку нашла в квартире. А вот красок с собой не захватила. Поэтому начала искать что-нибудь подходящее и на кухне обнаружила банку растворимого кофе. Развела его погуще и стала рисовать железнодорожный вокзал на… однотонных обоях в прихожей. И только завершив работу, поняла, что натворила. Но хозяин квартиры не рассердился, наоборот, всем расхваливал мой рисунок.
И вот пять лет подряд я показываю на выставке картины, написанные кофе разных марок — и растворимым и заварным. Иногда работаю пивом — рисунок получается такого же цвета. Но кофе приятнее, тем более что он всегда у меня есть. Да и краску из него можно сделать любой консистенции. А еще рисую красным вином.
— И как ты «докатилась» до вина?
— Ездила к родственникам, они угостили меня домашним вином и с собой дали десять с лишним литров. Куда мне столько? Придумала перенести его на бумагу.
— Сколько же «алкокраски» уходит на картину средних размеров?
— Если вино магазинное, то не меньше бутылки: вино высыхает, становится светлее, поэтому надо наносить несколько слоев. А если домашнее, натуральное, насыщенное, то приходится даже разбавлять. Картина, написанная вином, которым меня когда-то угостили родственники, кардинально отличается по цвету от тех, что выполнены магазинным. Так что с домашним вином магазинное не сравнится.
Я даю мастер-классы на винных фестивалях в Киеве. Производители, которые привозят на фестиваль свою продукцию, заинтересованы, чтобы их вино участвовало в моем мастер-классе. Они предлагают: «Попробуйте моим!» — им самим интересно, какой получится результат.
Ксения поясняет, что для рисунков кофе и вином годится любая бумага — и та, что предназначена для работы карандашом, и плотная акварельная, и бумага-холст для масла, которая не впитывает краску. А работает художница чаще всего… на полу, просто у нее нет подходящего стола.
В феврале нынешнего года девушка познакомила земляков с техникой Drink Art — написанием картин с помощью крепкого алкоголя. В ход пошли ликер, коньяк, виски. Теперь рисунки Ксении не только приятны глазу, но и заманчиво пахнут.
— Наверняка, с твоими произведениями случались необычные истории?
— Как-то рисовала на холсте иллюстрации к книге «Конек-горбунок». Это затянулось месяца на два. Знакомые приходили ко мне в гости и наблюдали за процессом. Вроде бы все получалось, но работа была как бы не моя. В какой-то момент я взяла мастихин (шпатель. — Авт.) и за два часа сделала из конька-горбунка… девушку со львом. Когда на выставку пришли мои знакомые и сказали: «Ну, покажи нам своего конька-горбунка», — я подвела их к картине со львом. Знакомые были в шоке.
Бывает, ко мне подходят люди и говорят, что им снился именно такой рисунок и вот теперь они видят его наяву.
Однажды в Латвии украли мой натюрморт, причем не с выставки, а из частной коллекции. Я возгордилась: ого, значит, нашли ценность в моем рисунке. А в Киеве молодой итальянец увидел в экспозиции мою картину «Девушка с яблоками на голове» и умолял ее продать. Я объяснила, что это невозможно, ведь работа входит в каталог. И тогда он… заплакал. Этого я вынести не смогла и сдалась. А потом была вынуждена срочно написать точно такую же картину.
Выставки работ Ксении проходят в разных городах Украины и за рубежом. Ее произведения есть у волейболистки Полины Рагимовой в Азербайджане, у актера и писателя Евгения Гришковца и рок-музыканта Владимира Кузьмина в России, у частных коллекционеров в Швейцарии, Франции, Италии.
А еще Ксения Доброчинская вместе с родными занимается волонтерской работой, поддерживая бойцов в зоне АТО. Совместно с Запорожской областной научной библиотекой имени Горького и волонтерами Запорожской епархии девушка проводила мастер-классы для детей временных переселенцев из Донбасса.
*"Хотелось подарить хорошее настроение детям переселенцев из Донбасса", — говорит художница, которая успевает заниматься и волонтерской работой
— Встречи проходили два дня подряд, было полсотни ребятишек от трех лет и старше, — вспоминает Ксюша. — Хотелось подарить им хорошее настроение. Мы решили рисовать кофе-краской белочек— это одновременно и просто, и сложно, и интересно.
С августа прошлого года часть заработанных денег художница передает на благотворительность. Вот и на этот раз 25 процентов от вырученной на выставке суммы пойдет на лечение солдат.
— Иначе и быть не может, ведь ребята защищают наши жизни ценой своих, — говорит Ксения Доброчинская.
Фото автора